|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как строится логистическая система организации? Системы для логистикиCRM-система для логистики и транспортных компаний от МегапланаНа рынке грузовых и курьерских перевозок существует жесткая конкуренция, и победить в конкурентной борьбе во многом помогает клиентоориентированная стратегия развития. Реализовать эту стратегию в полной мере помогает автоматизация взаимодействия с заказчиками с помощью CRM-системы. Она поможет формировать и наращивать базу лояльных клиентов, грамотно управлять персоналом, быстрее и чаще закрывать сделки. Логистика — сложный бизнес с широким фронтом работ. Нужно привлекать клиентов и подрядчиков, взаимодействовать с ними на каждом этапе оказания услуг, формировать грузы и отслеживать перевозки, оперировать документами и регламентными требованиями в рамках одной сделки. В таких условиях CRM-система для транспортной компании — эффективный инструмент, который позволит снизить зависимость фирмы от человеческого фактора и рационально построить рабочий процесс. CRM для перевозчиков:
CRM-системы: возможности интеграцииДля эффективной автоматизации бизнеса нужно собрать подходящий набор модулей. В логистике полезно интегрировать CRM с такими сервисами, как:
Разработчики предлагают множество сервисов — выбор зависит от масштаба компании и конкретных бизнес-задач. Какая CRM для логистики лучше: специализированная или универсальная?Как правило, узконаправленные CRM для логистических фирм сильно перегружены функциями, требуют больших финансовых затрат на внедрение и много времени на обучение персонала. Такие решения подходят для крупных интермодальных перевозчиков, которые используют несколько видов транспорта. Среднему и малому бизнесу не стоит переплачивать за лишний функционал. Универсальные программы, в том числе облачные, адаптированы к потребностям любых компаний, занимающихся продажей товаров и оказанием услуг. Пользователь может выбрать оптимальный набор модулей и приложений для решения собственных задач. Кроме того, универсальные системы не требуют больших вложений — они работают в браузере, а цена аренды доступна каждой организации. Прежде чем покупать CRM для курьерской службы доставки или транспортной компании, оцените возможности и преимущества автоматизации на практике. Универсальная CRM Мегаплан обеспечит простое и удобное взаимодействие с клиентами и подрядчиками для компаний любого масштаба. Закажите демоверсию прямо сейчас и работайте совершенно бесплатно в течение 14 дней. Попробовать бесплатно megaplan.ru Виды логистики. 5 уровней логистического сервисаСегодняшние тенденции на мировом рынке по производству товаров и услуг таковы, что предприятия направляют свои усилия и капитал на профильную деятельность, предоставляя выполнение второстепенных функций аутсорсинговым компаниям или, реже, − специально создаваемым дочерним фирмам. В полной мере данная тенденция наблюдается и в логистической сфере. Благодаря нынешнему направлению развития мирового бизнеса значительно выросло количество логистических провайдеров (посредников), которые оказывают комплексные логистические услуги. Стоит отметить, что, согласно Западной классификации логистической деятельности, в настоящее время выделяют 5 уровней логистического сервиса (Party Logistics – PL), которые отличаются и по спектру услуг, и по технологическому уровню: 1РL (First Рагtу Logistic) — Автономная логистикаДанный сервис называется еще логистическим инсорсингом и характеризуется тем, что грузовладелец сам выполняет все логистические операции. Данная технология сформировалась еще в 70-80-х годах прошлого века.Второе название этой технологии: «логистика второй стороны» или частичный логистический аутсорсинг. При таком сервисе компания берет на себя часть логистических функций (планирование, складирование, формирование логистической цепочки), однако она прибегает к привлечению сторонней транспортной организации (подрядчика), так как сама не обладает собственным транспортом. В этом случае, обычно, привлеченная фирма имеет ограниченный функционал и регион перевозок и использует свой транспортный парк (материальные активы).3PL (Third Рагtу Logistic) — комплексный логистический аутсорсинг3PL-провайдер – это специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций, то есть сам грузовладелец не занимается внешней логистикой. Провайдеры, относящиеся к данному типу, оказывают широкий спектр услуг и имеют в своем штате высококвалифицированных сотрудников. 3PL-провайдер не участвует в планировании всей логистической цепочки предприятия и не включен в хозяйственную деятельность клиента. Подрядчик оказывает комплекс услуг, в состав которых входят транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов.4РL (Fourth Рагtу Logistic) — интегрированный логистический аутсорсингЭто сервис, при котором грузовладелец привлекает стороннюю логистическую компанию и дает ей право оказывать услуги не только по комплексной транспортной логистике, но и по планированию и проектированию цепочек поставок, а также передает ей задачи по управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии.Отметим, что если фирма-клиент пользуется услугами 3PL-оператора, то 4PL будет управлять и ими в том числе. Сегодня большое количество достаточно крупных компаний пользуются услугами 4PL-провайдеров, например, TOSHIBA, SONY, FORD и многие другие. Внедряя современные технологии в построение своего бизнеса, компании повышают свою конкурентоспособность и расширяют свое присутствие на мировом рынке. 5PL (Fifth Рагtу Logistic) — «виртуальная» логистикаКогда 4PL-провайдер начинает оказывать еще и услуги сетевого бизнеса, то он становится 5PL-оператором. Таким образом, это аутсорсер логистической сферы, который, используя глобальное информационно-технологическое пространство, способен оказывать весь спектр услуг. Яркими примерами 5PL-провайдеров можно назвать интернет-магазины, такие как eBay, Aliexpress, Amazon и др.Многие эксперты считают, что 5PL-провайдеры сейчас не существуют и это лишь теория, что на самом деле это совершенствование 4PL-системы: автоматизация и оптимизация работы по поиску логистических решений. Сегодня борьба ведется как на экономическом уровне между субъектами рынка, так и на уровне политических союзов. Ведь политика всегда играет ведущую роль в развитии информационной среды, а мировая элита готова её стимулировать для захвата ведущей позиции в технологической сфере. Не секрет, что ЕС активно выделяет денежные средства на развитие IT-технологий, в области логистики в том числе. Так, в течение 20-30 лет, на территории Евросоюза может быть разработана единая логистическая информационная сеть. А она, в свою очередь, даст толчок в развитии 5PL-провайдеров. Фото: Источник: logist.ru cargolink.ru Особенности логистических системОсобенности логистических систем Содержание Введение 1. Логистические системы: понятия, основные черты 2. Свойства логистической системы 3. Декомпозиция логистических систем Заключение Список литературы Введение Современная логистика – уникальная область экономики и человеческой деятельности. Новые эффективные черты логистика обрела в связи с тем, что традиционные сферы ее применения сливаются воедино, образовывая интегрированную логистику. Она охватывает и объединяет в целостный процесс такие виды деятельности, как информационный обмен, транспортировку, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработку и упаковку. В прикладном значении логистика предприятия все в большей степени рассматривается как интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительской стоимости с наименьшими общими издержками. 1. Логистические системы: понятие, основные черты Как и для многих, других основных понятий логистики, устоявшегося определения логистической системы нет. Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой». В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Зарубежные ученые и специалисты в области логистики чаще используют понятие «Логистическая цепь/цепь поставок», а логистическую систему трактуют как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня сервиса». С позиции системного подхода к организации бизнеса можно дать следующие определения. Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность звеньев, взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса. Использование понятие «Логистическая сеть» позволяет дать более короткое определение. Логистическая система – совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии. Логистические системы управления, как и любая система, в реальности могут находиться на различных стадиях развития и отличаться степенью полноты охвата различных компонентов производства и сбыта. Данные, опубликованные в зарубежной печати, касающиеся опыта применения логистических систем управления в ряде компаний ведущих коммерческих стран, позволяют считать, что для этих систем управления характерны 4 уровня развития или 4 степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы. Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функции организации складирования продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям. Такая система обеспечивает демпфирование на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и колебания в заявках потребителей и непредвиденные задержки при доставке продукции в процессе удовлетворения этих заявок. Для логистических систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до выходов собственного производства. Подобные системы наряду с охватом системы транспортировки продукции к потребителям и складов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутризаводские склады готовой продукции. В функции таких систем входят обработка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутризаводскими запасами готовой продукции. Для логистических систем третьей степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции дополнительно на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу закупок и снабжения, а также на движение материалов во время производственного процесса. В соответствии с этой расширенной компетенции такие системы, дополнительно к рассмотренным ранее, выполняют функции управления закупкой и доставкой сырья и комплектующих, управления запасами сырья и комплектующих, а также уровня незавершенного производства. Логистическое управление системами третьего уровня заключается в генерировании управляющих воздействий, а не ограничиваются адекватным реагированием на спонтанные отклонения. Наконец, логистические системы четвертой степени полноты охвата компонентов распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии производственно-сбытового процесса, включая планирование у управление собственно производством. Это позволяет объединить результаты маркетинговых исследований с операциями планирования, производства, снабжения и финансов. Логистическое управление базируется на принципе интеграции и идее экономических компромиссов. 2. Свойства логистические системы Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики. 1. целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое для реализации потенциальной способности к объединению и совместной работе. 2. взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существуют вполне определенные связи как организационного характера, так и технологические и производственные, более значимые, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы. 3. организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия, направленные на достижение целостности. 4. интегративные качества. Это свойство заключается в том, что Логистическая система проявляет качества, которыми элементы материальных и информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: эффект суммы превышает сумму эффектов. 5. сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов; многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняемых системой; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды. 6. иерархичность. Подчиненность элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня. 7. эмерджентность (целостность). Свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами. 8. структурированность. Предполагает наличие определенной организации структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию. Для логистических систем одним из основных факторов, оправдывающих использование подобной концепции организации и управления, является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. К таким изменениям условий внешней среды могут относиться изменения спроса на те или иные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения в процентных ставках по кредитованию и т.п. Поэтому Логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью. Характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий. 3. Декомпозиция логистических систем Логистические системы для целей исследования и проектирования подразделяются на подсистемы, звенья и элементы. Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании. Выделение функциональных подсистем напрямую связано с функциональными сферами логистики и вызвано необходимостью повышения степени управляемости логистическим процессом в снабжении, производстве и распределении, а также задачами логической координации и интеграции. Выделяют 2 основных комплекса подсистем: функциональный и обеспечивающий. Функциональный комплекс соответственно управляет основными логистическими функциями в снабжении, производстве и распределении. Поэтому выделяют подсистемы: дистрибуции; поддержки производственных процессов; снабжения. Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую и информационно-компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики. Звеном логистической системы называется некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые и посреднические организации, транспортные предприятия и банки и т. п. mirznanii.com Системы управления логистикой - обзор на LiveBusiness21.11.17. Компания Intelogis представляет новый SAAS сервис - ILS-OnlineСервис автоматизации логистики ILS-Online включает три модуля: автоматическое планирование маршрутов доставки, план-фактный анализ на базе мониторинга и систему контроля за безопасностью вождения. Решение представлено в современном интерфейсе, имеет широкий функционал и не требует установки программного обеспечения или оборудования. Модуль «Планирование маршрутов» позволяет проводить автоматическое планирование маршрутов доставки для десятков единиц транспорта и сотен точек доставки с учетом специфики каждого отдельного предприятия. Анализ соответствия реального прохождения маршрута и планового. В случае отклонения от плана сервис информирует диспетчеров о проблеме и это дает им возможность оперативно отреагировать на ситуацию. Модуль «Контроль стиля вождения» фиксирует потенциально-опасные действия водителей и на основе полученных данных формируется рейтинг. 2016. Wialon Logistics: новое логистическое решение от Gurtam Wialon Logistics – это универсальная программа, созданная для контроля всех этапов работы служб доставки. Приложение помогает решать целый спектр задач в сферах логистики и транспортировки товаров. В состав нового сервиса входят веб-версия для диспетчера и мобильное приложение для водителя или курьера. Веб-версия обеспечивает администрирование рабочих процессов: размещение заявок, планирование и распределение заявок, оптимизация маршрутов, а также отслеживание и координирование процесса доставки. Мобильная iOS/Android версия предназначена для курьеров или других мобильных работников. После авторизации по номеру телефона, система начинает поиск водителя по указанному номеру и проверяет его назначение на транспортное средство. 2015. Топ-5 игроков на мировом рынке ПО для управления логистикой Аналитическая компания Gartner представила результаты исследования мирового рынка программного обеспечения для управления логистикой. Расстановку сил на рынке ПО для управления цепочками поставок и автоматизации процесса закупок можно видеть в таблице выше. Из нее видно, что SAP увеличила отрыв от ближайших преследователей, заработав на этих решениях около $2,6 млрд в 2014 году, что на 20% больше, чем годом ранее. Аналитики говорят, что спрос на решения SCM устойчиво растет, поскольку канал поставок остается ключевым источником укрепления конкурентоспособности компаний на пути к выполнению таких задач, как улучшение операционных результатов и повышение уровня удовлетворенности клиентов и гибкости бизнеса. 2014. Муравьиная логистика добавила мобильное приложение для AndroidСервис для управления перевозками Муравьиная логистика выпустил первое приложение для мобильных устройств на платформе Android. Это приложение дополняет основной сервис планирования маршрутов, который помогает логисту быстро и качественно сформировать маршруты доставки. Мобильное приложение дает возможность водителю видеть маршрут, сформированный логистом. Переключаясь в режим навигации, водитель может следовать по этому маршруту. Руководителю и логисту предоставляет всю сводную информацию о маршрутах в компактном виде. Также можно видеть факт посещения точек по всем доступным автомобилям. 2014. Грузоплан - облачный сервис для управления грузоперевозками Новый сервис для учета и контроля перевозок Грузоплан ориентирован на предприятия малого и среднего бизнеса, учитывает их предпочтения. Работает он следующим образом: Оформляется заявка с информацией о грузе и заказчике (с помощью встроенных справочников можно уточнить все данные для правильного оформления). В специальной форме фиксируется логистика маршрута и объём разгрузки в каждом пункте. Автоматически создаются все необходимые документы, которые из программы можно напечатать. Менеджер удалённо может контролировать операции с любого компьютера. «Грузоплан» допускает расчёт зарплаты менеджеров на основе числа обработанных заявок и выводит эту информацию в виде ведомости. 2014. Сервис Умные Маршруты поможет сократить транспортные расходы Заработал новый онлайн сервис для автоматизации расчета и оптимизации коммерческих маршрутов Умные маршруты. Программа распределяет заказы по автомобилям с учетом диапазона ожидания заказа клиентом, часов работы водителя, характеристик заказов и транспорта, прогноза пробок. Для прокладки маршрутов используются карты OpenStreetMap. Скорость расчета - 4 минуты на 400 заказов - позволяет вносить оперативные изменения в маршруты в течение дня. Гибкая пользовательская настройка и удобный интерфейс делают Умные маршруты практически универсальным инструментом для оптимизации маршрутов любой сложности от курьерской доставки до перевозки нефтепродуктов. 2013. Муравьиная логистика - SaaS программа для формирования оптимальных маршрутов доставки Недавно мы писали о SaaS-сервисе Департамент Логистики для управления доставкой. Оказывается, у него уже есть конкурент - Муравьиная логистика. Этот сервис - украинский, поэтому он более предпочтителен для украинских компаний. Муравьиная логистика позволяет при помощи мультяшных муравьев отметить на карте склады и точки, в которые необходимо доставить товары и одним кликом сформировать оптимальный маршрут. Говорят, таким образом можно достигнуть существенной экономии и бензина, и времени. При использовании GPS-девайсов, можно сравнивать плановый маршрут с фактическим, наглядно видеть отклонения. Сервис пригодится для интернет-магазинов, курьерских служб, дистрибьюторов. Есть бесплатная версия на 2 машины и 30 точек в маршруте. Платная версия начинается от $29/мес. 2013. Виртуальный Департамент логистики поможет снизить стоимость доставки Департамент логистики - это SaaS сервис для управления перевозками, основанный на искусственном интеллекте и мозге крысы. Он работает примерно так: вы вводите (или загружаете из 1С/Excel) список имеющихся автомобилей, список заказов, которые нужно доставить, сроки доставки и список адресов, и он мгновенно рассчитывает самые оптимальные маршруты, задействовав минимум транспортных средств, и с учетом (внимание!) всех ограничений дорожного движения (одностороннее движение, запреты поворотов и т.д.), статистики пробок по времени суток и районам города, совместимости грузов с кузовом и грузоподъемностью, дозагрузки в пути (например, возврат от покупателя), длительности остановок у клиентов. А благодаря интеграции с сервером GPS мониторинга транспорта Wialon, Департамент логистики показывает где в данный момент находится каждый автомобиль, и позволяет узнать, успеваете ли вы сегодня доставить все заказы. Стоимость сервиса (с вышеописанными возможностями) начинается от 2400 руб/мес. 2013. Первое внедрение Microsoft Dynamics CRM Online для логистической компании в России Мария Бар-Бирюкова, директор департамента CRM КОРУС КонсалтингКомпания КОРУС Консалтинг внедрила облачную систему управления взаимоотношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM Online в логистической компании Mailbrand. Эта первый проект по внедрению CRM Оnline для «КОРУС Консалтинг» и, по их заявлению, - первое внедрение облачной версии Microsoft Dynamics CRM в российской логистике. Напомним, система Microsoft Dynamics CRM Online официально стала доступна в России в ноябре прошлого года. www.livebusiness.ru Как строится логистическая система организации? » Логистика в вопросах и ответахРассмотрим вопрос о том как строится логистическая система в отдельной организации. Логистическая система включает в себя следующие составляющие, изображенные на рисунке. [singlepic id=5 w=320 h=240 float=center] На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы. При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два вопроса: что компания представляет собой в настоящее время и куда стремится? Логистическая миссия, являясь частью выбранной миссии компании, формулируется с учетом логистической концепции, которую фирма выбирает исходя из своих стратегических целей и состояния бизнеса. Например, сегодня развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители требуют более высокого качества товаров и услуг по самой низкой цене, быстрого реагирования на их запросы, доступности во время приобретения и использования. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило 7R: «Доставка нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с оптимальными затратами». В правиле отражены существенные черты логистической миссии любой организации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Далее идет логистическая стратегия. Ее назначением является поддержка корпоративной стратегии компании. Она ориентирована на один или несколько ключевых показателей, отражающих в целом эффективность логистических процессов в компании. К таким ключевым показателям эффективности логистики относятся:
Логистическая стратегия строится на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких из вышеперечисленных показателей. Наиболее широко применяемые в бизнесе при построении логистических систем логистические стратегии:
Следующий этап построения логистической системы – выбор логистических технологий и соответствующих им базовых логистических систем, осуществляется на основе соответствующей логистической концепции. Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются: Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х г. Тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Теоретической основой информационной концепции является системный подход, применяемый в данной случае, как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения задач логистической оптимизации. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции. Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, OPT, QR, CR, и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управления запасами и закупками материального ресурса, а также производства и поставок готовой продукции потребителям. Логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибуции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая логистическая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения. В последние годы укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе: 1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы. 2. Новые организационные (структурные) отношения, перспективы интеграции между логистическими партнерами. 3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции. Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводит к трансформации логистической системы, выражающейся в следующих основных тенденциях: 1. Возрастают скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими партнерами. 2. Сокращается число звеньев логистических систем. Уменьшается количество организационно-экономических отношений в логистических системах, но сложность в них возрастает. 3. Снижается надежность логистических цепей (каналов), т.к. в производстве и дистрибутивных сетях практически исчезают страховые запасы. Следствием этих тенденций является повышение потенциальной неустойчивости логистической системы. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамической внешней средой. Логистическая система (согласно интегральной концепции) рассматривается как единое целое – интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в интегрированных логистических системах корпораций материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем к производству, распределения, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей. И, наконец, новейшая концепция Supply Chain Management – «управление цепью/цепями поставок». С конца 80-х годов, вплоть до настоящего времени среди специалистов по логистике и менеджменту нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «управление цепями поставок». Многие применяют этот термин как синоним «логистики» или «интегрированной логистики». Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management – как технологии бизнеса. Одно из наиболее распространенных определений цепи поставок, основанное на обобщении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок – три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя». Признанные американские ученые в области Supply Chain Management Д. Ламберт и Дж. Сток так определяют это понятие: «Управление цепями поставок – это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации». Концепция SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы с «тремя сторонами» в логистике. Следующим этапом построения логистической системы является выбор подходящих логистических технологий и соответствующих им базовых (стандартных) логистических систем (программных модулей, поддерживаемых корпоративной информационной системой). Стандартные логистические системы оформлены юридически, и передовые компании мира успешно применяют апробированные логистические технологии. Одной из наиболее популярных в мире технологий, на основе которой разработано и функционирует большое число программных модулей логистики, является технология Requirements/resource planning – RP («Планирование потребностей/ресурсов»). Базовыми программными модулями, основанными на концепции RP в производстве и снабжении, являются системы MRP I и MRP II – Materials/manufacturing requirements/resource planning (Системы планирования потребностей в материалах/планирования потребностей в ресурсах). Необходимость планирования потребности в материальных ресурсах обусловлена тем, что основная масса проблем в процессе производства связана с запаздыванием или опережением поступления комплектующих, сырья и материалов. В результате этого, как правило, параллельно со снижением эффективности производства на складах возникает избыток (дефицит) материалов, поступивших раньше или позже намеченного срока. С целью предотвращения подобных проблем и была разработана методика планирования потребности в материалах MRP I (Material Requirements Planning). Созданы компьютерные программы, позволяющие оптимально регулировать поставки материального ресурса, контролировать запасы на складе и саму технологию производства. Главная задача этого программного модуля – обеспечить гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов (комплектующих) в любой момент в рамках периода планирования наряду с возможным уменьшением текущих запасов, а, следовательно, разгрузкой складов. Дальнейшее усовершенствование системы планирования потребности в материалах привело к трансформации системы MRP I в расширенную модификацию MRP II. По сути, это система производственного планирования ресурсов, представляющая собой по существу информационно-управляющие системы для промышленных предприятий, в которых объединены производственное, финансовое планирование и логистические операции. В общем случае данный программный модуль позволяет осуществлять операционное планирование в натуральных единицах, а финансовое планирование в денежных выражении. Он позволяет моделировать возможности предприятия, отвечая как раз на вопросы: «Что будет если?». Этот метод базируется на бизнес-планировании, производственном планировании, планировании потребностей в материалах, планировании производственных мощностей, системах принятия решений. Выходы программных модулей взаимосвязаны с финансовыми показателями (бюджет, планируемые инвестиции и т.д.). В настоящее время MRP II являются по существу автоматизированными системами управления промышленным предприятием. Логистическая технология RP может быть использована в системах дистрибуции, для чего созданы системы DRP (Distribution requirements planning). Системы DPR – это распространение логистики построения MRP в каналы дистрибуции готовой продукции. Однако эти подсистемы, хотя и имеют общую логистическую концепцию RP, в то же время существенно отличаются. Основной инструмент логистического менеджмента в DPR системах представляет собой график, который позволяет координировать весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Этот график формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической сети, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников. В середине 1980-х г. в США и Западной Европе появилась расширенная версия системы DPR («Планирование потребности в ресурсах распределения»), система DPR II , которую называют вторым поколением систем управления распределением продукции в логистических системах. В этой системе применяются более современные модели и алгоритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные каналы, работающие в режиме online. В системах DPR II комплексно решаются вопросы управления производственной программой, складскими мощностями, персоналом, качеством процесса перевозки и логистического сервиса. В начале 1990-х г. системы планирования класса MRP II в интеграции с модулем финансового планирования получили название систем бизнес планирования (интегрированного планирования ресурсов) предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Они позволяют эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на обновление оборудования и инвестиции в производство нового ассортимента изделий. Одной из наиболее широко распространенных в мире логистических технологий является Just-in-time – JIT (точно в срок). Появление этой концепции/технологии относят к концу 1950-х г., когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN . Первоначальным лозунгом концепции JIT было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача выглядела так: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства и сборки готовой продукции. При такой постановки задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказались ненужными. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию готовой продукции, а в настоящее время – и в макрологические системы различного уровня и назначения. Основная идея концепции JIT – гарантия того, что все элементы логистической системы синхронизированы и точно сбалансированы, установлено время поставок и пополнения запасов. Самое главное – они должны быть спланированы абсолютно точно. Базовыми логистическими системами/модулями для логистической технологии JIT являются: KANBAN, MRP III, модуль «Логистика» в ERP/CSRP (Customer synchronized resource planning – «Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем») системах, «SCM-модуль» ERP/CSRP систем. С конца 1980-х г. во многих западных производственных фирмах получила распространение логистическая технология Lean production, что можно буквально перевести как «стройное/тощее» производство. Идея такой технологии по существу является развитием подхода JIT и включает такие элементы, как система KANBAN и MRP II. Суть данной логистической технологии в творческом соединении следующих основных компонентов:
Идея такой технологии получила название «тощее» производство, потому что стремиться выполнять каждую операцию используя меньше каждого вида ресурсов – меньше запасов, меньше времени на производство и единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д. Таким образом, Lean production соединяет преимущества массового (большие объемы производства – низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкий ассортимент). Базовыми логистическими системами/модулями для логистической технологии Lean production являются: KANBAN, MRP II, модуль «LP» в ERP. Базовым программным модулем для логистической концепции/технологии Supply Chain Management является «модуль SCM», который присутствует в интегрированных корпоративных системах управления, в частности в ERP/CSRP, составляя в информационно-технологическом аспекте их часть. Опыт многих компаний показывает, что системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз. log-lessons.ru
|