Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам. С какой целью в организации создаются комиссии по трудовым спорам


Инициатива создания и формирование комиссии по трудовым спорам — Мегаобучалка

 

Инициатива по созданию КТС может исходить от любой стороны трудовых отношений. Она образуется по инициативе работников (их представительного органа) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). С принятием ТК РФ осуществлен возврат к положительно зарекомендовавшему себя паритетному принципу формирования КТС, который существовал до 1992 г.

Общий механизм формирования комиссии определен статьей 384 Трудового кодекса РФ.

Для создания комиссии по трудовым спорам в организации должна быть проведена большая работа. Вначале генеральный директор должен издать приказ о возложении обязанностей по созданию КТС на определенное должностное лицо (предварительно подписав с ним дополнительное соглашение), например, на начальника отдела кадров. Таким образом, начальник отдела кадров становится во главе «штаба» по созданию КТС. Он дает поручение своим сотрудникам разработать проект положения о комиссии по трудовым спорам и привлекает к этой работе корпоративного юриста. Сам же руководитель кадровой службы в установленный законом 10-дневный срок формирует состав КТС. При этом ему следует помнить, что членам комиссии по трудовым спорам для участия в работе комиссии предоставляется свободное от работы время, а также за этот период за ними сохраняется средний заработок.

Комиссия образуется из равного числа представителей работников и работодателя. Важным положением является закрепление обязанности как работодателя, так и представительного органа работников при получении в письменной форме предложения от другой стороны о создании КТС направить в комиссию своих представителей. Законодатель устанавливает срок, в течение которого работодатель и представительный орган работников обязаны направить в КТС своих представителей. Для этого им отводится максимум 10 дней.

Закон (ст. 384 ТК РФ) указывает, что КТС создается на паритетных началах, т. е. из равного числа представителей работников и работодателя. При этом представители работников избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Члены КТС избираются на весь срок полномочий комиссии. Выборы временных членов не согласуются с законом, при выбытии одних членов их надо заменять другими, избранными в том же установленном законом порядке.

Порядок избрания, численность и состав комиссии по трудовым спорам, срок её полномочий также определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия. Численность членов КТС зависит от величины предприятия, учреждения, организации, а значит, от числа работающих на нём и обычно колеблется в пределах от 5 до 15 человек. Из своего состава КТС избирает председателя, его заместителей и секретарей комиссии. Нецелесообразно избирать в КТС руководителя предприятия, учреждения, организации (подразделения), так как он сам, как правило, применяет трудовое законодательство и, именно на его действия, чаще всего жалуются работники.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее половины общего числа работников организации. Представителей от работодателя назначает сам работодатель своим письменным приказом.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.

Работники могут избрать своих представителей в КТС на общем собрании (конференции) работников организации. Они также могут быть делегированы в комиссию представительным органом работников, однако в этом случае требуется их последующее утверждение на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Желательно, чтобы в комиссию входили люди, имеющие определенное представление о трудовом законодательстве (юристы, экономисты по труду, работники кадровых служб и т. д.). Состав КТС закрепляется организационно-распорядительным документом.

Комиссии по трудовым спорам могут создаваться не только на уровне работодателя в целом, но и в структурных подразделениях. Решение об этом принимается на общем собрании (конференции) работников. Принципы и порядок деятельности комиссий одинаковы для всех уровней. Их компетенция зависит от полномочий, которыми наделены соответствующие структурные подразделения.

При этом следует помнить, что спор, рассмотренный в КТС структурного подразделения, в случае несогласия одной из сторон спора с ее решением переходит сразу в суд, а не в КТС организации (работодателя).

Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС (выделение соответствующего помещения, обеспечение оргтехникой, поручение кому-то из работников организации ведения документации комиссии) возлагается на работодателя.

Комиссия самостоятельно избирает из своего состава председателя, его заместителя и секретаря. Она имеет свою печать.

Членам КТС предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).

Порядок проведения заседания КТС закон точно не определяет. Но он установил, что заявитель и администрация имеют право в начале заседания КТС сделать мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством голосов присутствующих членов КТС. Отвод может быть удовлетворён, если причины его уважительны (например, имеется личная заинтересованность в исходе дела)

 

megaobuchalka.ru

Создание комиссии по трудовым спорам: приказ и порядок

Как происходит создание комиссии по трудовым спорам? Не секрет, что время от времени между сторонами трудовых отношений могут возникать споры по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. Замечательно, если конфликт удалось урегулировать путем переговоров. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В таком случае конфликт пытается разрешить КТС – комиссия по трудовым спорам. Про приказ о создании комиссии по трудовым спорам поговорим в статье.

Коллективные и индивидуальные

Начнем с того, что в целом понятие, причины и виды трудовых споров регламентированы Трудовым кодексом. В соответствии с законодательством трудовые конфликты подразделяются:

  • на индивидуальные;
  • коллективные.

Сразу скажем, что отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он может рассматриваться КТС. Создание комиссии по трудовым спорам (порядок организации КТС) может быть инициировано любой из сторон трудовых отношений:

  • работодателем;
  • работниками.

Понятно, что работник, минуя КТС, может обратиться напрямую в суд. Однако на практике, если в организации (у индивидуального предпринимателя) создана комиссия по трудовым спорам, велика вероятность, что работник будет пытаться решить конфликтую ситуацию с ее помощью. Ведь, если есть такая возможность, то сор из избы лучше не выносить.

Нужен локальный акт

Чтобы иметь возможность рассматривать индивидуальные трудовые споры внутри организации, инициируется создание комиссии по трудовым спорам (образец Положения см. в статье «Трудовые споры: положение о комиссии (образец)»). Данным внутренним правовым документом устанавливается порядок и регламент работы КТС.

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Инициатор создания комиссии (администрация или работники) направляет второй стороне соответствующее предложение в письменной форме. В десятидневный срок сторона, получившая предложение, должна направить в комиссию своих представителей.

Лица, представляющие интересы работодателя назначаются в состав комиссии приказом руководителя, который можно составить в произвольной форме. Представители трудового коллектива избираются общим собранием работников или делегируются представительным органом с последующим утверждением на общем собрании.

Отметим, что история создания комиссии по трудовым спорам в нашей стране началась в 20 веке с создания примирительных учреждений:
  • примирительных камер;
  • третейских судов;
  • расценочно-конфликтные комиссии.

Согласно законодательству того времени данные примирительные учреждения рассматривали индивидуальные трудовые споры, если они не преследовались в уголовном порядке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

blogkadrovika.ru

Комиссия по трудовым спорам. Решение об образовании комитета, состав, положения и полномочия

Комиссия по трудовым спорам в соответствии с действующими законами на территории Российской Федерации, представляет собой общественный орган. Полномочия комиссии заключаются в рассмотрении частных трудовых споров, которые возникают между работниками организации и работодателем, что регламентируется ст. 382 ТК РФ.

Положение, являющееся нормативной основой данного общественного органа, не указывает сроков действия комиссии. Поэтому комиссия по трудовым спорам формируется в разных целях:

  • для решения разовых индивидуальных трудовых конфликтов;
  • для рассмотрения в течение продолжительного времени трудовых споров.

Создание комиссии по трудовым спорам

Создание КТС (комиссии по трудовым спорам) может быть инициировано работодателем, сотрудниками организации, а также в результате общего письменного обращения работодателя и работников. Форма для письменного обращения указана в статье 384 Трудового Кодекса.

В случае если работники организации отказываются создать комитет по трудовым спорам по предложению работодателя, они не несут какой-либо ответственности за свой отказ. Если же работодатель уклоняется от того, чтобы создать комиссию для решения рабочих конфликтных ситуаций, он отвечает за это и несет административную ответственность.

Когда представительный орган работников предприятия и работодатель получают письменное предложение о необходимости создания комиссии, они должны направить в нее своих представителей в течение десяти дней. Работодатель при этом назначает представителей посредством приказа.

Со стороны работников представители избираются на общем собрании. Они могут быть выбраны и представительным органом. Но в дальнейшем выбранные представители должны быть также утверждены на общем собрании всех работающих в данной организации.

Требования к комиссии по трудовым спорам

В законодательстве РФ ничего не говорится о числе членов, входящих в комиссию по трудовым спорам. Этот вопрос может быть решен обеими сторонами, но при этом число представителей со стороны работников и работодателя должно быть одинаковым.

Инспекция или комиссия, созданная для решения трудовых споров, должна быть обеспечена всем необходимым. Эти обязанности возложены на работодателя. Имеется ввиду наличие подходящего помещения, где будут проводиться заседания комиссии, оргтехника и прочее.

Для того чтобы решение комиссии по трудовым спорам было законным, оно должно быть заверено печатью. То есть комиссия должна иметь собственную печать. Этот вопрос также решается работодателем, как и вся техническая и организационная часть работы комиссии.

Комиссия может иметь штампы, например, с данными председателя комиссии, или для регистрации заявлений, поданных в комиссию. Они не обязательны, но законом не запрещены.

Все представители комиссии, созданной для решения трудовых споров, на заседании избирают председателя, а также его заместителя и секретаря. Как должны избираться эти лица, в Трудовом Кодексе четко не сказано. Поэтому все вопросы решаются комиссией по трудовым спорам самостоятельно. Далее все принятые решения должны быть изложены в Положении о комиссии по трудовым спорам.

www.trkodeks.ru

Порядок образования комиссий по трудовым спорам — Мегаобучалка

 

Комиссия по трудовым спорам является органом коллектива работников. Такие комиссии создаются непосредственно в организациях или у индивидуальных предпринимателей для рассмотрения трудовых споров работников данных организаций или индивидуальных предпринимателей.

Все трудовые споры работников, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются непосредственно в суде (ст. 308 ТК РФ). Не предусматривает закон рассмотрения споров комиссиями также в религиозных организациях (ст. 348 ТК РФ).

Трудовое законодательство (ст. 384-389 ТК РФ) регламентирует вопросы деятельности КТС только в самых общих чертах, поэтому целесообразно на уровне локальных нормативных актов разрабатывать Положение о комиссии по трудовым спорам*(44), в котором должны быть подробно изложены особенности ее организации и функционирования. Несомненно, что важнейшее значение в данной ситуации имеют вопросы процессуального и процедурного характера (принятие заявления работника, порядок его рассмотрения, процедура вынесения решения и т.д.). В связи с этим при разработке Положения о КТС рекомендуется использовать соответствующие нормы действующего гражданского процессуального законодательства.

Комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. Именно таким образом создавались КТС до 25 сентября 1992 г. Впоследствии, когда вступил в силу известный Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"*(45), КТС избирались общими собраниями (конференциями) трудовых коллективов организаций. Такой порядок просуществовал вплоть до вступления в силу Трудового кодекса РФ и показал свою несостоятельность, поскольку "явился своеобразной данью излишне расширительному пониманию демократии на производстве, что привело, к сожалению, к снижению уровня компетентности комиссий в организациях"*(46).

Между тем требование о равном количестве представителей сторон само по себе может повлечь за собой возникновение разногласий. Из ст. 384 ТК РФ следует, что минимально КТС может состоять из двух человек (по одному от стороны), то ее максимальный состав законом не ограничивается. Таким образом, прежде чем избирать (назначать) представителей в комиссию, сторона - инициатор создания КТС должна выяснить мнение второй стороны относительно количественного состава комиссии. Без этого работодателю нет смысла первому назначать своих представителей в КТС, поскольку общее собрание работников может не согласиться с его мнением о составе данного органа. Так, приказ генерального директора ГУП "Электролинии" о назначении трех представителей работодателя при избрании двух представителей работников был опротестован прокурором и впоследствии отменен, комиссия создана в соответствии с требованиями ТК РФ*(47).

Согласно ст. 384 ТК РФ для образования КТС необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). Следует отметить, что указанная статья имеет отдельные недостатки. Как известно, с инициативой образования КТС выступают, как правило, работники. Между тем в трудовом законодательстве отсутствует механизм, обязывающий работодателя оперативно отреагировать на подобное предложение работников. Представляется, что в данном случае вполне возможно использование процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 36 ТК РФ. Она закрепляет правило о том, что представители стороны, получившие уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в содержание ч. 1 ст. 384 ТК РФ необходимо включить следующее положение: "Работодатель или представительный орган работников, получивший письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязан в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения назначить (делегировать) в комиссию своих представителей".

Избрание в состав КТС представителей работников может быть осуществлено двумя способами:

- избрание на общем собрании (конференции) работников;

- делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании.

Когда избрание в КТС представителей работников производится на общем собрании (конференции) работников, процедура избрания определяется самим собранием (конференцией), поскольку ТК РФ ее не регламентирует.

По общему правилу избранными считаются кандидатуры, которые получили большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания (конференции) работников либо представительного органа работников.

Представители работодателя в КТС назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Законом не урегулирован порядок определения численного состава КТС. Представляется, что предложение о численном составе должно исходить от стороны, выступившей с инициативой создания такой комиссии. Работники и (или) работодатель, выступая с инициативой создания КТС, определяют число своих представителей в ней. Следовательно, работники должны решить данный вопрос на общем собрании (конференции). Работодатель при назначении своих представителей в КТС предусматривает количественный состав представителей с учетом числа избранных представителей работников.

Трудовой кодекс РФ не определяет срока полномочий КТС. Вероятно, что указанный срок может быть установлен сторонами социального партнерства. Наиболее приемлемым представляется предложение обусловить срок полномочий комиссии периодом действия коллективного договора. Ведь в таком случае представителей работников в комиссию можно избрать на том же собрании (конференции), которое созывается в целях утверждения коллективного договора*(48).

Собрание (конференция) вправе не определять срок полномочий КТС. Отсутствие подобного решения будет означать действие комиссии в течение неопределенного времени. Однако в данной ситуации в КТС не останется ни одного избранного работниками члена. Все они будут делегированы представительным органом взамен выбывших. Причем они могут не утверждаться общим собранием (конференцией).

В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением, что с принятием Трудового кодекса РФ КТС приобретает черты своего рода постоянно действующего арбитража, создаваемого сторонами трудовых отношений, в который они добровольно обращаются, признавая тем самым обязательный характер решения комиссии по трудовым спорам*(49), если таковое не будет ими оспорено в суде в той или иной форме (обращение в суд за защитой нарушенного права).

Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения нормального функционирования КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Порядок избрания и компетенция председателя и секретаря определяются самой комиссией, поскольку иное не предусмотрено законом. Избранным считается член КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию.

В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на основе принципа паритетности, гарантирующего равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работников. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

К обязанностям секретаря относится выполнение технической работы: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверение, хранение дел.

В компетенцию председателя КТС включается решение таких вопросов, как организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведение протокола заседания, ведение самих заседаний при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых КТС решений (копий решений, удостоверений и др.).

Согласно ст. 384 ТК РФ, помимо председателя КТС может быть избран из состава комиссии также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Именно работодатель обязан предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами.

По решению общего собрания (конференции) работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии формируются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. Представители работодателя в такую КТС могут быть назначены приказом руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя) либо по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих структурных подразделений.

Отдельные ученые предлагают создавать КТС при государственной инспекции труда, обеспечив тем самым независимость КТС от работодателя, поскольку члены КТС будут приниматься на работу государственной инспекцией труда на конкурсной основе*(50). Эта идея отражает деятельность трудового арбитража, но не КТС. Комиссия по трудовым спорам "сейчас является действительно социально-партнерским органом, деятельность которого направлена на досудебное урегулирование спора"*(51).

 

megaobuchalka.ru

Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам

Новая редакция Ст. 384 ТК РФ

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Комментарий к Статье 384 ТК РФ

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе самих работников или их представительного органа и работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). Комиссия образуется из равного числа как работников, так и работодателей. работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в течение 10 дней направить в комиссию своих представителей.

Представители от работодателя для участия в комиссии назначаются руководителем организации, представители сотрудников избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании.

Комиссия организации имеет свою печать. а вот организационно-техническим обеспечением деятельности комиссии занимается работодатель.

Другой комментарий к Ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комиссии по трудовым спорам являются эффективным звеном в системе рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Их деятельность строится на общих принципах рассмотрения трудовых споров.

Один из главных принципов - доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры. Как правило, споры вначале рассматриваются в организации, что упрощает процедуру сбора доказательств и сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение спора переходит в суд (там же трудовые споры могут быть рассмотрены изначально).

2. Инициатива по созданию КТС может исходить от любой стороны трудовых отношений. Они образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). С принятием ТК РФ осуществлен возврат к положительно себя зарекомендовавшему паритетному принципу формирования КТС, который существовал до 1992 г.

3. Комиссии по трудовым спорам образуются из равного числа представителей работников и работодателя. Важным положением является закрепление обязанности как работодателя, так и представительного органа работников при получении в письменной форме предложения от другой стороны о создании КТС направить в комиссию своих представителей. Законодатель устанавливает срок, в течение которого работодатель и представительный орган работников обязаны направить в КТС своих представителей. Для этого им отводится максимум 10 дней.

Представители работников могут быть избраны в КТС на общем собрании (конференции) работников организации. Они могут быть делегированы туда представительным органом работников, однако и в этом случае требуется их последующее утверждение на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Желательно, чтобы в комиссию входили люди, имеющие определенные представления о трудовом законодательстве (юристы, экономисты по труду, работники кадровых служб и т.д.).

4. Комиссии по трудовым спорам могут создаваться не только на уровне работодателя в целом, но и в структурных подразделениях. Решение об этом принимается на общем собрании (конференции). Принципы и порядок деятельности комиссий одинаковы для всех уровней. Компетенция зависит от полномочий, которыми наделены соответствующие структурные подразделения.

5. Спор, рассмотренный в КТС подразделения, в случае несогласия одной из сторон спора с ее решением переходит сразу в суд, а не в КТС организации (работодателя).

6. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС (выделение соответствующего помещения, обеспечение оргтехникой, поручение кому-то из работников организации ведения документации комиссии) возлагается на работодателя.

7. Комиссия по трудовым спорам самостоятельно избирает из своего состава председателя, заместителя председателя комиссии и ее секретаря.

8. Комиссия имеет свою печать.

tkodeksrf.ru

Комиссия по трудовым спорам. Порядок создания

Выпуск №10-160/2013, Колонка юриста

Согласно действующему законодательству Российской Федерации комиссия по трудовым спорам является общественным органом, обладающим полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 Трудового кодекса РФ).

В Трудовом кодексе РФ отсутствует какая-либо информация о сроке, на который должна создаваться комиссия. В связи с этим комиссия по трудовым спорам в организациях может формироваться как для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора, так и для постоянного рассмотрения споров. Нормативной основой разрешения споров Комиссии по трудовым спорам является Положение.

Инициатива создания КТС может исходить как от работодателя, так и работников или и от работодателя и от работников одновременно, на основании Письменного обращения.

Письменная форма для обращения к другой стороне о создании комиссии по трудовым спорам установлена ст. 384 ТК РФ. Отказ работников от предложения работодателя создать комиссию по трудовым спорам не влечет ответственности по действующему законодательству РФ. Но за уклонение работодателя от создания комиссии по трудовым спорам предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27 Кодекса об административных нарушениях РФ).

Согласно ст. 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в нее своих представителей. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением).

Представители со стороны работников в соответствии со ст. 384 ТК РФ могут избираться общим собранием работников или делегироваться представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников.

Трудовой кодекс РФ не содержит требований к количеству членов комиссии по трудовым спорам. Данные вопросы решаются по согласованию сторон, но от работодателя и работников должно быть выдвинуто равное число представителей (ст. 384 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч. 4 ст. 384 ТК РФ организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам (выделение помещения, пригодного для проведения заседаний, оборудованного мебелью, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями) осуществляется работодателем.

В силу упомянутой статьи комиссия по трудовым спорам должна также иметь печать для заверения решений, удостоверений и других документов. Поскольку вся организационная и техническая часть деятельности комиссии возложена полностью на работодателя, им же и решается вопрос по изготовлению печати.

Изготовление штампов для комиссии по трудовым спорам (в частности, штампа с отметкой о регистрации заявления комиссии по трудовым спорам, штампа с Ф.И.О. председателя комиссии и т.п.) законодателем не предусмотрено, но и не запрещено.

В соответствии с ч. 5 ст. 384 ТК РФ члены комиссии по трудовым спорам избирают из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии. Процедура избрания данных лиц, их функции Трудовым кодексом РФ не регламентированы. Данные вопросы предстоит решить комиссии по трудовым спорам и изложить в Положении о комиссии по трудовым спорам.

Жуков Николай

Фотогалерея

www.strast10.ru