|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышение квалификации – и право и обязанность педагога. Необходимо повышение квалификацииПовышение квалификации работников предприятия – что это такоеПри помощи повышения квалификации работников организация получает возможность повысить общую эффективность использования трудовых ресурсов, внедрить инновационные методы организации труда и обслуживания клиентов и, соответственно – улучшить результаты экономической деятельности предприятия. Сейчас существуют различные методы повышения квалификации персонала предприятия, поэтому работодателям необходимо обязательно обращать внимание на подобные возможности. Особенно если учесть, что в некоторых случаях, аттестация и повышение квалификации работников являются обязательными мероприятиями. Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативыДействующее законодательство достаточно глубоко регламентирует вопросы повышения квалификации сотрудников и предусматривает наличие различных нормативов, обеспечивающих правовое регулирование данного вопроса. В частности, рассматривается данный аспект трудовой деятельности в положениях следующих нормативных документов:
Вышеозначенный закон об образовании №273 устанавливает несколько различных способов изменения статуса работника. В частности, он предполагает следующие механизмы получения образования в рамках рабочей деятельности:
Следует отличать, рассмотренные в законодательстве понятия профессионального образования и профессионального обучения. Так, под образованием подразумевается получение сотрудником определенного спектра знаний и документальное закрепление его путем выдачи соответствующего документа, в том числе и предоставляющего сотруднику новый статус. В то же время обучение предполагает приобретение практических навыков и теоретических знаний без фактического повышения или изменения уровня образования. Повышение квалификации работника может считаться как его переподготовкой, так и профессиональным обучением. Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимоДеятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами. Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре. При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых. Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:
Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работниковПовышение квалификации работников предприятия может производиться только в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, действующие нормативы предписывают два варианта направления сотрудника на повышение квалификации:
Руководители или коллеги в некоторых случаях также могут направлять работодателю или высшему руководству служебные записки или иные документы с представлениями или рекомендациями о необходимости повышения квалификации тех или иных работников. Само же прохождение повышения квалификации и обучение может проводиться различными способами. Например, к методам повышения квалификации персонала можно отнести следующие варианты:
[/attention]В случае, если повышение квалификации сотрудника предусматривает отрыв его от рабочего места, то работодатель обязан обеспечить сохранение за таковым сотрудником как его должности и рабочего места, так и средней заработной платы на весь период профессионального обучения. Однако данное требование актуально только в случае, если работник будет направлен на повышение квалификации работодателем, а не пойдет на него по собственной инициативе.[/attention] Следует также отличать процедуру аттестации сотрудников и непосредственного повышения квалификации. Аттестация подразумевает проверку полученных или имеющихся знаний, в то время как повышение квалификации – непосредственно их получение. Аттестация и повышение квалификации могут проводиться комплексно, с целью выявления фактического качества подготовки персонала к работе в новых условиях или на новой должности. Положение о повышении квалификации работниковЧтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:
Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них. Обязательное повышение профессиональной квалификации работниковВ целом, законодательство возлагает право принятия решения о необходимости проведения повышения профессиональной квалификации работников организации на работодателя. Однако в некоторых случаях регулярное повышение квалификации может быть обязательным. Но данные требования касаются лишь ограниченного контингента лиц, а именно:
Вышеозначенные категории сотрудников должны проходить регулярную процедуру повышения квалификации с обязательной её аттестацией. При этом регулярность проведения повышения квалификации должна обеспечивать прохождение означенной процедуры не реже одного раза в пять календарных лет. delatdelo.com Повышение квалификации – и право и обязанность педагогаПосетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»). Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д. Что такое повышение квалификации? В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации». Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499. Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». Что такое дополнительное профессиональное образование? Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки. Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании). Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации. Право педработника на дополнительное профессиональное образование Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель. Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры. Реализация права на дополнительное профессиональное образование Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным. Повышение квалификации как обязанность педагогического работника Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают. А что, если … Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО; если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО; если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности; если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы; если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Нормативные документы Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ) Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.) Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования Источник: Трудовой Кодекс РФ Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» Письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» Материалы сайтов: «Школа и право» http://usperm.ru/content/otvetstvennosti-za-uklonenie «Завуч инфо» http://www.zavuch.ru/pages/povyshenie/ «Ресурсы образования» https://www.resobr.ru/question/4272594086-qqess2-16-m9-obyazatelno-li-regulyarno-prohodit-kursy-povysheniya-kvalifikatsii-dlya
eduinspector.ru Что такое повышение квалификации?Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. Повышение квалификации подразделяется на три вида:
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости. Обучение может быть с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. В основном, программы повышения квалификации организуются по заявкам предприятий. Периодичность прохождения курсов устанавливают сами работодатели. Однако закон гласит, что курсы повышения квалификации должны проводиться не реже одного раза в 5 лет в течение всего трудового стажа работника. Другие разделы ДПО: Что такое профессиональная переподготовка? Что такое стажировка? Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих Повышение квалификации инженеров Вернуться в статью: Что такое дополнительное профессиональное образование? moeobrazovanie.ru Как подобрать курсы повышения квалификации для сотрудников | HR-elearningС 1 июля 2016 года на предприятиях, где к квалификации работников по законодательству установлены определенные требования, появилась необходимость применять профессиональные стандарты. Согласно некоторым профстандартам специалисты для продолжения своей профессиональной деятельности должны пройти повышение квалификации и, более того, есть требования к минимальному количеству часов обучения. В ряде профессий повышение квалификации сотрудников не просто требование профстандарта, а необходимость для решения производственных задач. Во многом по этим причинам эйчары все чаще задаются вопросом о том, как правильно выбрать курсы повышения квалификации так, чтобы это не стало пустой тратой финансов организации ради галочки. Кому необходимы курсы повышения квалификации?Для кого с 1 июля 2016 года профстандарты обязательны? Существует перечень профессий, для которых законодательством введены неукоснительные требования к квалификации: 1. Адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).2. Судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-I).3. Экипажи воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ).4. Аудиторы (ст. 4, 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).5. Главные бухгалтеры (ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).6. Государственные и муниципальные служащие (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).7. Работники, трудящиеся на подземных работах (ст. 330.2 ТК РФ).8. Работники, имеющие дело с химическим оружием (ст. 7 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).9. Учителя, педагоги (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).10. Медики, фармацевты (ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).11. Служащие, занимающиеся вопросами участия, оформления, организации, проведения госзакупок (ст. 38, 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). По всем перечисленным должностям профстандарты, обязательные к применению, должны быть использованы работодателем. В случае несоответствия уровня образования или наличия курсов повышения квалификации предприятие должно организовать обучение для таких сотрудников. Статьей 196 Трудового кодекса РФ определено, что подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Справка: Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации.При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. В ряде профессий повышение квалификации сотрудников не просто требование профстандарта, а необходимость для решения производственных задач. Например, менеджеры по персоналу, менеджеры по продажам, маркетологи , юристы, финансисты и многие другие профессии, деятельность которых основана при постоянно изменяющемся законодательстве и рыночных условиях . Либо специалисты сферы, в которой часто внедряются новые технологии, например, инженеры, врачи, IT-специалисты и так далее. Если же говорить о сфере управления, то обучение ТОП менеджеров, управленцев, стоит особо актуально. Обучение новым подходам в решении управленческих задач, приобретение новых навыков и знаний методов управления, позволяет компаниям получить конкурентное преимущество и не потерять свои позиции на рынке. Важно отметить, что не для всех профессий обязанность постоянного обучения предписана законодательством, для многих компаний это залог быть конкурентоспособными на рынке. Иными словами, держать профессиональные знания и навыки в тонусе важно для каждой профессии, осталось разобраться, как грамотно выбрать курсы повышения квалификации. Как выбрать форму обучения?Перед тем как приступать к выбору курсов повышения квалификации или просто образовательных курсов необходимо определиться с формой обучения: очные курсы, очно-заочные(очно и дистанционно одновременно), дистанционные. У каждой формы обучения есть свои плюсы и минусы, необходимо определить какие из них критичны в каждом конкретном случае. Очные курсы повышения квалификации.Преимущества: • Возможность личного контакта с преподавателем, для разъяснения сложных моментов.• Возможность наладить профессиональные связи.• Обмен опытом с коллегами.• Дисциплинированность и систематичный подход к занятиям.• Завершение курса в запланированное время. Недостатки: • Очные курсы как правило стоят дороже.• Затраты времени на дорогу.• Необходимость подстраивать рабочее и личное время под расписание занятий.• Большая вероятность того, что часто придется отлучаться от работы. Очно-заочные курсы повышения квалификации.Преимущества: • Основную часть обучения до очного выезда можно выстроить в комфортном интенсиве.• Дисциплинированность. Необходимо пройти самостоятельный блок к определённому времени.• Возможность задать вопросы, по сложным темам преподавателю и коллегам при встрече.• Обмен опытом с участниками.• Меньшая страта времени на дорогу по сравнению с очной формой.• Возможность наладить профессиональные связи.• Необходимость меньше отлучаться от работы, чем при полном очном обучении.• Наиболее оптимальный вариант, учитывающий преимущества очного и дистанционного обучения. Недостатки: • Необходимость подстраивать рабочее и личное время под расписание занятий. Дистанционные курсы повышения квалификации.Преимущества: • Более низкая стоимость.• Больше возможности совмещать работу с учебой.• Гибкий график.• Возможность самостоятельно регулировать интенсивность.• Экономия времени на дорогу.• Выгодно для тех, кому проще разобраться в материалах самостоятельно, чем слушать изнурительные лекции. Недостатки: • Самоорганизация. Самодисциплина не всем дается, это одна из самых сложных задач, из-за нее часто дело не доводится до конца.• Есть риск, что окончание курса отложится на более длительный срок (из-за недостатка самодисциплины).• Нет возможности лично обсудить вопрос, задать уточнение и поделиться мнением с коллегами.• Нет возможности узнать опыт коллег и способы разрешения ряда ситуаций, а это значимый ущерб для вариативности.• Нет возможности наладить профессиональные связи. Мнения о ценности курсов разнятся, и часть людей считают, что это бесполезная трата времени на теоретические лекции, которая не дает реальных применимых знаний. А ряд людей наоборот ценят курсы повышения квалификации за возможность увидеть свежий взгляд коллег и получить ответы на злободневные вопросы. Ведь через интернет можно получить много информации и знаний, но кто может гарантировать, что они поняты правильно? При очном обучении есть возможность понять свои ошибки и своевременно их исправить, пока не сформировался неправильный навык. Есть вероятность, что люди, негативно отзывающиеся о курсах, просто попали на некачественный материал и педагогический состав. Мы рекомендуем проходить курсы повышения квалификации на сайте проекта «Инфоурок». 8 критериев оценки курсов повышения квалификации1. Формат обучения.Чтобы не мучиться на бесполезных лекциях важно детально разобраться в том как будет организовано обучение. Например, будут ли теоретические знания сопровождаться практическими отработками, выездами или конференциями, семинарами, практикумами и видеоуроками. Важно прояснить, как организована форма контроля входящей информации: тесты, контрольные, экзамены и их периодичность. Ведь если на курсе попустительски относится к этому важному этапу, то о качестве предлагаемых знаний можно забыть. Как показывает практика, мало просто дать информацию, важно сформировать правильное ее использование, а без систематического контроля входящей в головы студентов информации это сделать практически невозможно. 2. Программа курса.Стоит особое внимание уделить программе курса. Запросите у организации программу обучения.Если для данной профессии есть профстандарт, сравните упоминается ли в программе описания требований к знаниям и умениям из профстандарта. А также запросите у организации программу обучения. Стоит уточнить проводятся ли в рамках обучения практические занятия, семинары, мастер-классы, тренинги и т.п. Выполняет ли слушатель выпускную квалификационную работу или проект. Справочно:Образовательная программа повышения квалификации должна состоять из разделов: • Пояснительная записка (общие сведения о программе, сведения, характеризующие условия реализации программы).• Цель (цель и задачи обучения по данной программе).• Планируемые результаты обучения (перечень знаний и умений, приобретаемых в процессе освоения программы, а также перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения).• Учебно-тематический план (перечень и последовательность изучения модулей, разделов и тем; объем модулей, разделов и тем; перечень профессиональных компетенций, приобретаемых в процессе освоения модуля/раздела/темы; перечень нормативно-правовых документов, изучаемых в данном модуле/разделе/теме из 5 списка литературы к данной образовательной программе; форма и трудоемкость промежуточной и итоговой аттестации)• Рабочие программы модулей (содержание программы, структурированное по разделам, темам).• Календарный учебный график (режим обучения по данной программе при очной и заочной форме обучения)• Организационно-педагогические условия обучения:— организационно-педагогические условия аудиторного обучения (описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по программе) ;— организационно-педагогические условия дистанционного обучения (описание видов занятий, реализуемых с применением дистанционной образовательной технологии).• Формы аттестации (форма и трудоемкость промежуточной итоговой аттестации).• Список литературы (перечень основной и дополнительной учебной литературы, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения программы, учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся).• «Тестовая база» (фонд оценочных средств для итоговой аттестации по модулю) 3. Лицензия на образовательную деятельность.Выясните имеет ли учреждение лицензию на образовательную деятельность.Ведь если у заведения нет лицензии на образовательную деятельность, то сомнительна качественная подготовка программы обучения и документ подтверждающий обучение не сможет выдать. 4. Документ об обучении.Обратите внимание, с 1 сентября 2013 года в России отменены дипломы Государственного образца по окончании обучения на курсах повышения квалификации и курсах профессиональной переподготовки специалистов. По окончании курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца образовательной организацией. Поэтому вы не можете требовать выдачи удостоверения государственного образца. Справка:Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 5. Сроки обучения.Образовательные организации предлагают разные варианты: краткосрочные курсы и долгосрочные. Это позволяет выбрать наиболее подходящий вариант как для начинающего специалиста, которому нужно больше разъяснений, так и для опытного, стремящего освежить имеющиеся знания. К тому же, если по профстандарту положено меньше часов обучения, то многие работодатели не видят смысла перевыполнять данный план. В любом случае уже на стартовой отметке, чтобы выбрать правильный курс необходимо понимать: это должно быть повышение квалификации или профессиональная переподготовка. От данного решения будут зависеть требуемое количество часов и сроки обучения. Например, повышение квалификации помогает усовершенствовать или обновить существующие знания, узнать новые тенденции в отрасли. Она, как правило, занимает от 16 до 100 часов. Самым оптимальным считается программы повышения квалификации от 72 часов. Профессиональная переподготовка – это своего рода дополнительное образование, дающее возможность работать по новой специальности. Применяется в частности, когда требуется получить профильное высшее образование, при наличии высшего образования.Такое обучение занимает в среднем от 500 часов. 6. Репутация.Лучше всего о репутации расскажут отзывы. Причем изучать их на сайте самой учебной организации бессмысленно, необходимо посетить форумы, социальные сети или профессиональные порталы. Отзывы помогут избежать многих подводных камней при сотрудничестве с компаниями. Ведь если что-то идет не так, то люди стремятся выплеснуть свой гнев и во всех красках описать причину своего негодования. В идеале надежнее выбирать курсы по рекомендации коллег или друзей, которые уже недавно грызли похожий гранит науки. Еще важно обратить внимание на время существования образовательной организации. Чем дольше работает заведение, тем больше ему можно доверять. Если же говорить о дистанционных курсах, то такое направление само по себе появилось не так давно, поэтому можно начинать доверять компаниям, работающим несколько лет. 7. Цена.Стоимость курсов важный критерий оценки не только для понимания влезают ли они в выделенный бюджет. Обучение в хорошем заведении и квалифицированным педагогическим составом не может стоить мало. Конечно, дистанционное обучение само по себе стоит дешевле, но слишком низкая цена – это повод задуматься о возможном низком качестве курса. Чтобы убедиться в адекватности стоимости необходимо изучить программы на нескольких сайтах с аналогичными предложениями. 8. Местонахождение.Время пути очень важно при выборе курсов, ведь длительные путешествия не будут напрягать только первые несколько поездок. Как правило, потом часы в дороге становятся камнем преткновения к тому, чтобы выбирать между работой, домом и учебой . 9. Качество курсов.Качество курсов повышения квалификации — это один из самых сложных и важных вопросов. Для решения задачи рекомендуют тщательно изучить программу на весь период обучения. Следует проследить, чтобы в ней были практические кейсы, возможность получения реальных навыков, целесообразно оценить новизну предлагаемой информации. Если не уделять должного внимания данному критерию, то велика вероятность, что ожиданию не будут оправданы, а результатом обучения станет еще один негативный отзыв о данном способе профессионального развития. Во многом качество курсов зависит от педагогического состава. Поэтому одним из ключей к успеху станет сбор информации о преподавателях. В идеале это должны быть успешные практикующие специалисты, обладающие реальными практическими кейсами. Такие люди смогут разъяснить методику в действии и обратить внимание на нюансы, которые необходимо учесть в работе. Стоит отследитьгде работают преподаватели, возможно, они где-топреподают и там тоже можно получить дополнительную информацию.Еще один момент, по поводу новых специальностей появившихся в последние 5-10 лет, таких как интернет-маркетолог, SMM- специалист, дизайн и UX, веб-програмисты и т.п., ВУЗы в этом направлении заметно отстают по наличию программ обучения по данным специальностям, здесь господствуют частные образовательные центры дополнительного профессионального образования. На что нужно обратить особое внимание при выборе учебного заведения?1. Прежде всего на учебный центр, поскольку данные о нём будут указаны на удостоверении (дипломе) большими буквами на самом видном месте. Мы рекомендуем выбирать учебные центры, которые завоевали общественное призвание и их свидетельства признаются во всех регионах. Например, Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» признаются аттестационными комиссиями во всех регионах РФ, потому что соответствуют всем установленным Министерством образования и науки РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). 2. Не связывайтесь с учебным заведением, которое сутками не отвечает на вашу заявку, на ваши электронные письма или даёт невнятную информацию по программе курсов и срокам обучения. Такой сервис Вас ждёт на всём протяжении обучения. Наоборот, обратитесь в учебные центры, в которых Вас обслуживают оперативно и постоянно держат с вами связь. 3. Не обращайтесь в учебные заведения, на интернет-сайтах которых выложена скудная либо заведомо спорная или ложная информация о курсах, отсутствуют или недоступны файлы с учебным планом и рабочими программами. 4. Изучите предложенный Вам договор на обучение. Откажитесь от заключения договора в следующих случаях: — в договоре не упоминается ни образовательная лицензия, на основе которой выдаётся итоговый документ об обучении, ни регистрационный номер образовательной лицензии; — в договоре идёт речь об обучении либо о дополнительном образовании, но отсутствует чёткое указание, что Вы будете проходить повышение квалификации / профессиональную переподготовку по дополнительной профессиональной программе, по итогам которого Вы получите удостоверение о повышение квалификации или диплом о профессиональной переподготовке; — в договоре идёт речь о консультационных услугах. Как оценить эффективность пройденного курса обучения.Любое обучение реализуется для достижения определенного результата, поэтому по окончании курса необходимо оценить, достигнут результат или нет. Оценка, как правило, очень индивидуальна, ведь цели на обучение все ставят разные, следовательно и методы измерения разнятся. Есть несколько традиционных методов оценки, выбор которых зависит от проблематики, которую решали курсами повышения квалификации. 1. Метод кейсов. Используя этот метод, в работе сотрудников искусственно создают такую ситуацию, в которой необходимо применение полученных знаний. Этот метод подходит, когда целью обучения было приобретение практических навыков. Оцениваются поведение специалиста, выработка решения и достигнутый результат. Если новые знания были применены и результат при помощи них достигнут за минимальное время либо повысился уровень сложности решаемых задач, можно судить об успехе пройденных курсов. В сбытовых подразделениях, например, часто используется метод «Тайный покупатель», позволяющий расставить все точки над «i». 2. Анализ изменения показателей. Способ оптимален, когда целью обучения было приобрети навыки, напрямую влияющие на финансовые результаты (например, количество продаж или учеников с красным дипломом) либо время выполнения задачи. Сотрудникам дается определенное время (испытательный срок), в течение которого они используют новые методы, знания и умения. По результатам периода оценивается динамика. 3. Анкетирование. Этот метод подходит для проверки теоретических знаний, если целью было восполнение информационных пробелов либо освоение какого-то блока информации. Для этого составляются вопросы, позволяющие отразить осознание полученной информации. Заранее определяется шкала оценки (бальная или процентная системы) и определяются пределы, при достижении которых можно будет смело судить о результате. Скачать образец Анкета по оценке качества обучения. В любом случае курсы повышения квалификации это эффективное вложение в персонал, а выгодным оно будет или нет, зависит от качества выбранных курсов и стараний ученика. Оценивая курсы по описанным критериям, можно взглянуть на них с разных сторон и увеличить шанс успеха данного предприятия. hr-elearning.ru Повышение квалификации персоналаДля любой солидной организации, которая занимается какой либо деятельностью, повышение квалификации персонала - это очень важный вопрос. Чтобы удержаться на рынке товаров или услуг фирме нужны квалифицированные работники. И учитывая тот факт, что в наше время информационных технологий все быстро меняется, работники должны постоянно повышать свой квалификационный уровень. Он этого зависит стабильность и успех бизнеса. Зачем нужно повышение квалификации? В современное производство активно внедряются новые технологии, наука богатеет разработками, и поэтому, основная цель работы с кадрами – это постоянное обучение и повышение квалификации персонала. Ведь согласитесь, выгоднее и намного проще повышать квалификацию сотрудников, у которых уже есть опыт работы, чем нанимать новых, не имеющих основных навыков. В серьезных компаниях руководители уже поняли, что добиться качественных решений в компании трудно, если не сделаны решительные шаги в сфере подготовки персонала. В связи с этой ситуацией отделы кадров в первую очередь направляют свои усилия на обеспечение предприятия квалифицированными работниками. Повышение квалификации персонала также является первостепенной задачей. Цели повышения квалификации Любое предприятие, обучая свой персонал, в первую очередь преследует следующие цели: – приспособить работника к самым новым тенденциям в профессиональном и техническом развитии; – совершить переход на высшую ступеньку в карьерном росте. Это может быть, к примеру, руководящий персонал среднего звена или ведущий специалист. В первом случае проводятся учебные мероприятия, которые сопровождают трудовой процесс. Происходит это на самом предприятии, без отрыва работников от производства. Во втором случае, повышение квалификации персонала подразумевает посещение сотрудниками специализированных курсов, которые проводит само предприятие, или же занятия в профессиональных школах и учебных центрах. Во время таких занятий работнику выплачивается заработная плата, и его рабочее место сохраняется. Повышение квалификации персонала и его преимущества Подбор и последующая расстановка кадров: при повышении квалификации к работе привлекаются хорошие специалисты. Текучесть кадров снижается, а подготовленные работники получают от работы намного больше удовольствия, они могут себя реализовать, их усилия получают признание. Новые технологии и производственные системы: многие компании не могут использовать широкий спектр современных технологий, так как отсутствуют квалифицированные работники. Повышение квалификации персонала устраняет этот недостаток. Качество услуг и продукции: обученный персонал работает намного эффективнее. Особенно это касается работы с клиентами, умения искать нестандартные подходы и решения. Выявление управленческого персонала и потенциальных лидеров: в процессе обучения могут проявить себя лидеры, имеющие способности к менеджменту и руководству. Действенная реакция на изменяющиеся ситуации: персонал, который прошел обучение, имеет расширенные возможности для реагирования на требования клиентов, которые могут быстро изменяться. Конкурентоспособность на рынке труда Нужно отметить, что, кроме руководства, повышение квалификации персонала интересует и самих работников. Новые навыки и знания, приобретенные в процессе обучения, повышают конкурентоспособность на рынке труда. Перед высококвалифицированным человеком открываются новые возможности для карьерного роста на своем предприятии и за его пределами. fb.ru Повышение квалификации бухгалтеров - обязательно или нет проходить курсыСейчас многие работодатели и сами сотрудники хотят знать, является ли обязательным повышение квалификации бухгалтеров, а также направление сотрудников на курсы. . О том, как проводится повышение квалификации по бухгалтерии и бухгалтерскому учету и нужна ли она простым сотрудникам, а также главным бухгалтерам можно достаточно легко узнать из положений действующего российского законодательства. Повышение квалификации бухгалтеров – правовые нормы ТК РФ и законовО том, что такое повышение квалификации и как оно относится к бухгалтерам и бухгалтерскому учету, можно узнать из действующих нормативов российского законодательства. Так, работодателям и самим сотрудникам, прежде чем рассматривать непосредственное направление бухгалтеров на курсы повышения квалификации, необходимо обратить внимание на следующие нормативные положения законодательства:
Вышеозначенной нормативной базы будет более, чем достаточно, чтобы определить порядок повышения квалификации бухгалтеров и механизмы правового регулирования данного вопросов. Обязательно ли проходить курсы повышения квалификации бухгалтеровСогласно требованиям законодательства, курсы повышения квалификации бухгалтеров не являются обязательными ни для сотрудников, ни для работодателей. В частности, это основывается на следующих положениях нормативной документации и правовых принципах:
Некоторые организации, предлагающие курсы повышения квалификации главных бухгалтеров или иных работников бухгалтерии могут даже предоставлять неправдивую информацию о законодательных нормативах для привлечения клиентов. Поэтому во избежание излишних затрат – как самим сотрудникам, так и работодателям необходимо в первую очередь ознакомиться с прямыми требованиями законодательства. Как можно понять из вышеприведенной информации, повышение квалификации является правом сотрудника, но не обязанностью работодателя. Повышение квалификации бухгалтеров в бюджетных учрежденияхИсключением из данного порядка могут являться работники бюджетных учреждений и государственные служащие. Так, в их отношении вопросы повышения квалификации могут регламентироваться иными дополнительными законами и нормативными актами, в том числе и устанавливающими обязательность повышения квалификации. На работников государственных учреждений влияют не только общие положения законодательства, касающиеся трудовой деятельности и определенной профессии, но также и отдельные требования, применяемые к госслужащим. В частности, вопрос их труда и повышения квалификации рассматривается в следующих нормативных документах:
Согласно нормативам данных документов, есть ситуации, при которых направление сотрудника на курсы повышения квалификации бухгалтеров бюджетных учреждений является обязательным. К ним можно отнести следующие случаи:
Соответственно, при возникновении любого из вышеозначенных обоснований, бухгалтер, находящийся на госслужбе, должен быть направлен на курсы повышения квалификации. Также, закон о государственной службе сам по себе требует поддержания и повышения квалификации госслужащих не реже, чем один раз в три года. Данные требования актуальны исключительно для бухгалтеров, которые находятся на государственной службе. Курсы повышения квалификации бухгалтеров бюджетных учреждений не являются обязательными, однако на практике чаще всего данное требование указывается в трудовом договоре, как обязательное. Порядок проведения повышения квалификации бухгалтеровНа практике определенные мероприятия по повышению квалификации, расширению и актуализации круга знаний бухгалтеров являются во многих случаях необходимыми – как минимум для разъяснения изменений в действующем законодательстве и донесения их до сотрудников. В отдельных случаях данное обучение проводится сотрудниками самостоятельно – в иных может инициироваться работодателем. Прохождение повышения квалификации может выступать в качестве обязанности сотрудника, если это оговорено в положениях трудового договора или иной нормативной документации, с которой сотрудник был ознакомлен. Порядок оплаты повышения квалификации бухгалтеров также регулируется законодательно. В частности, её обязан оплачивать работодатель в тех случаях, когда направление проводится по его собственной инициативе. Требовать от работника оплачивать курсы повышения квалификации бухгалтеров работодатель не вправе, как и обязывать их заранее проходить их за свой счет. В определенных ситуациях прохождение курсов повышения квалификации для бухгалтера может иметь смысл для сотрудника. Например, если он хочет получить документальное подтверждение его более высокой квалификации. Работодатель же может направить работника на аттестацию с целью выявления уровня его квалификации и соответствия занимаемой должности. Однако необходимо помнить, что юридическую силу имеет только проведенное надлежащим образом повышение квалификации и аттестация либо на базе учреждения работодателя, либо – в аккредитованных образовательных учреждениях и центрах независимого оценивания. delatdelo.com Определение и повышение квалификации работника согласно законодательствуСодержание статьи: Квалификация работника — это уровень его подготовленности к профессиональной деятельности. Трудовой кодекс определяет термин «квалификация работника» как уровень профессиональных знаний, навыков и умений работника, подтвержденный документами об образовании. Что дает работодателю повышение квалификации работниковОсновная цель мероприятий по профессиональной подготовке сотрудников — улучшение теоретических знаний и практических умений в рамках профессии. Повышение квалификации персонала имеет следующие преимущества:
Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:
Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.
Интересный факт: Оценка профессиональных качеств работников осуществляется с учётом их вклада в развитие организации при выполнении должностных обязанностей. Цели повышения квалификации для работодателя и персоналаПрофессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы. Кейс по управлению персоналом: организация эффективной работы сотрудников компанииЦели повышения квалификации:
Обязательное повышение квалификации согласно законуДля некоторых профессий законодательством предусмотрено обязательное повышение квалификации. Организация повышения квалификации работников возлагается на работодателя. Отправляя работника на обучение, он обязан сохранить его рабочее место, освободить от должностных обязанностей на период подготовки и выплатить среднюю заработную плату за этот период. Сроки выплаты зарплаты в 2017, ответственность за нарушенияОбязательное повышение квалификации проходят:
Виды повышения квалификации работников, их особенностиВ зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.
Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров. Интересный факт: Как показывает практика, среди сотрудников, занимающих руководящие должности, не все имеют необходимую квалификацию для выполнения поставленных требований. Где можно пройти профессиональную подготовку?Согласно трудовому законодательству сотрудники могут обучаться в организации или в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию. К таким учреждениям относят академии, курсы, институты, учебные центры. Если обучение можно пройти без отрыва от производства, оно проводится на предприятии. Может проходить индивидуально или в группе. Интересный факт: Если лицензия образовательного учреждения приостановлена после вступления в силу договора об оказании образовательных услуг, организация пострадает только в случае, если ей было известно об отсутствии лицензии. Система обучения персонала. Формы и методы обучения персоналаДокументальное сопровождение повышения квалификацииПовышение квалификации сотрудников оформляется следующими документами:
promdevelop.ru
|