Контракт по 44-ФЗ: срок действия банковской гарантии заканчивается - какие действия предпринять заказчику? Срок действия контракта банковская гарантия


Срок действия банковской гарантии: спорные моменты

Между поставщиком и заказчиком периодически возникают разногласия о сроках действия банковской гарантии. Разобраться в нюансах помогает тендерный специалист компании Bicotender Владимир Зинченко.

Законом о контрактной системе предусмотрено два способа обеспечения исполнения контрактов. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей установленным законом требованиям, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Если с внесением денежных средств на счет заказчика спорных моментов не возникает, то с предоставлением банковской гарантии их много. Один из них – срок действия банковской гарантии.

Закон – что дышло…

В соответствии с частью 3 статьи 96 44-ФЗ, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Но зачастую заказчики устанавливают в документации требование, по которому срок действия банковской гарантии превышает срок исполнения контракта на два месяца и более. Законно ли это?

По буквальному прочтению указанной нормы закона заказчик вправе установить срок действия банковской гарантии, на два и более месяца превышающий срок контракта. Данная позиция подтверждена рядом решений Федеральной антимонопольной службы России (ФАС).

Однако в практике ФАС можно обнаружить иной подход, согласно которому положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено право заказчика на изменение срока действия банковской гарантии, установленного законом (Постановление ФАС России от 27.04.2016 №28/29459/16, Постановление ФАС России от 08.09.2016 №28/62371/16).

Само по себе установление завышенного срока действия банковской гарантии влечет за собой дополнительные расходы исполнителя контракта, что уменьшает потенциальное количество участников закупок и отрицательно отражается на развитии конкуренции. Увеличение срока действия банковской гарантии автоматически влечет увеличение затрат на ее приобретение, что, в конечном счете, делает получение контракта для добросовестных участников малодоступным.

Кроме того, в случае снижения цены контракта по результатам аукциона или конкурса на 25 и более процентов и отсутствия опыта участия в государственных торгах, участник закупки должен предоставить обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза. Учитывая, что заказчик вправе установить максимальный размер обеспечения контракта (30 процентов от начальной максимальной цены), предоставить обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика не всегда возможно. Следовательно, участники закупки изначально находятся в неравных условиях.

Выхода из данной ситуации только два. Первый – установить в законе конкретный срок банковской гарантии относительно срока действия контракта, второй – к обязательному минимальному сроку действия банковской гарантии установить максимальный срок. Данные изменения положительно скажутся на количестве потенциальных участников закупок, развитии конкуренции и качестве обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Отвечая на вопрос, законно ли установление такого требования, ответ будет неоднозначным: с одной стороны, законом это не запрещено, с другой , это косвенно, но все же ограничивает конкуренцию на торгах, а, следовательно, негативно сказывается на экономии бюджетных средств.

Требование невыполнимо

Второй спорный момент – требование заказчика предоставить в случае просрочки исполнения контракта новую банковскую гарантию взамен истекшей. Законом о контрактной системе данный момент не урегулирован, поэтому многие заказчики этим пользуются. В частности, данное требование активно устанавливает в своей документации Министерство юстиции Российской Федерации.

Разберем данную ситуацию подробнее. Положениями части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено право поставщика (исполнителя, подрядчика) предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

В настоящие время поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта лишь в случае его уменьшения после исполнения отдельного этапа контракта. Возможность поставщика изменить способ обеспечения исполнения контракта, если контрактом не установлены отдельные этапы его реализации, не предусмотрена. То есть, внести денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта взамен истекшей банковской гарантии невозможно.

Еще одна сложность в том, что срок действия контракта к моменту истечения срока действия банковской гарантии должен, исходя из норм Закона о контрактной системе, также истечь. Возникает сложность в получении новой банковской гарантии на контракт с истекшим сроком действия. То есть требование заказчика о предоставлении банковской гарантии взамен гарантии с истекшим сроком  действия фактически невыполнимо.

С одной стороны, данное требование Заказчика не нарушает Закон о контрактной системе, с другой – невыполнимо для поставщика (подрядчика, исполнителя). Выход для поставщиков в данной ситуации только один: внимательно читать условия контракта, и если уверенности в возможности исполнения контракта в срок нет, то отказаться от участия.  

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника - bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

bicotender

www.bicotender.ru

Срок действия банковской гарантии заканчивается

 Вопрос 

Заключен контракт по 44-ФЗ, в качестве обеспечения исполнения контракта подрядчик предоставил заказчику банковскую гарантию. Срок действия на 1 месяц превышал срок исполнения контракта. Подрядчик не исполнил свои обязательства по контракту в установленный срок (т.е. срок исполнения откладывается), срок действия банковской гарантии заканчивается 14 декабря.

Какие действия должен предпринять заказчик? Потребовать от подрядчика предоставления новой банковской гарантии?

 Ответ 

Законом о контрактной системе предусмотрены ограниченные случаи внесения изменений в существенные условия контракта. В частности, срок исполнения контракта может быть изменен при условии уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств. В этом случае необходимы заключение дополнительного соглашения о продлении срока исполнения контракта и предоставление новой банковской гарантии.

Исходя из формулировки вопроса, данный исключительный случай к изложенной ситуации отношения не имеет.

По общему правилу, в случае, если подрядчик нарушил срок исполнения обязательств по контракту, то заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Заказчик также вправе удержать обеспечение по контракту (банковскую гарантию). Вопрос взыскания неустойки за счет средств банковской гарантии остается открытым, и, видимо, для решения данного вопроса заказчику следует исходить из условий, указанных в контракте и банковской гарантии.

При этом предоставление новой банковской гарантии не требуется. Заказчик должен обратиться в банк до истечения срока банковской гарантии, т.е. до 14 декабря.

 Обоснование 

Частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.

В документации о закупке установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта должен осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В Законе N 44-ФЗ также указано на недопустимость изменения существенных условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных в данном Законе (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

При этом изменение (продление) срока действия контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в установленных пунктом 6 части 1 указанной статьи случаях, принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

Частью 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Учитывая изложенное, в случае если при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и изменении срока исполнения контракта срок действия банковской гарантии уже закончился, необходимы предоставление новой банковской гарантии и заключение дополнительного соглашения о продлении срока исполнения контракта (Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3525).

В иных случаях срок исполнения контракта изменению не подлежит.

Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Так, согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

При этом в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Также согласно части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по государственному контракту потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом.

При этом следует отметить, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

Кроме того, в соответствии с частью 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия).

Таким образом, в случае неисполнения обязательств по контракту заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами, на указанный заказчиком счет. При этом необходимо учитывать требование части 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ о возмещении только фактически понесенного ущерба.

По вопросу применения банковской гарантии для уплаты неустойки были даны разъяснения Министерством экономического развития РФ в 2015 и 2016 гг.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 16.01.2015 N Д28и-65 неустойка не может быть уплачена за счет средств банковской гарантии, так как является неосновным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено банковской гарантией.

Согласно более позднему Письму Минэкономразвития России от 15.02.2016 N Д28и-416 неустойка может быть уплачена из средств банковской гарантии, в случае если условиями выдачи банковской гарантии не предусмотрено иное.

Судебная практика по вопросу взыскания неустойки (штрафов, пеней) из обеспечения, предоставленного в форме банковской гарантии, отсутствует.

Таким образом, вопрос взыскания неустойки за счет средств банковской гарантии остается открытым, и, видимо, для решения данного вопроса заказчику следует исходить из условий, указанных в контракте и банковской гарантии.

На вопрос отвечала:

С. А. Токмина, ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Посетите образовательное мероприятие по этой теме:

31.01.2019

Доступ на 14 дней

Видеосеминар

Лектор: Шигаев Валерий Юрьевич,Директор Информационно-правового консалтингового центра «Тендер плюс», аккредитованный преподаватель, сертифицированный специалист

www.ascon-spb.ru

Что происходит с банковской гарантией в случае увеличения срока госконтракта

Запрещается включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (п. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются постановлением Правительства РФ от 08.11.13 № 1005. Постановлением Правительства РФ от 09.12.14 N 1339 в постановление № 1005 внесены изменения, которые вступили в силу 20 декабря 2014 года.

Изменениями установлено, что реестр банковских гарантий, формируется и ведется на государственном языке Российской Федерации. В старой редакции говорилось, что наименование иностранных юридических лиц, а также фамилию, имя, отчество иностранных физических лиц необходимо указывать с использованием букв латинского алфавита. В качестве поправки к иностранным юридическим и физическим лицам добавлены лица без гражданства, а вся информация о лицах, включенных в перечень, необходимо указывать одновременно двумя способами – как на государственном языке Российской Федерации, так и с использованием букв латинского алфавита. Кроме этого введено уточнение относительно того, что банковская гарантия подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (гаранта), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ. Ряд положений банковской гарантии подлежит обязательному закреплению в тексте. С принятием данных нормативных актов становится очевидным то, что государство принимает все меры для того чтобы сделать закупки для государственных или муниципальных нужд на максимально выгодных для себя условиях при этом интересы банков-гарантов становятся вторичными. То, что могут позволить себе банки-гаранты с обычными коммерческими организациями с государственными и муниципальными заказчиками уже не проходит, данное обстоятельство опять же ставит названных участников гражданского оборота на разные ступени.

Например, в тексте банковской гарантии по закону № 44-ФЗ обязательно должно быть закреплено:

а) право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспеченных обязательств, а также в случаях уклонения или отказа участника закупки заключить контракт, либо непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;

б) право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика, с предварительным извещением об этом гаранта в оговоренных законом случаях;

в) условие что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет сам гарант. Так государство, определило что взимать комиссию за перечисление бенефициару-госзаказчику гарантированной суммы банк не вправе, и сам банк с этим соглашается подписав текст банковской гарантии, чем лишает себя дополнительного дохода;

г) исчерпывающий перечень документов, которые заказчик должен представить банку-гаранту одновременно с предъявлением требования об осуществлении уплаты гарантированной денежной суммы.

Такой перечень является приложением к постановлению № 1005.

В текст банковской гарантии не включается:

• положение о праве банка-гаранта отказывать в удовлетворении требования бенефициара-госзаказчика о гарантированном платеже в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении принципалом условий контракта или расторжении контракта, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена законом или самим контрактом;

• требование гаранта о предоставлении бенефициаром-госзаказчиком отчета об исполнении контракта;

• условие о предоставлении бенефициаром-госзаказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате гарантированной денежной суммы документов, не оговоренных в установленном постановлением № 1005 перечне. Если учесть, что в перечне банков отвечающих всем предъявляемым требованиям состоит примерно около 300 организаций, фактически оказывают услуги по предоставлению банковских гарантий из них только половина. Причем часто встречаются случаи, когда в роли потенциального принципала выступает организация доля, в которой принадлежит государству или муниципалитету. В подобных случаях очень многие банки по целому ряду субъективных причин просто отказываются сотрудничать с такими организациями, ставя их в заведомо неравные условия с другими участниками гражданского оборота, что само собой негативно сказывается на развитии конкуренции.

otc.ru

Срок банковской гарантии превышает срок действия контракта

Довольно часто у предпринимателей возникает такого рода вопрос по поводу сроков банковской гарантии. Срок банковской гарантии превышает срок действия контракта - правильно ли это? Согласно федеральному законодательству, а именно 44-Ф3 период действия гарантии, которая была выданная банком, не должен быть менее 30-45 дней. При этом  срок действия гарантийного документа не может быть короче того, который указан в основном обязательстве. О сроках возврата денежной суммы по документу ничего не сказано. Однако, довольно многое сказано о том, сколько должна действовать банковская гарантия. 

Особенности банковской гарантии: о ее сроках

Банковская гарантия является самым действенным финансовым инструментом исполнения обязательств. По сравнению с другими инструментами, она имеет более значительные преимущества, делающее ее использование очень выгодным.

Большинство предприятий, начиная от малого и до крупного бизнеса, наиболее часто пользуются банковской гарантией при участии в конкурсных тендерах, а также при подписании сложных контрактов. При оформлении этого финансового документа, всем сторонам участникам требуется подготовить целый ряд документации, а также тщательно рассмотреть все финансовые и юридические стороны вопроса.

Как известно, обязательства по договору, на поставщика ложатся с момента вступления в силу банковской гарантии. При этом точная дата наступления данных обязательств обязательно указывается в договоре между поставщиком и заказчиком.  В большинстве случаев начало действия контракта совпадает со сроком оформления документа, но на законодательном уровне, для отдельных случаев предусмотрены особые правила. В связи с этим возникает у многих вопрос: срок банковской гарантии превышает срок действия контракта – правильно ли это? Поэтому нужно детально разобраться в особенностях периода действия этого документа при оформлении соглашений с государственными и частными компаниями.

Срок банковской гарантии превышает срок действия контракта

Федеральный закон подробно разъясняет установленный порядок обеспечения обязательств. Тем не менее, такого рода вопрос как, правильно ли то, что срок финансовой банковской гарантии превышает срок действия контракта остается актуальным.

 

Сроки действия договора в сделках между частными компаниями

При оформлении сделок между приватными компаниями, также может возникнуть вопрос: срок банковской гарантии превышает срок действия контракта - правильно ли это? При таких обстоятельства период в течение, которого будет действовать документ, не регулируется на законодательном уровне, а определяется исключительно путем соглашения сторон, участвующих в сделке.

В отдельных случаях, ГК РФ позволяет выполнить оформление гарантии на период, который не покрывает все время, в течение которого длится соглашение между бенефициаром и принципалом. Но, такое оформление возможно исключительно в сложных случаях, в момент, когда документ нужен только на лимитированный период, а выполнение обязательств и при этом не требует внесения залога.

В любой ситуации, в процессе оформления соглашения нужно стараться установить максимальные сроки действия банковской гарантии. Это обусловлено тем, чтобы у поставщика был резерв времени для добросовестного выполнения обязательств, которые он возложил на себя по контракту. Поэтому если срок финансовой банковской гарантии превышает срок действия контракта – это правильно.

Отдельные случаи оформления документов и установления сроков

Финансовый инструмент исполнения обязательств, обычно необходим на период подписания договоров на поставку машин или сложного оборудования. Это наиболее распространенный случай, в котором поставщикам необходим  такой банковский документ. В этом случае:

  • При разработке договора необходимо заранее позаботиться о добросовестном исполнении обязательств, по ремонту и обслуживанию оборудования в процессе работы, а также об устранении неисправностей, которые возникли по вине поставщика.
  • В договоре в обязательном порядке прописываются все особенности исполнения гарантийных обязательств, а именно такие пункты, как устранение неисправностей, меры ответственности, случаи применения штрафов.
  • Также рекомендуется в договоре прописать отдельную статью, где будет детально расписано, в какой именно финансовой организации была оформлена гарантия, её условия и период действия, вплоть до оплаты комиссии за данный документ.

При поставке сложного оборудования ответом на вопрос правильно ли то, что срок финансовой банковской гарантии превышает срок действия контракта, однозначно будет да.

От этих факторов зависит комфорт работы и уровень качества исполнения обязательств.

Период действия безотзывной банковской гарантии

Основное преимущество безотзывной гарантии от других видов, заключается в том, что кредитная организация подтверждает серьёзность своих намерений по поводу выполнения гарантийных обязательств, прописанных контракте.

Особенность такого инструмента обеспечения обязательств, является выгодной для бенефициара, так как ему нет нужды опасаться, что из-за некорректного составления документа или прочих промахов поставщика, банк произведет отзыв гарантии. При этом важным нюансом такого финансового инструмента является то, что правило безотзывности должно быть актуальным на протяжении полного периода действия гарантии, который регулируется кредитором и поставщиком при составлении договора. Именно поэтому актуальность такого вопроса, как правильно ли то, что срок финансовой банковской гарантии, превышает срок действия контракта, в данном случае весьма обоснована.

Стоит акцентировать внимание на определенных особенностях, которые будут полезны, при определении периода действия соглашения:

  • Период выполнения обязательств договора, как правило, напрямую зависит от подробного обсуждения участвующими сторонами, то есть, как выдается исполнителю гарантия, так сразу же подписывается сделка между заказчиком и исполнителем.
  • При заключении сделок с муниципальными или государственными структурами период действия документа устанавливается на законодательном уровне.
  • В исключительных случаях или при оформлении сделок между частными компаниями период действия документа может быть меньше чем контракта.

Выводы о сроках действия банковской гарантии и контракта

Отвечая на вопрос: срок банковской гарантии превышает срок действия контракта - правильно ли это? Можно сказать, что это правильно, ведь срок, превышающий действие договора, необходим для того, чтобы стороны, участвующие в соглашении могли добросовестно исполнить свои обязательства. При этом исполнитель может не опасаться наложения штрафных санкций, а заказчик быть уверенным в том, что все предусмотренные в контракте обязательства будут выполнены.

Статья размещена на сайте "Банковская гарантия".

getbg.ru

Срок действия банковской гарантии по 44-ФЗ при обеспечении контракта

Для выхода бизнеса на новые уровни и дифференциации рисков необходимо заключение масштабных контрактов, привлечение новых контрагентов. Одним из перспективных рынков сбыта  являются госконтракты.

Заключая контракт по 44-ФЗ, участник должен предоставить обеспечения контракта, в размере до 30% от начальной максимальной цены контракта. Предоставить такую сумму из оборотных средств на немалый срок, часто очень невыгодно, поэтому участники применяют банковскую гарантию.

Компания, получившая банковскую гарантию, вместо предоставления денежных средств на счет заказчика, предъявляет полученный от банка документ.

Содержание банковской гарантии

В данной ситуации  банк выступает в качестве гаранта выполнения обязательств по контракту. Если компания не выполнит свои обязательства, то партнер – заказчик, получит компенсацию со стороны Банка.

Основная причина сопровождения сделки банковской гарантией – минимизация рисков. Участники сделки должны быть уверенными в том, что и одна, и другая стороны способны выполнить обязательства по договору и имеют достаточный объем ресурсов.

Основные условия, которые излагаются в документе:

  1. Гарантия должна быть безотзывная.
  2. Содержать сумму выплаты заказчику банком, если: участник откажется от выполнения своих обязательств, выполнит условия на ненадлежащем уровне или не в полном объеме.
  3. Гарантированные банком обязательства принципала.
  4. Размер неустойки, которую банк выплачивает заказчику, если просрочены сроки.
  5. Условия, при которых банк выплачивает сумму гарантии заказчику.
  6. Начало и конец действия гарантии.
  7. Специальные условия начала действия гарантии, если это предусмотрено тендерной документацией и контрактом.
  8. Список документов, которые предоставляются в банк заказчиком для возмещения по гарантии.

При подписании необходимо внимательно проверять текст документа, для избегания судебных разбирательств и срыва сделок. Гарантия должна содержать условия, продиктованные тендерной документации, контракта и четко регламентированные законодательством.

Требования к срокам банковской гарантии по 44-ФЗ

Так как, банковская гарантия в рамках 44-ФЗ предоставляется участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, а контракты имеют разные сроки исполнения, соответственно и сроки действия банковской гарантии зависят от сроков договора.

Часть 3 статьи 96 44-ФЗ гласит, что срок действия банковской гарантии на обеспечение контракта, составляет:

Срок исполнения контракта + минимум 1 месяц.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

good-tender.ru

Как посчитать срок действия гарантии, если срок окончания контракта не указан

Довольно часто встречается ситуация, когда в проекте контракта или договора отсутствует дата окончания действия договора. Например, срок действия может быть указан так: «Контракт ступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств».

Например, такой контракт находится в составе документации по закупке №0139300001216000098.

Как быть в такой ситуации? Ведь если указать срок с большим запасом, то стоимость банковской гарантии может значительно возрасти. Еще хуже, если выяснится, что срок действия гарантии не соответствует документации или закону (напомним, что согласно ч. 3 ст. 96 Закона №44, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц). В этом случае победителя могут признать уклонившимся от заключения контракта и внести в реестр недобросовестных поставщиков.

Для того, чтобы верно посчитать срок действия гарантии (на примере электронного аукциона по 44-ФЗ), нужно учесть следующее:

ВАЖНО:

Согласно ст. 193 Гражданского кодекса РФ - если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Т.е. для каждого указанного выше срока лучше прибавить еще 2 дня.

Гарантийный срок, если это специально не предусмотрено документацией, является дополнительным обязательством к основному, и при расчете срока действия гарантии не учитывается.

Практический пример:

По закупке №0139300001216000098 срок действия гарантии по максимуму был рассчитан так:

  1.  Дата протокола проведения торгов 27.05.2016 (Пт)
  2. + 5 календарных дней на протокол итогов = 01.06.2016 (Ср)
  3. + 5 календарных дней на направление проекта контракта = 06.06.2016 (Пн)
  4. + 8 оставшихся календарных дней на согласование текста контракта = 14.06.2016 (Вт)
  5. + 9 календарных дней на подписание контракта = 23.06.2016 (Чт)
  6. + 40 календарных дней на поставку товара = 02.08.2016 (Вт)
  7. + 3 рабочих дня на приемку товара = 05.08.2016 (Пт)
  8. + 10 календарных дней на устранение возможных недостатков = 15.08.2016 (Пн)
  9. + 3 рабочих дня на повторную приемку/экспертизу = 18.08.2016 (Чт)
  10. + 1 месяц согласно ч. 3 ст. 96 Закона №44 = 18.09.2016 (Вс), т.е. срок переносится на 19.09.2016 (Пн).

Таким образом, если гарантия будет действовать до 19.09.2016 г., то этого срока будет достаточно, чтобы заказчик счел ее соответствующей 44-ФЗ по сроку действия.

Теги: 44-ФЗ, срок действия гарантии,

Количество просмотров: 561

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

16 июня 2016

Похожие статьи:

fksrf.pro

О предоставлении банковской гарантии, если срок действия контракта определен как до полного исполнения обязательств сторонами; об установлении срока по отсрочке платежа по контракту

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

От 22 июля 2016 г. N Д28и-1982

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Согласно пункту 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация в том числе и о сроках поставки товара или завершения работы либо о графике оказания услуг.

Таким образом, в случаях, когда срок действия контракта определен как до полного исполнения обязательств сторонами, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следует отметить, что положения Закона N 44-ФЗ не регламентируют вопрос установления срока по отсрочке платежа.

При этом отмечаем, что согласно пункту 2 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При этом согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Таким образом, установление срока по отсрочке платежа неправомерно.

Также отмечаем, что в настоящее время Минэкономразвития России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающий установление обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

При этом сообщаем, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N Пр-395 Министерством финансов Российской Федерации разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе в части возможности сокращения суммы банковской гарантии по мере исполнения контракта. На данный момент указанный законопроект находится на стадии общественного обсуждения, ознакомиться с ним можно на сайте www. regulation. gov. ru.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Похожие записи:

economic24.ru