СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — это совокупность приемов манера поведения. Совокупность управления это


Методы управления

8

  1. Понятие и классификация методов менеджмента

  2. Организационно-распорядительные методы

  3. Экономические методы управления

  4. Социально-психологические методы управления

1. Понятие и классификация методов менеджмента

Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По сути способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей совокупности путём классификации по определённым критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание – это специфика приёмов и способов воздействия.

Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

2. Организационно-распорядительные методы

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе, Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.

Организационно-административные методы решают те же задачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия.

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину. Руководитель или менеджер в этом случае является администратором. Не следует путать организационно-административные методы с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. с администрированием.

Объективной основой использования ОРМУ являются организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Никакие другие методы управления не могут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает чёткость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

ОРМУ – это решения, оформляемые как управленческие команды, обязательные для выполнения объектом управления. Условиями правильного и успешного применения ОРМУ служат: четкое распределение обязанностей и определение прав (делегирование полномочий), установление строгой ответственности руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых подразделений в организации. Все это должно быть закреплено в соответствующих должностных инструкциях, положениях о целях, задачах и функциях различных звеньев и уровней системы управления. По способу воздействия их можно разделить на два вида: организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие представляет собой совокупность приемов и методов создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых подразделений. В основном оно выступает в форме различного рода нормативных актов длительного действия (положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции и т.п.), достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.

Распорядительное воздействие – это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления

ОРМУ – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:

Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организации.

Выделяют три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов:

  1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

  2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).

  3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Организационно-распорядительные (организационно-административ-ные) методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения.

Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.

Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения:

  • вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»;

  • пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

  • осознанным, внутренне обоснованным.

studfiles.net

Методы управления

Проблема методов управления всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.

Методы управления — это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.

В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Что нужно сделать, чтобы человек стал эффективно работать? Проблема эта стара как мир и в основе своей довольна проста: побудить человека к труду можно либо силой, либо вызвав в нем интерес к работе.

С развитием цивилизации методы управления, связанные с применением силы, построенные на страхе перед наказанием, все больше уступали место методам, основанным на внутренних побудительных мотивах деятельности, на заинтересованности работающего. Можно силой заставить работать, но обязать работать по приказу эффективно, «на мировом уровне», невозможно, потому что это требует не только исполнительности, но и инициативы, постоянного совершенствования производства, а главное — внутренних побудительных мотивов. Командно-нажимное, чисто административное управление показало свою низкую эффективность. Именно этим объясняется переход от административных к экономическим, рыночным методам управления. Тем не менее до начала перестройки командные методы безраздельно господствовали в нашей экономике, и понадобилось пройти горькие уроки периода «культа личности» и застоя, чтобы оценить их несостоятельность и бесперспективность.

С общетеоретических позиций проявляется действие методов любой деятельности — убеждения и принуждения. С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия. Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае нерезультативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности. Из множества классификаций, как правило, выделяются методы двух групп: административные и экономические. Но сегодня на первый план выходят экономические, социально-психологические, воспитательные методы управления. Что касается методов административных, то они становятся вспомогательными, занимают второстепенное место.

Административно-распорядительные методы — это система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов. Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, выдаваемых конкретным исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями, в том числе и экономического характера, однако главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач.

Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному результату своего труда. Вот этой силы интереса, его крепкой привязки к итогу работы административная система не знала. Как бы человек ни старался, максимум, что ему можно было заплатить, — скромную премию. Заработать существенно выше положенного было невозможно ни при каких трудовых усилиях. Отсюда уравниловка, всем знакомое отсутствие заинтересованности в хорошей, напряженной работе. Реформа возвращает первоначальный смысл основному принципу социализма «каждому — по труду»: за лучшую и большую работу — большая плата. Сколько заработал — столько получай. Меняется и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием — всеми работающими — полезного и нужного людям конкретного конечного результата: хороших продуктов, одежды, зданий и машин. Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат.

Для того чтобы начали действовать экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек станет плодотворно работать, и, во-вторых, создать эти условия. Управление может дать необходимые результаты лишь в том случае, если опирается на знание мотивов и закономерностей поведения в процессе трудовой деятельности коллективов трудящихся и каждого работника в отдельности. Таким образом, вознаграждение при выполнении задания является не заслуженным, а заработанным, например за счет экономии и дополнительной прибыли. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

Для того чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные способности психики работающих, применяются так называемые социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления тесно примыкают к воспитательным методам управления, направленным на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации — важные стороны положительного воздействия на повышения результатов производства.

Социально-психологические методы — это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Цель этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, административные и экономические задачи. То есть поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

К этой группе методов тесно примыкают воспитательные методы управления, направленные на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Необходимость использования социально-психологических методов в управлении очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальное решение.

Кнопки управленияДля того чтобы реализовать какой-либо из этих методов, используют так называемые кнопки управления или, иначе, способы воздействия данных методов на управление.

Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, регламентирование, нормирование и инструктирование.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.

Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия. Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:• положений общеорганизационного порядка;• структуры управления предприятием;• штатного расписания и должностных инструкций по управлению предприятием;• положений, определяющих внутренний порядок работы.

Нормирование деятельности предприятия заключается в разработке и реализации норм (правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Инструктирование сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациям по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера — наиболее мягкая форма административного воздействия.

К экономическим способам воздействия относятся:• кредитование. Главные качества: обеспеченность — выдача под залог имущества или гаранта; целевой характер — кредит должен работать на перестройку; срочность — давать навсегда, на время; возвратность; платность — процент под ссуду. Регулируя выдачу ссуд под различный процент, предприятие получает возможность оказывать помощь работникам.• финансирование, а именно деньги предприятия для его производственного и социального развития, в том числе для строительства жилья для своих работников;• ценообразование;• экономическое стимулирование. Смысл стимулирования — это существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека или коллектива;• хозрасчет (механизм экономической и управленческой самостоятельности предприятия, т.е. независимость, чувство полного хозяина рождают глубокую заинтересованность работника в конечном результате труда).

Все эти способы действуют без административного принуждения, но, несмотря на то что при экономическом управлении над работником не висит меч административного воздействия, экономические стимулы куда более жесткие: выговор или штраф это вторично, поскольку под угрозу ставится благополучие предприятия, жизненно важные интересы каждого человека и всего коллектива. Но экономические методы вовсе не отменяют административных.

Среди социально-психологических методов управления исходным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения коллектива в целом. Эта работа должна проводиться каждым руководителем систематически, как самостоятельно, так и с привлечением специалистов — социологов и психологов. Здесь должны широко использоваться такие способы анализа, как анкетирование, тестирование, хронометраж, наблюдения, опросы, интервью.

Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение, направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении. Целый ряд социально-психологических методов направлен на повышение творческой активности и инициативы всех работающих. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия.

К этой же группе методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы. В последние годы все большее значение приобретает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального развития трудового коллектива. Целью планирования является предоставлениеработнику четкой перспективной программы его личного материального и культурного развития, улучшения условий труда.

psyera.ru

Процесс управления — это совокупность отдельных

*

Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Процесс управления решает две задачи: * тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; * стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Цели эффективного управления: 1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления; 2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Объект управления * Объект управления – это устройство, требуемый режим работы которого должен поддерживаться извне специально организованными управляющими воздействиями. Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования: 1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей; 2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

К элементам процесса управления относятся: управленческий труд, его предмет и средства. * Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее решения. Исходная информация в результате обработки превращается в управленческое решение, служащее руководством для осуществления конкретных действий. * При этом важно обеспечить так называемый организационный порядок (совокупность сформированных норм и связей), обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений, что ускоряет и упрощает работу аппарата управления. * Средствами управленческого труда служит все то, что способствует осуществлению операций с информацией – от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

* Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает реализацию отдельных задач. * Он относится большей частью к категории умственного труда, осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в двух формах: эвристической и административной. Такой труд требует инициативности в принятии решений (и одновременно умения подчиняться), повышенной ответственности. * Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, координация деятельности подчиненных, контроль, оценка, мотивация; проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.

present5.com

Совокупность принципов, методов и форм управления, позволяющих выполнить поставленные задачи наиболее рациональным путем – это

a) Менеджмент

b) модели менеджмента

c) подходы к менеджменту

d) концепции менеджменту

Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда?

a) общие

b) специфические

c) связующие

d) социально-психологические

Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

a. планирование

b. организация

c. мотивация

d. контроль

Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?

a. планирование

b. организация

c. контроль

d. мотивация

В системе управления организацией - субъект управления - это?

a. управляющая подсистема

b. управляемая подсистема

c. связующая подсистема

В системе управления организацией - объект управления - это?

a. управляющая подсистема

b. управляемая подсистема

c. связующая подсистема

Что представляет собой норма управляемости?

a. регламент

b. приказ

c. технологический норматив

d. организационный норматив

e. технический норматив

Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?

a. экономических

b. административных

c. социально-психологических

d. правовых

Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?

a. общей

b. специфической

c. социально-психологической

d. связующей

Что представляет собой делегирование полномочий?

a. передачу полномочий

b. передачу ответственности

c. передачу полномочий и ответственности

Задание 3. Выберите верные ответы (несколько):

Что представляет собой управление?

a. ступень подчиненности и ответственности

b. обособленную ячейку структуры

c. элемент структуры, выполняющий одну или несколько специфических функций

d. ячейку, выполняющую одну из общих функций менеджмента

Какие из ниже перечисленных функций относятся к специфическим функциям управления?

a. мотивация

b. коммуникационные

c. организация труда

d. общее руководство

e. оперативное управление

Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?

a. планирование

b. организация

c. мотивация

d. коммуникационные

Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?

a. планирование

b. организация

c. общее руководство

d. мотивация

e. контроль

Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?

a. планирование

b. организация

c. контроль

d. мотивация

В каком виде может реализовано в процессе управления управляющее воздействие?

a. приказ, распоряжение, указание

b. план, задание

c. отчет

d. данные контроля

В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?

a. приказ, распоряжение, указание

b. план, задание

c. отчет

d. данные контроля

Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?

a. экономические

b. бюрократические

c. административные

d. социально-психологические

e. демократические

Что можно отнести к инструментам экономических методов менеджмента?

a. директивные показатели

b. планы

c. госты

d. приказы

e. экономические рычаги воздействия

Что можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?

1. регламенты

2. нормы и нормативы

3. приказы и распоряжения

4. госты

5. системы материального стимулирования

6. должностные инструкции

Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?

a) методы формирования психологического климата в коллективе

b) методы поощрения

c) методы наказания

d) методы профессионального отбора и обучения

Что представляет собой цель?

a) желаемый результат деятельности организации

b) желаемое состояние организации

c) Количественный или качественный показатель деятельности

d) Желаемый результат деятельности работника организации

В каком виде могут быть представлены цели организации?

a) словесной формулировкой

b) формулами

c) количественными показателями

d) качественными показателями

e) «деревом целей»

Как могут быть сформулированы цели в «дереве целей»?

a) по отдельным объектам

b) по отдельным исполнителям

c) по отдельным задачам

d) по функциональным областям деятельности организации

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.Заполните приведенную ниже схему:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.Назовите основные элементы управления, приведите их характеристику и отразите их взаимодействие между собой:

Элементы управления Характеристика
 
     
     
     
     

Отразите их взаимодействие между собой:

 

Задание 3.Подготовить эссе – «Роль самоменеджмента в моей профессии».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите этапы процесса самоменеджмента, используя данную схему:

 

 
 

 

Занятие 2.

ТЕМА: Организация как функция управления

Задание 1.Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующее определение, обозначенное буквой:

Термин Обозначение Определение
Структура организации А это совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых для осуществления функций организации-
Техническая структура организации Б это материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и проч.)-
Социальная структура организации- В это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует жесткую техническую и гибкую социальную структуры
Социотехническая структура организации Г это совокупность участников и их связей в рамках совместной деятельности
Нормативно-правовая структура организации Д объединение людей совместно реализующих программу или цель действующих на основе определенных правил
Организация Е упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов

Задание 2. Выберите верный ответ (1):

cyberpedia.su

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — это совокупность приемов манера поведения

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент определенного результата. необходимо в целях достижения

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ - авторитарный - демократический - либеральный

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ минусы, которые могут привести к текучке: • резкое снижение инициативности подчиненных; • повышается риск ошибочных решений; • постоянное напряжение и плохой психологический климат; • недовольство подчиненных своим положением.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ Представление демократа о своих сотрудниках сводится к следующему: 1. Труд процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней; 2. Если люди приобщены к организационным решениям, они будут использовать самоконтроль и самоуправление; 3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; 4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ минусы стиля: • большие временные затраты на обсуждение и вынесение решения; • снижение уровня эффективности управления в экстренных ситуациях; • распущенность коллектива при неверном подходе.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

present5.com

Управление качество совокупность - Энциклопедия по экономике

Система управления качеством продукции, направленная на снижение ее себестоимости и повышение конкурентоспособности, а также на повышение гибкости в переналадке производства на выпуск новых видов продукции. Функционирование С.в.у.к. основано на постоянном повторении цикла контроля качества, известного под названием "цикла Деминга", включающего 4 этапа (планирование, производство, контроль, совершенствование продукции). В основе системы лежит принцип "качество в зародыше", предполагающий повышение качества уже на стадии проектирования новой продукции. С.в.у.к. предусматривает системный подход ко всем этапам цикла, начиная от изучения требований рынка и кончая доставкой готовой продукции потребителю и ее техническим обслуживанием в процессе эксплуатации. Одна из основополагающих идей С.в.у.к. заключается в том, что качество продукции нельзя повысить только путем его проверки иначе говоря, качество должно быть заложено в изделии, причем на этапе его концептуальной разработки (замысла), с момента анализа требований потребителя к будущему изделию. Если всю совокупность мер по обеспечению качества продукции принять за 100%, то по С.в.у.к. 75% из них реализуется на этапах поиска конструктивных решений, отработки макетного образца, доводки опытных-изделий и отладки технологии, 20% - в ходе контроля технологических процессов и лишь 5% — на этапе контроля качества готовой продукции. Важную роль в С.в.у.к. играет обеспечение стабильности работы технологического оборудования, которая достигается за счет использования комплексной системы обеспечения высококачественной работы оборудования (см. [С 72]), а также организации кружков качества (см. [К 179]).  [c.335] Эффективной формой управления качеством продукции является отраслевая комплексная система (КС УКП), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение необходимого качества продукции.  [c.56]

Системы качества как совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов обеспечивающая общее управление качеством международные организации по стандартизации и качеству продукции значение структурирования функции качества (СФК).  [c.428]

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ -объект управления персоналом совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых работники организации трудятся и живут вместе со своими семьями. С.с.о. образует сам персонал организации с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам — полу, возрасту, образованию, квалификации и т.д., а также разнообразными межличностными и межгрупповыми связями соц. инфраструктура, объекты соц. назначения, обеспечивающие надлежащие условия труда и быта работников и членов их семей слагаемые качества трудовой жизни работников, так или иначе определяющие материальное и моральное вознаграждение труда, атмосферу солидарности, сотрудничества и взаимопомощи, степень сплоченности коллектива, престижность совместной работы. С.с.о. органически связана с технической и экон. сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Успешная деятельность любой ор-  [c.342]

Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) — это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение запроектированного уровня качества продукции при ее постановке на производство, изготовлении, потреблении, хранении и транспортировании.  [c.81]

В обыденной жизни, производственной практике, в специальной литературе и нормативно-технической документации под качеством обычно понимают относительную меру полезности товаров и услуг одинакового назначения. Она проявляется в совокупности свойств продукции, обусловливающих её пригодность к удовлетворению конкретной потребности. Такое определение оказывается удовлетворительным в утилитарном смысле, т.е. пригодным для установления объекта, цели, задач, методов и средств управления качеством. Вместе с тем, специалисту необходим и более широкий взгляд на качество, как многоаспектную категорию, синтезирующую различные типы отношения людей к вещам и явлениям при разных уровнях обобщения и в разных обстоятельствах. Сложилось общее мнение, что "... Качество - одна из сложнейших категорий, которой приходится оперировать человеку в его отношении к окружающему миру, результатом собственной деятельности. К понятию качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей, при оценке результатов выполнения производственных операций или производственных процессов, создании новых материалов, технологий, орудий труда, сооружений, предметов потребления, услуг (в том числе нематериальных здравоохранения, просвещения и т.д.)" [1.С.7].  [c.4]

С учетом многообразия аспектов понятия качества трудно дать его определение, удовлетворяющее специалистов разного профиля. Поэтому в практической деятельности принято руководствоваться сжатой формулировкой "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением". Она достаточна для организации работы систем управления качеством в сочетании со знанием всех аспектов этого сложного понятия.  [c.8]

Предметом курса "Управление качеством" является вся совокупность различных аспектов категорий качества и практических задач, возникающих в процессе целенаправленного формирования качества на всех стадиях жизненного цикла изделий.  [c.15]

Требования к качеству определены в стандартах ISO серий 8000 и 9000. Стандарт ISO — 8402 определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел также понятия "обеспечение качества", "управление качеством". В настоящее время система стандартов ISO включает 24 международных стандарта ISO серии 9000 и серии 14000 (в области экологического эксперимента). Наиболее важные стандарты этой серии  [c.22]

В пользу этого говорит вся совокупность факторов в развитии управления качеством.  [c.25]

При многообразии и сложности факторов, влияющих на качество продукции, управление им эффективно только с системных позиций. Принцип системности означает организационное и функциональное единство и упорядоченность всей совокупности управляющих воздействий на факторы, формирующие качество продукции. Система управления качеством предназначена для координации и согласования технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, реализуемых в рамках данной функции менеджмента [1.С.97].  [c.108]

В структурном и функциональном отношении система управления качеством представляет совокупность взаимосвязанных управляемых процессов, органов управления, мероприятий, методов, нормативов и средств управления, обеспечивающих комплексность и эффективность управляющих воздействий на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции, направленных на установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при её разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации (потреблении) [1.С.86]. Более кратко система управления качеством есть совокупность мероприятий, методов, средств и организационных структур, обеспечивающих скоординированные действия органов управления для достижения цели системы.  [c.108]

Система управления может функционировать только при наличии критерия эффективности управления. Критерием успешности управления качеством конкретных изделий является показатель интегрального качества продукции. Сущность подобного показателя вытекает из определения качества как совокупности свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением, т.е. как меры её полезности.  [c.111]

Система — это определенным образом упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Состав элементов и способ их упорядочения определяется целью управления. При постепенном уточнении и детализации структуры системы управления качеством с необходимостью приходится оперировать основными категориями теории управления. К ним относятся  [c.112]

Перечисленные этапы определяют функции управления качеством продукции фирмы и составляют в совокупности функциональный блок системы. Он устанавливает конкретное содержание действий субъектов управления в данной сфере менеджмента.  [c.115]

После того, как установлена структура системы управления качеством, должен быть спроектирован и отлажен механизм её функционирования. Под ним понимается логическая последовательность и взаимосвязь действий органов управления, отдельных исполнителей, направленных на решение частных задач, ведущих к конечной цели - повышению качества продукции. Удобнее всего охарактеризовать этот механизм анализом совокупности функций, составляющих так называемый управленческий цикл, и порядка взаимодействия органов управления по поводу осуществления этих функций. Прослеживая процесс обеспечения необходимого качества продукции от исходного пункта качества до финишного, можно последовательно выявить все звенья рассматриваемого механизма.  [c.119]

Функциональные и параметрические подсистемы в совокупности реализуют цель системы управления качеством.  [c.122]

Комплексная система управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных программ, мероприятий, нормативов, методов и средств управления, обеспечивающих планомерную деятельность аппарата министерства, научно-производственных и производственных объединений, предприятий и организаций по установлению, обеспечению, поддержанию и систематическому повышению уровня качества продукции отрасли на стадиях ее исследования и проектирования, изготовления, обращения и реализации, эксплуатации или потребления.  [c.45]

Обеспечение функционирования систем управления качеством в строительных организациях требует количественной оценки качества продукции на всех этапах ее создания и в законченном виде. Наиболее простым приемом для такой оценки является учет количества величины и значимости дефектов, которые образуются и фиксируются в процессе производства работ. Совокупность дефектов для каждого элемента, вида работ и т. д. характеризует через показатель дефектности качество этой продукции и качество работы подразделения, в котором эта продукция изготовляется.  [c.153]

Комплексная система управления качеством продукции представляет собой функционирующую в рамках самостоятельной организационной структуры совокупность средств и методов воздействия на условия и факторы, участвующие в процессе формирования и реализации оптимального уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации (или потреблении).  [c.147]

Целью использования карты управления качеством (SP ) является поддержание достигнутого уровня качества и индикация характерных отклонений от него. Рациональный выбор подходящего метода управления процессом может быть выполнен только в том случае, если свойства процесса были определены на основе предварительного анализа. На первом плане здесь стоит выбор адекватной математической модели, оценка неизвестных параметров основной совокупности и определение частоты и объемов выборочного контроля. С помощью оцененных параметров основной совокупности можно определить область, в которой с определенной вероятностью будут ожидаться значения (характеристики) будущих выборочных проверок (проб). При наличии такой информации управление качеством может быть обеспечено с помощью обратной связи в замкнутом контуре управления. Карта регулирования качества - это формуляр для графического отображения величин последовательных выборочных проб, их регистрации и сравнения с предупредительными (сигнальными) границами и границами вмешательства (предельными границами).  [c.46]

Система качества — совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества организации предназначена для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только часть системы, относящуюся к этим требованиям. Система качества — это система хорошего управления предприятием, отвечающая определенным требованиям, установленным в стандартах по обеспечению качества. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство определенной политики и достижения поставленных целей в области качества.  [c.186]

Рассмотрим в качестве частных задач оперативный контроль и управление каждым типом объектов территориального управления как совокупность функциональных подзадач. Соот-  [c.204]

Разработка перспективного технического уровня осуществляется на основе его прогнозирования, с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на управление качеством промышленной продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации. Для прогнозирования и повышения его достоверности необходимо систематически изучать и анализировать уже сложившиеся тенденции, направления и темпы развития техники по ее основным показателям и уметь правильно предвидеть характер и особенности ее дальнейшего развития. Прогнозирование должно всегда носить системный характер, комплексно охватывающий всю совокупность эксплуатационных и производственно-технологических показателей и обладающий возможностью одновременного воздействия на каждый из них.  [c.83]

Решение проблемы повышения качества продукции сейчас находится на новом этапе, в корне отличающемся от предшествующих. Это отличие состоит в том, что в данный момент на смену системе контроля качества продукции приходит система управления качеством продукции, которая представляет собой организованную совокупность структурных элементов, факторов, условий и согласованных между собой организационных, экономических и технических методов и мероприятий, направленных на формирование качества продукции при ее проектировании, производстве и эксплуатации.  [c.44]

Суть антикризисного маркетинга — деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия. К сожалению, отечественные производители обычно предлагают рынку не то, что последнему нужно, а то, что они могут делать. Только тогда, когда предприятие оказывается способным дать потребителю, рынку то, что ему необходимо, по приемлемой цене, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время и в нужном месте, появляются предпосылки для финансовой стабильности компании. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты вовремя с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. Необходима прибыль, обеспечивающая расширенное воспроизводство. Устойчивая прибыль, прочные финансы предприятия — не подарок судьбы или счастливый случай истории. Это всегда результат умелого, тщательно просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия (как внутренних, так и внешних).  [c.10]

Система управления качеством как совокупность организационной  [c.193]

Выборка — это проверка небольшого количества единиц продукции в данной совокупности и перенесение ее результатов на всю партию на основании свойств выборки. Выборка является главным элементом процесса управления качеством, так как не имеет недостатков сплошной проверки.  [c.499]

Случайная выборка — это количество единиц п, взятое из совокупности так, что любая другая комбинация единиц я будет иметь равные шансы быть выбранной. Принцип случайной выборки крайне важен для процесса управления качеством если выборка не является действительно случайной, она не будет точно отражать особенности совокупности. Например, если выборка документов, введенных в компьютер, будет сделана в начале смены, заключение об уровне ошибок будет отличаться от результатов выборки, сделанной в конце смены, когда операторы устали и работают медленнее.  [c.499]

Неслучайная выборка — это выборка, имеющая статистически обоснованный объем и предполагающая неслучайный отбор единиц из генеральной совокупности, при котором разрешается принимать партии продукции, если не превышается определенное количество дефектных единиц. Неслучайная выборка — неотъемлемый элемент статистического контроля процесса. Она несовместима с аксиомой полного отсутствия (ноля) дефектов и поэтому неприменима в процессе управления качеством в модели тактического менеджмента.  [c.499]

В основание звезды качества положим ту или иную систему управления качеством, соответствующую определенной концепции. Предположим, что система эта документирована и охватывает организационную структуру управления предприятием, а также систему управления процессами создания продукции. Последнее очень важно мы рассматриваем организацию и как функциональную структуру, и как совокупность процессов.  [c.104]

Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения . Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.  [c.459]

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как  [c.462]

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов. Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.  [c.470]

Создание комитетов и групп, которые должны отслеживать весь процесс и решать проблемы в момент их обнаружения. Э. Я. Шейнин. УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА, совокупность методов и средств управления, необходимых для согласования совместной деятельности людей, управленческих звеньев, связей между ними, а также форм, с помощью которых на практике реализуется процесс управления действия, предпринимаемые менеджерами с целью воздействия на управляемый объект (отдельного работника, группы работников, подразделения организации и т.д.). Система управления включает цели, принципы и методы менеджмента основные показатели деятельности предприятия повышение качества продуктов и услуг экономию используемых в производстве ресурсов (сырья, материалов, топлива, электроэнергии, рабочей силы и т.д.) планирование (включая анализ, прогнозирование, моделирование, оценку планов и программ) структуру организации, учёт и контроль мотивацию труда персонала ресурсное, информационное, правовое и организационно-технологическое обеспечение системы менеджмента внутреннюю и внешнюю среду деятельности фирмы управление персоналом  [c.278]

В стандарте ИСО 8402 1994 было дано такое определение "Система качества — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством". Насколько полно оно отражает суть дела, судить читателю. Ниже будет дано определение систем управления качеством продукции так, как это понимает автор.  [c.128]

Операция по улучшению качества продукции — это совокупность элементов, условий и обстоятельств, в которых осуществляется процесс изменения свойств продукта труда в интересах удовлетворения определенной потребности в нужном объеме и в нужное время с минимальными затратами сил и средств. Операция по улучшению качества воплощает в себе принципиальную схему механизма управления качеством.  [c.339]

Система менеджмента качества представляет собой систему документации, в которой закреплены основные организационные и технологические решения по деятельности, направленной на проектирование, обеспечение, контроль и совершенствование качества коллектив сотрудников, способных и желающих (т.е. активно мотивированных) выполнять требования, изложенные в системе документации а также совокупность материально-технических устройств, средств труда, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять требования системы менеджмента качества. Естественно, самым важным аспектом является документация по системе менеджмента качества, так как она представляет собой модель всей деятельности по управлению качеством. Именно документация является основным объектом проверки и анализа, осуществляемых в рамках сертификационного аудита предприятий и проектов.  [c.262]

Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня продукции.  [c.227]

Согласно этому определению в рекомендациях Госстандарта СССР по разработке и внедрению в объединениях и на предприятиях комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) последняя рассматривается как совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на достижение сформулированной в ГОСТе цели, а ее структура включает в себя все подразделения и службы объединения (предприятия), участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления, обращения и эксплуатации (потребления) .  [c.206]

Организационные формы управления качеством продукции, так же как и всем процессом научно-технического развития, не могут оставаться застывшими, они должны постоянно совершенствоваться в соответствии с изменяющимися требованиями и условиями общественного производства. Опыт передовых предприятий и объединений свидетельствует о многообразных возможностях такого совершенствования. Однако каковы бы ни были разрабатываемые конкретные решения, можно с уверенностью утверждать, что наиболее плодотворным и эффективным направлением развития организационных форм управления научно-техническим прогрессом является использование системного подхода для комплексного решения всей совокупности целей производственно-хозяйственной организации.  [c.226]

В настоящее время в нашей стране создается и действует комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), которая является составной частью системы управления производством. Она представляет собой совокупность технических, организационных, экономических, социальных и других мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции.  [c.334]

В наиболее развитом виде эта концепция была сформулирована в 50-60 гг. американским ученым А.В. Фейгенбаумом, который предложил анализировать совокупность факторов, формирующих конечное качество продукта на всех стадиях и операциях производственного процесса. А. Фейгенбаум исходил из посылки о том, что поскольку на качество влияют определенные факторы производственной сферы, то процесс формирования качества поддается управлению путем воздействия на эти факторы. Важное значение в концепции Фей-генбаума придается использованию принципа обратной связи. Практически это означает, что выявленные в процессе контроля параметры продукции и технологии, определяющие качество, сравниваются с эталонными зафиксированными в нормативно-технических документах (стандартах, технических условиях, технологических регламентах). Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам поступает в специальное подразделение (отдел управления качеством), где проводится анализ и вырабатываются меры по устранению отклонений [4], (например, усовершенствование конструкции технологии, обучение персонала, применение более современного инструмента). Изделия, прошедшие выходной контроль, поступают к потребителю, который дает решаю-  [c.18]

Объекты управления качеством последовательно перемещаются и вместе с тем одновременно находятся на четырех стадиях жизненного цикла предпро-изводственной, производственной, стадии реализации и стадии потребления. Процесс обеспечения должного уровня качества изделий идет на всех стадиях и включает в совокупности следующие функции управления  [c.115]

Выполнение отдельных функций по управлению качеством осуществляется взаимодействием организационных структур и исполнителей на основе получения, анализа, переработки и генерирования информации о состоянии объекта управления. В составе системы управления качеством формируется более или менее устойчивые и обособленные механизмы осуществления каждой функции. Они называются функциональными подсистемами системы управления качеством. Частные задачи управления, решаемые в этих подсистемах, заключаются в выработке специфических управленческих решений, преобразуемых затем в управленческие воздействия на объект (например, решение об изменении конструкции инструмента, корректировке технологического регламента, об изменении режима термической обработки деталей, об изменении рецептуры сырья, о замене катализатора и т.п.). Четкое, согласованное с общей целью системы выполнение частных задач каждой функциональной подсистемой является одним из важных условий эффективности управления качеством. Функциональные подсистемы независимо от конкретного содержания задач решают их главным образом путем сравнения управляемых параметров объекта (предмета труда, оборудования, технологии) и факторов, влияющих на эти параметры, с некоторыми эталонными (образцовыми) или стандартными или нормированными величинами, соблюдение которых гарантирует необходимое качество. Совокупность этих величин и постоянная деятельность по их разработке, обоснованию, обновлению и передаче заинтересованным подразделениям называется параметрической подсистемой системы управления качеством.  [c.121]

economy-ru.info

Методы управления | Всё по специальности Менеджмент

Термин «менеджмент» является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Так как термин «управление» шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление транспортными средствами), к разным средам деятельности (управление в живой и неживой природе, управление государством), к разным органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).Методология исследования менеджмента подразумевает под собой исследование методов управления, а в свою очередь метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Посредством методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т. д.).Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию, которое может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания, но в то же время в научной литературе не существует единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.Методы управления — это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.Существует несколько подходов к классификации методов управления.В числе которых можно выделить классификацию по содержанию воздействия:— экономические;— организационные;— социально-психологические.Основой данной классификации являются побудительные мотивы отдельных работников к труду, их потребности и интересы, определяющие поведение людей.Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира, природы, общества и мышления. Они опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества. Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития. Центральной проблемой коллективной организации труда является овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Для обеспечения эффективности экономических методов необходимо, как минимум обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Следовательно, экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный период, когда изменяется система материального стимулирования, основанная на учете экономических интересов.Центральное место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы.Организационно-распорядительные методы, включающие приемы и способы воздействия субъекта управления на объект, основанные на силе и авторитете власти, указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), звена и уровня управления, а также призваны обеспечивать персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов. Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления, предполагающих использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.Организационно-распорядительные методы основаны на организационных отношениях, существующих в любом обществе, социально-экономической системе. На их базе формируются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, власти и компетентности. Анализ содержания управления организацией показал то, что вся система так или иначе пронизана организационно-распорядительной деятельностью.Организационно-административное воздействие включает в себя следующие компоненты:— виды и типы воздействия;— адресат;— постановка задания и определение критерия его выполнения;— установление ответственности;— инструктаж подчиненных и т. д.В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства товаров и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций, решение задач, создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Прямые воздействия ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.Социально-психологические методы построены на формировании и развитии общественного мнения относительно таких общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей, как добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. Они представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них.Выделение данных методов управления является достаточно условным, так как все их многообразие охватить практически невозможно. Поэтому нами были выделены лишь основные, необходимые для понимания сущности управления.

Понравился данный материал?Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)

Спасибо!

managment-study.ru