Проверка трудовой инспекции. Трудовая гос инспекция


Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – гость незваный, серьезный и нежеланный. Руководители фирм и предприятий представителей федеральной трудовой инспекции, как правило, недолюбливают и побаиваются. С точки зрения руководства, трудовая инспекция практически всегда найдет возможность придраться к любым, даже самым незначительным погрешностям в области документации либо выявит существующие нарушения прав работников. А они, в принципе, сегодня существуют практически на любом предприятии. Чтобы проверка трудовой инспекции прошла максимально безболезненно, руководству фирмы необходимо не только тщательно соблюдать законодательство, но и хорошо знать основные правовые акты, которые положены в основу деятельности этого органа.

Руководству организации следует помнить о том, что трудовая инспекция имеет право проводить плановые проверки только один раз в два года. Если же речь идет о малом предприятии, то его руководители могут ожидать плановую проверку лишь через три года после регистрации.

Ревизоры обычно предупреждают о совеем визите за несколько дней до начала проведения процедуры, тем не менее, в отдельных случаях, трудовая инспекция может появиться и без предупреждения. Особенно часто это бывает в случае проведения проверки жалобы, поступившей от работника предприятия. Такая проверка трудовой инспекции считается неплановой. На поступившую жалобу этот орган обязан отреагировать в течение месяца. Сама жалоба оформляется письменно, с указанием имени, отчества, фамилии и домашнего адреса сотрудника, который имеет претензии к предприятию. Данные эти конфиденциальны, они могут быть разглашены только с письменного согласия работника, подавшего жалобу.

Еще один вид неплановой проверки – по заданию прокуратуры. Ее стоит ожидать в том случае, если на предприятии существуют грубейшие нарушения Закона о труде.

К внеплановым относятся и так называемые контрольные проверки. Их проводят с целью контроля устранения выявленных при ревизии нарушений.

Трудовая инспекция может нагрянуть внезапно и в тех случаях, когда у нее имеется веская, подкрепленные вещественными доказательствами информация о существовании на предприятии неблагоприятных условий, угрожающих здоровью или жизни работников, а также о наличии опасности нанесения вреда окружающей среде.

В отдельную категорию следует отнести проведение инспекцией по труду проверки произошедших на предприятии несчастных случаев.

Представитель данного органа обязан иметь распоряжение о проведении такого рода процедуры и удостоверение. Если у руководства проверяемого предприятия возникают какие-либо сомнения в правомочности и правомерности действий представителя трудовой инспекции, лучше всего обратиться непосредственно в инспекцию по труду и уточнить все нюансы проводимой процедуры.

Максимальный же ее срок – не более одного месяца. Данный период может быть продлен только в исключительных случаях.

Что проверяет трудовая инспекция? На первом месте стоит установление правильности оформления учредительных документов компании. Далее ревизоры поинтересуются состоянием коллективных и трудовых договоров, будет проведена проверка учета и правил хранения трудовых книжек, соответствие записей в них записям в приказах. Также будут проверены все документы кадрового учета и документы, регулирующие нормы отдыха и труда работников предприятия. Не останется без ревизорского внимания и вопрос выплаты заработной платы. Описанный план проверки считается стандартным, при наличии же особых обстоятельств в него могут быть внесены изменения и дополнения.

В конце трудовая инспекция составляет акт, в котором указываются все результаты проведенной работы. В случае выявления нарушений составляется предписание по их устранению и оформляется протокол об административном правонарушении, согласно которому на руководство предприятия может быть наложен штраф. Сумма зависит от количества и тяжести выявленных нарушений.

Чтобы избежать неприятностей и выплат огромных штрафов, руководству предприятия следует тщательно следить за выполнением всех норм трудового законодательства и должным образом вести учет и оформление кадровой документации.

fb.ru

Трудовая инспекция в Москве, горячая линия

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

(499) 455-00-61

Бесплатная консультация юриста

Виды решаемых проблем:

  • Задержка заработной платы
  • Незаконное увольнение
  • Охрана труда
  • Право на получение заработной платы
  • Гарантии при увольнении
  • Решение конфликтных ситуаций
  • Порядок увольнения и трудоустройства
  • Предоставление образцов документов

Полезные статьи

БОРЬБА С РАБОТОДАТЕЛЕМ, КТО ПОМОЖЕТ?

Федеральная инспекция труда (ФИТ) - Единая централизованная система, состоящая из Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение Федерального Госудаственного надзора за соблюдением трудового Законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (Госудаственных Инспекций труда)

Обращаться в Инспекцию по труду могут как граждане, так и профсоюзы.

Важнейшая задача инспекции – защита трудовых прав граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, но с работодателем договориться не удалось, вы можете обратиться в инспекцию. На основании письменного обращения работника инспекция проводит проверку соблюдения работодателем Трудового Законодательства РФ и принимает меры по восстановлению нарушенных трудовых прав.Например, инспекция может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание (распоряжение) об устранении нарушения, в том числе и о восстановлении незаконно уволенного работника на работе (об отмене незаконного приказа об увольнении). В отдельных случаях инспекция может приостановить работу организации или каких-то ее подразделений, привлечь виновных к ответственности (оштрафовать, отстранить от работы и т.д.).

115582, Г. МОСКВА , УЛ. ДОМОДЕДОВСКАЯ, Д. 24, КОРП. 3

xn----7sbfhirbpzfqeufq3dzij.xn--p1ai

Проверка трудовой инспекции

Государственные инспекторы труда, осуществляя  федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, проводят проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (как организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, так и работодателей - физических лиц).

Предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка  

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих представления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря текущего года федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети «Интернет». Найти списки проверок можно по адресам http://git78.rostrud.ru/plan/, https://proverki.gov.ru, http://plan.genproc.gov.ru/. Таким образом, любой предприниматель может заранее узнать о запланированной в отношении него проверке и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, -  законно ли это включение.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения те же: компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, «надзорные каникулы» не распространяются на организации, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

Компания вправе подать в орган государственного контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагает, что проверка включена в план в нарушение положений указанной статьи. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки - это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому «надзорные каникулы» на внеплановые проверки не распространяются.

Внеплановая проверка осуществляется:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • если в инспекцию труда поступили:
  1. обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
  2. запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах, будут учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию, либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

О проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке - не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала;
  • о внеплановой проверке - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Документарные проверки

Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводится по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой,  проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах, по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:

  • когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых представления документов и информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.  

Сроки проведения проверок

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия 50 часов. Однако на проведение внеплановых выездных и документарных проверок такое сокращение срока не действует - их срок строго ограничен 20-ю днями..

При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Что проверяет трудовая инспекция

Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений – все это будет внимательнейшим образом проверяться.

Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.

Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 “Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения”. Соблюдать указанные в “Перечне…” сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 N 14589/11).

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Работодатель имеет право:

  • Быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;

  • Потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;

  • Получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;

  • Потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;

  • Запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;

  • Присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;

  • Обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;

  • Отказаться от оплаты проверки;

  • Ознакомиться с результатами проверки;

  • Представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов представляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;

  • Обжаловать в административном и (или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;

  • Оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • Представлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки.

  • Организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;

  • Обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;

  • Вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития N 141.

Результат проверки

По окончании проверки составляется акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития N 141) в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо представить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т.д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Штрафы по результатам проверки

Привлечение к административной ответственности чаще все выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Подводя итог, стоит сказать следующее. Не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

clubtk.ru