Глава 7. Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника. Взятие интервью


Как Брать интервью - 10 Проверенных Советов по Созданию Отличных Интервью Онлайн.

Интервью с успешными людьми в вашей области это проверенное средство, чтобы повысить посещаемость вашего блога. Дело в том, что большинство блоггеров понятия не имеют, как правильно брать интервью. Чаще всего блоггер всего лишь в состоянии выжать какое-то подобие информации, поэтому опубликованные интервью часто наполнены «водой», а у пользователей нет желания даже бегло это прочесть, не говоря уже о том, чтобы и далее заходить на ваш сайт. Если вы хотите, чтобы опубликованные в вашем блоге интервью были действительно интересными, мы предлагаем вашему вниманию несколько полезных советов.

Составляйте расписание и берите интервью в прямом эфире

Я предполагаю, что более 90% всех интервью, которые опубликованы в Интернете, взяты посредством электронной почты. В связи с этим, как правило, возникают следующие проблемы. Иногда собеседнику не хватает способности красиво излагать свои мысли. Обычно он старается ответить на все вопросы как можно быстрее, при этом не вдаваясь в подробности, из-за чего создается общий эффект поверхностности. При этом, как правило, вы не имеете возможности задавать дополнительные вопросы, направленные на получение более детальной информации. Итак, если вы хотите, чтобы интервью получилось как можно более качественным – используйте Skype.

Задавайте «умные» вопросы

Интервью напрямую зависит от тех вопросов, которые вы задаете. Если вы предпочитаете скучные, банальные вопросы, будьте готовы к однообразным ответам. Поймите, ни у кого нет времени на скучное повествование.

Вот список самых популярных и при этом самых бесполезных вопросов:

  • Вы начинали вашу карьеру с бизнес-плана?
  • Как долго вам пришлось ждать первого серьезного дохода?
  • Какой лучший способ заработать деньги онлайн?

А вот таким образом вы можете преобразовать эти банальные вопросы, сделав их более интеллектуальными и интересными для собеседника:

  • Опишите/расскажите об основных этапах, через которые вам пришлось пройти, чтобы стать тем, кем вы являетесь сейчас? Какой была первая вещь, которую вы сделали? А следующая?
  • Как долго вы занимались вашим бизнесом до того, как он стал приносить вам реальный доход? Как вам удалось пережить эти несколько первых месяцев/лет?
  • Если бы к вам подошел новичок и спросил с чего лучше всего начать, а у вас было бы всего несколько минут, чтобы ответить ему, что бы вы ответили?

Чувствуете разницу? Благодаря грамотно поставленным вопросам вы сможете гораздо легче вовлечь собеседника в интересную беседу и сможете получить гораздо больше новой и ценной информации.

Начните с общих тем – разговор о мелочах

В начале интервью начните ваш диалог с обсуждения общих тем – светской беседы, разговора о мелочах. Спросите этого человека, откуда он родом или же поговорите о его семье или о погоде (в данной ситуации подойдет любое клише). Это позволит вашему собеседнику почувствовать себя комфортнее в беседе с вами, позволит ему раскрыться, а вам, в свою очередь, получить как можно больше ценной информации.

4) Убедитесь, что собеседник знает, для какой аудитории читателей предназначено интервью

Ваша основная цель – это получить наиболее ценные и конкретные рекомендации с учетом специфики читательской аудитории. Если ваш собеседник никогда не читал ваш блог (вероятнее всего, расклад будет именно таким), то вам необходимо максимально полно проинформировать его о круге ваших читателей, их среднем возрасте, типе личности, интересах и т.д.

Обозначьте направленность интервью

Прежде чем начать интервью, ознакомьте собеседника с темой предстоящей беседы, с некоторыми вопросами или ключевыми моментами для того, чтобы он мог легче ориентироваться в этой беседе и мог давать более конкретные и структурированные ответы на ваши вопросы.

Также расскажите собеседнику, насколько долгим планируется быть это интервью, а также обязательно сообщите, что вы будете вести запись вашего диалога с целью последующего размещения этой информации у себя в блоге.

Самостоятельно найдите информацию о собеседнике

Перед тем, как брать интервью, потратьте хотя бы час на изучение биографии вашего будущего собеседника. Просмотрите его блоги. Попробуйте выяснить, насколько этот человек активен в социальных сетях, и чем конкретно он занимается последнее время. Затем напишите 2-3 предложения, которые послужат введением к интервью, впоследствии опубликованному в вашем блоге. Расскажите, почему эта личность должна быть интересна читателям. Плюс ко всему, если вы попросите собеседника самостоятельно представиться, едва ли ваши читатели уловят, почему они должны читать историю именно этого человека, а не кого-либо другого.

Прием «попугая»

Всегда помните, что ваша цель не как можно чаще высказываться самому, а получить как можно больше информации именно из уст вашего собеседника. Одним из наиболее интересных приемов является прием «попугая». Выберите одно или два слова из произнесенного предложения и переспросите.

Например, ваш собеседник говорит: «Я считаю, что своим успехом обязан оптимизации воронки продаж».

Вы спрашиваете: «Воронки продаж?», и получаете ответ: «Да, наша воронка продаж представляет собой…» Каждый раз, когда хотите натолкнуть собеседника на мысль, или логически подвести к тому, чтобы  рассказать о чем-то более подробно, вы можете использовать этот прием.

Переходы между вопросами

Единственное время, когда вам необходимо произнести несколько фраз – это время между вопросами. Поставьте свой следующий вопрос в форме обобщения предыдущего ответа. В таком случае ответ на следующий вопрос будет связан с ответом на предыдущий, и интервью и будет иметь чёткую структуру. Вы поймете, что это легко, если приложите немного усилий.

Хотели бы вы еще что-нибудь добавить?

Этот волшебный вопрос стоит задать в конце вашего интервью. У вопроса, не хотел бы собеседник еще что-нибудь добавить, есть целых два преимущества: Во-первых, просто невозможно несколькими вопросами исчерпать тему для разговора. Поэтому вовремя предложенная собеседнику возможность высказаться самостоятельно предоставляет ему свободный выбор наиболее интересной темы и ее возможность ее более детальной подачи. Во-вторых, данная фраза негласно дает понять, что интервью подходит к концу, что наведет опрашиваемого на мысль сделать красивое заключение, и, возможно, это станет самыми ценными двумя минутами в вашем интервью. Это необъяснимо, но в большинстве случаев ответ будет именно таким: «Вы знаете, нет, мне кажется, мы успели обсудить так много, хотя я бы еще хотел добавить…»

Поблагодарите собеседника и предоставьте читателям ссылку на сайт вашего собеседника

В конце интервью обязательно поблагодарите опрашиваемого за то, что он нашел время поговорить с вами, обязательно напомните читателям его или ее имя и дайте ссылку на сайт этого человека для того, чтобы заинтересованные пользователи смогли найти больше информации. Также как и в начале интервью, не нужно просить собеседника дать адрес его сайта. Найдите этот адрес самостоятельно.

Бонус: Что можно было бы улучшить?

Наверняка вы не раз слышали о важности обратной связи. Так вот, сразу после окончания интервью, спросите собеседника, что ему понравилось в вашем интервью, а что не очень, что можно было бы улучшить. Они обязательно оценят ваш вопрос, и вы получите необходимую вам информацию. Безусловно, брать интервью вживую – гораздо более трудоёмкий процесс, но качественное интервью того стоит, поэтому если у вас есть такая возможность, подумайте над ней. Давайте вместе сделаем Интернет лучше.

Здравствуйте, меня зовут Дмитрий

Здравствуйте, меня зовут Дмитрий и Azoogle.ru этой мой блог

Как вы наверное заметили 🙂 я занимаюсь интернет маркетингом и всем что связано с увеличением продаж и прибыли. Я работаю с малым и средним бизнесом помогая им получать больше клиентов, делаю так чтобы клиенты покупали больше и чаще и таким образом добиваюсь значительного роста выручки и прибыли. Если вы занимаетесь законным бизнесом, любите свое дело и хотите расти то давайте обсудим  как я могу вам помочь.

www.azoogle.ru

взять интервью - это... Что такое взять интервью?

 взять интервью взять интервью

покатать на карандаше, проинтервьюировать

Словарь русских синонимов.

.

  • взять замуж
  • взять курс

Смотреть что такое "взять интервью" в других словарях:

  • взять — взятку • действие взять вину • действие, получатель взять время • обладание, начало взять грех • обладание, начало взять инициативу • обладание, начало взять интервью • действие взять кредит • действие, объект взять курс • действие, начало взять… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • интервью — брать интервью • действие взять интервью • действие давать интервью • действие, объект дать большое интервью • действие, объект дать интервью • действие, объект дать эксклюзивное интервью • действие, объект интервью взять • действие опубликовать… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Интервью (фильм, 2007) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервью (значения). Интервью Interview …   Википедия

  • интервью — (тэ) неизм. ср. (англ. interview) Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким л. лицом (политиком, деятелем искусства, учёным и т.п.) Дать интервью/ газете. Взять интервью/ у известного политолога. Опубликовать,… …   Словарь многих выражений

  • ИНТЕРВЬЮ — (от англ. interview свидание). Посещение сотрудником газеты какого либо выдающегося лица с целью выспрашивания его мнений по обще интересному вопросу для сообщения их читателям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • интервью — [тэ], неизм.; ср. [англ. interview]. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким л. лицом (политиком, деятелем искусства, учёным и т.п.). Дать и. газете. Взять и. у известного политолога. Опубликовать, поместить в… …   Энциклопедический словарь

  • интервью — сущ., с., употр. сравн. часто Интервью это разговор журналиста с политиком, учёным, артистом и т. д., который может транслироваться по радио, телевидению или будет напечатан в газете, журнале и т. д. Взять эксклюзивное интервью у известного… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ИНТЕРВЬЮ — [тэ ], нескл., ср. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким н. лицом. Взять и. у кого н. Дать и. Получить и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • брать — взятки • действие брать власть • обладание, начало брать дань • действие, каузация брать интервью • действие брать кредиты • действие, объект брать начало • действие брать ответственность • обладание, начало брать пример • объект, зависимость,… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Еще кусочек! Как взять под контроль зверский аппетит, Кесслер Дэвид. "Еще кусочек! Как взять под контроль зверский аппетит и перестать постоянно думать о том, что пожевать" . Когда бургер, картошка фри и любимые пирожные успели захватить власть над нами? Когда… Подробнее  Купить за 638 руб
  • Еще кусочек! Как взять под контроль зверский аппетит и перестать постоянно думать о том, что пожевать, Кесслер Д.. Когда бургер, картошка фри и любимые пирожные успели захватить власть над нами? Когда произошел тот переломный момент, в результате которого мы уже не можем отказать себе в их употреблении?… Подробнее  Купить за 477 руб
  • Еще кусочек! Как взять под контроль зверский аппетит и перестать постоянно думать о том, что пожевать, Кесслер Д.. Когда бургер, картошка фри и любимые пирожные успели захватить власть над нами? Когда произошел тот переломный момент, в результате которого мы уже не можем отказать себе в их употреблении?… Подробнее  Купить за 457 руб
Другие книги по запросу «взять интервью» >>

dic.academic.ru

тактика журналиста и уловки собеседника. ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Глава 7. Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника

Подготовка к интервью. Продумывание «на шаг вперед» и «ударный аспект». Способы создания конфликта в интервью. Приемы искусственной неясности. Проведение интервью двумя журналистами. Особенности интервью с 10 типами собеседников.

По поводу подготовки журналиста к интервью существуют следующие рекомендации. Помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» - представить, какие ответы даст собеседник на эти вопросы и что после этого можно будет у него спросить. Следует заготавливать не просто вопросы, а «деревья» вопросов, возможные направления разговора, к которым нужно быть готовым. Иногда при подготовке к важным интервью журналист «репетирует» будущий разговор с коллегой, который играет роль собеседника.

Заготовка журналиста может быть различной - от нескольких десятков полностью сформулированных вопросов до названий нескольких (или даже одной) тем, вокруг которых планируется вести разговор. Здесь все зависит от уровня владения материалом. В обязательном порядке нужно продумать лишь «ударный аспект» интервью - фразы собеседника, которые потом можно будет выпятить, чтобы «подороже продать» интервью читателям. Подобные фразы - провокационные утверждения, шокирующие выводы или интересные эпизоды - могут спонтанно родиться и в ходе интервью, однако полагаться «на авось» не стоит. Журналист всегда должен представлять, не какую информацию, а какие фразы собеседника ему нужно получить, и подводить разговор к этим фразам, провоцировать собеседника сказать эти слова.

Если тема интервью недостаточно конфликтна, конфликт можно развить при помощи упрека, постановки собеседника в положение оправдывающегося. Для этого нужно искать противоречия во взглядах и в деятельности собеседника. Например, политика можно спросить, почему он поменял свои убеждения, бизнесмена - применима ли к нему поговорка, что в основе всякого крупного состояния находится преступление, а рок-звезду - почему он в своих песнях пропагандирует отказ от земных благ, а сам этими благами очень даже пользуется.

Начинать интервью во многих пособиях по журналистике рекомендуется с «разогрева» собеседника - вопросов, которые позволят разговорить его, найти с ним точки соприкосновения. Это могут быть вопросы об искусстве (если стены комнаты интервьюируемого украшены картинами), о домашних животных (если известно, что у него они есть). Иногда это «наивные» вопросы о профессиональной деятельности собеседника. Например, придя на интервью к доктору в его кабинет, можно спросить, для чего нужен тот или иной медицинский прибор. Однако в некоторых случаях, наоборот, «разогревающих» вопросов нужно избегать. Если журналист приходит на интервью к очень занятому человеку, например к директору крупной компании, у которого день расписан по минутам и на общение с журналистом выделено строго полчаса, нужно сразу «брать быка за рога», переходить к сути дела. Вопросы «не по теме» вызовут лишь раздражение. Иногда может дойти до того, что разъяренный собеседник выставит журналиста за дверь, а затем позвонит в редакцию и попросит больше этого корреспондента к нему не присылать.

В ходе разговора нужно не только слушать собеседника, но и «настраиваться» на него - пытаться понять, почему он именно так говорит, что он думает, как видит мир. Это поможет точнее формулировать вопросы, придавать разговору оптимальное направление. Еще один прием получения красочных, образных ответов - самому задавать образные вопросы. Журналист должен продумать и подготовить соответствующие метафоры. Иногда добиться ярких, развернутых ответов помогает упорное несогласие журналиста с доводами собеседника. Последний вынужден приводить все больше аргументов, все точнее проявлять свою позицию, раскрываясь и иногда говоря даже то, чего первоначально говорить не собирался.

Заставить собеседника проговориться можно и с помощью приема «беременная пауза». Он заключается в том, чтобы по окончании ответа собеседника не спешить задать следующий вопрос, а немного помолчать. Собеседник воспримет молчание журналиста как указание на то, что он не полностью ответил на вопрос, что он должен еще что-то сказать. А так как все, что запланировал, он уже сказал, теперь у журналиста есть шанс услышать откровение.

Некоторые собеседники обладают способностью «убалтывать» журналиста, своими длинными монотонными ответами вводить его в состояние, близкое к гипнотическому сну. Журналист теряет азарт борьбы, перестает следить за недосказанностью и противоречиями в ответах респондента и самое большее, на что оказывается способен, -это задать друг за другом заранее подготовленные вопросы. Потом, во время расшифровки беседы, незаданные дополнительные вопросы придут в голову, но время будет уже упущено. Чтобы «взбодриться», выйти из-под гипноза, журналисту достаточно сосредоточить взгляд на одной точке. Можно использовать в качестве такой «точки опоры» глаза собеседника. После «фокусировки» взгляд рассредоточивается, но журналист вновь собран и готов к ведению диалога.

И еще одно замечание. По окончании разговора не спешите выключать диктофон. А если выключили - не спешите его убирать, а также прятать в сумку блокнот и ручку. Часто уже после беседы, провожая журналиста, собеседник делает важные признания. Или начинает рассказывать нечто гораздо более интересное, чем все, что было сказано ранее. Фактически у двери может состояться новое интервью, и в печать пойдет именно оно, а не то, которое было взято, сидя за столом.

Описанные выше приемы применимы для интервью с неопытным либо доброжелательно настроенным собеседником. Профессиональные же ньюсмейкеры владеют различными приемами «создания искусственной неясности», которые могут свести на нет усилия журналиста по получению информации. Существует даже так называемая «манипулятивная риторика», которая учит не столько грамотно и доходчиво выражать свою мысль, сколько любыми путями продавливать в разговоре свою точку зрения безотносительно к тому, насколько эта точка зрения адекватна действительности. Поэтому журналист обязан знать приемы «создания искусственной неясности», а также уметь им противодействовать. Иначе собеседник введет в заблуждение его, а вместе с ним и читателей. Вот некоторые из этих приемов: неконкретные слова, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса.

Прием «неконкретные слова» заключается в использовании терминов, под которыми каждый человек подразумевает что-то свое. Например, собеседник может сказать: «Мы выступаем за свободу и процветание». В этом случае нужно спросить, что именно он имеет в виду под словами «свобода» и «процветание». Если ответ будет вновь неконкретным, следуют уточняющие вопросы. Журналисту нужно добиваться, чтобы собеседник формулировал свои ответы в конкретных, однозначно понимаемых словах. Для этого существует прием «тележка», когда слова делятся на те, которые можно пощупать и положить в тележку, и те, которые нельзя. Примеры первых - компьютер, телефон, консервная банка. Примеры вторых - равенство, прогресс, демократия.

Прием «упущение действующих лиц» - это ссылка на неких абстрактных людей, например утверждение: «Все сознательные граждане нас поддерживают». Журналисту нужно сразу же уточнить, кто именно поддерживает собеседника и почему собеседник так решил.

Прием «связывание» предполагает соединение явлений, не имеющих отношения друг к другу, например: «В то время как депутаты сидят в Госдуме, дети шахтеров голодают». Этот прием часто используют для ухода от ответа на вопрос о причинах случившегося. Вместо разъяснения причин собеседник начинает говорить о целях, которые преследовались, либо называть сопутствующие обстоятельства, которые также причинами не являются. Журналисту надо иметь в виду, что различные благородные цели могут быть и вовсе придуманы задним числом для легитимизации неправедных действий. А отделить причины и сопутствующие обстоятельства поможет правило логики «после этого не значит вследствие этого». Например, если человек читал газету и в его комнате в этот момент перегорела лампочка, то из этого вовсе не следует, что лампочка перегорела из-за того, что человек читал газету. Или если в регионе после смены губернатора начался экономический рост, то действительной причиной роста может быть изменение рыночной конъюнктуры или открытие новых месторождений полезных ископаемых, а вовсе не назначение нового главы региона.

Необходимо также отделять причину - то, что неминуемо вызвало событие, - от повода - того, что способствовало проявлению действий причины. Например, если ураган повалил все деревья в парке, значит, причина падения деревьев - ураган. Если же упали лишь некоторые деревья, а большинство устояло, значит, причина кроется в упавших деревьях (подгнивший ствол или слабые корни), а ураган послужил только поводом. Или, допустим, Иванов украл, и его посадили за воровство. Причина того, что Иванова посадили, - кража. Но если известно, что украл не только Иванов, но и Петров и Сидоров, а посадили за воровство одного Иванова, значит, причина ареста не кража. Надо искать то, что отличает Иванова от Петрова и Сидорова, и это и будет причиной, например то, что Петров и Сидоров - большие друзья Васечкина, а Иванов с Васечкиным поссорился. Кража в этом случае будет только поводом для того, чтобы покарать Иванова.

«Неправомерное обобщение» - это использование слов «практически», «почти» и подобных им. Например, собеседник может утверждать, что долги по зарплате «практически выплачены», дедовщины в армии «практически нет». В результате создается иллюзия того, что проблема решена если не на 100, то на 90%, хотя в действительности все может быть совсем не так. Поэтому журналист должен всегда уточнять, что имеется в виду под словом «почти» - 90-процентное решение проблемы или же, к примеру, 20-процентное. Другой контрприем - самому обобщить еще больше, чтобы вынудить собеседника конкретизировать своей ответ.

«Переформулирование» - это изменение собеседником формулировки вопроса на более удобную ему, чтобы затем ответить на этот новый вопрос вместо вопроса журналиста. Этот прием чаще используют на пресс-конференциях, а не в интервью «один на один». На пресс-конференции слово журналисту обычно дают только один раз, и настоять на ответе именно на заданный вопрос не удастся. В интервью же всегда есть возможность повторно задать вопрос и заставить собеседника либо ответить на него, либо признать, что он отказывается от ответа.

Прием «ссылка на недопустимость вопроса» заключается в том, что вопрос журналиста объявляется неправомерным. Например, на вопрос о том, какие возможности были упущены из-за решения, когда-то принятого собеседником и оказавшегося ошибочным, может последовать ответ «История не знает сослагательного наклонения». В этом случае журналист может либо переформулировать вопрос и в дальнейшем задать его еще раз или несколько раз, либо сформулировать ответ и спросить у собеседника о его правильности, чтобы добиться хотя бы ответа «да» или «нет».

Общее же правило задавания вопросов заключается в том, что интервью - это поединок, в котором собеседник всегда хочет предстать лучше, чем он есть на самом деле, тогда как задача журналиста - обнаружить его подлинную сущность. И как в поединке боксеров до цели доходит лишь незначительное количество ударов, так и в интервью далеко не на каждый вопрос будет получен точный, интересный и годный для публикации ответ. Чтобы добиться таких ответов, журналистам нередко приходится задавать множество вопросов об одном и том же, «бить в одну точку», пока собеседник не проговорится.

На сложные интервью журналистам желательно ходить вдвоем. Как в парном теннисе один спортсмен действует впереди у сетки, а другой - позади у края площадки, так и в парном интервью один журналист работает на «переднем крае» - вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, чтобы получить как можно более полный ответ. Второй журналист в свою очередь контролирует ход интервью «в общем» -следит за бюджетом времени, за тем, чтобы были заданы все ключевые вопросы, затронуты все темы, управляет переходом от темы к теме в случае «застревания» разговора.

Перед интервью желательно собрать максимум информации по теме беседы, чтобы собеседник не мог манипулировать фактами и цифрами. Собеседники этим нередко пользуются как в «мягкой» форме, называя подлинные факты и цифры, которые им выгодны, и опуская те, которые им невыгодны, так и в «жесткой», переходя на откровенное вранье. Например, чиновники Минобороны нередко утверждают, что в армию призывается лишь десятая часть российских юношей, тогда как в действительности на военную службу идет каждый третий. Подготовленный журналист их на неправде тут же поймает, неподготовленный будет ретранслировать эту ложь читателям либо уже после интервью жалеть, что не задал дополнительный вопрос и не вывел лгуна на чистую воду.

Впрочем, критерий правды в интервью - это не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям. Иногда в тоне разговора и речевых оборотах содержится больше информации о собеседнике, чем в сказанных им словах. Одно из определений интервью как жанра гласит, что это «способ донесения до читателей ярких и волнующих высказываний интересного человека». И если собеседник врет или просто говорит глупости, порой целесообразно это вранье или глупости записывать и потом представлять читателям, чтобы они узнали, что представляет собой человек, занимающий высокий пост или являющийся звездой и любимцем публики.

В заключение данной главы - особенности проведения интервью с 10 категориями собеседников, которые описал Михаэль Халлер. Эти категории: эксперты, свидетели, чиновники, «публика», «звезды», деятели искусства, политики, герои, маргиналы и обычные люди[11].

1. Эксперты. В эту категорию входят ученые и высококвалифицированные специалисты. Главные требования к ним - компетентность и незаинтересованность. Человек, выступающий в роли эксперта, должен, с одной стороны, разбираться в предмете обсуждения, а с другой - быть безразличным по отношению к конкретной ситуации, которая явилась поводом для интервью. Если требование незаинтересованности не соблюдено, человек в роли эксперта выступить не может, так как вместо разъяснения ситуации будет заниматься пропагандой в пользу своей точки зрения.

Интервью с экспертами следует ограничить предметом их ведения. Ни частная жизнь эксперта, ни его мнение по прочим вопросам читателей не интересует. В ходе интервью упор нужно делать на практических последствиях происходящего, на возможных альтернативах принятому решению, эффективность которого журналист ставит под сомнение. Общаться с экспертами, как правило, легко и интересно. Они очень разговорчивы и могут рассказать гораздо больше, чем вместит отведенная под интервью площадь в газете или журнале. Проблем, которые могут возникнуть в интервью с экспертами, две. Во-первых, они любят влезать в неважные и непонятные широкому кругу читателей детали и изъясняться на своем профессиональном сленге. В результате интервью может стать трудным для восприятия и пересыщенным терминами. Во-вторых, эксперты, особенно деятели науки, как правило, избегают однозначных ответов и конкретных формулировок. Вместо фразы «Это есть то» они скажут примерно следующее: «При определенных условиях и с учетом этих и тех факторов, а также при наличии таких-то обстоятельств и взаимосвязей не исключено, что это с некой вероятностью окажется то». Поэтому журналисту необходимо контролировать глубину интервью, требовать перевода терминов на обычный язык и бороться с расплывчатыми ответами при помощи вопросов типа: «Правильно ли я понимаю, что благодаря глобальному потеплению в Москве можно будет выращивать ананасы?»

2. Свидетели. Это участники или очевидцы события (как правило, чрезвычайного происшествия), но не главные действующие лица и не ответственные за случившееся. Цель интервью с ними - получить непосредственные и наполненные деталями впечатления. У свидетелей следует выспрашивать как можно больше деталей и эпизодов. При этом надо иметь в виду, что из-за особенностей восприятия свидетель всегда субъективен и целостную картину происходящего с его слов составить невозможно. В криминологии не раз проводились эксперименты, когда перед группой людей разыгрывали преступление, а потом просили детально описать, что произошло. Ответы оказывались совершенно различными и очень часто далекими от истины. Поэтому интервью со свидетелями обычно публикуется как дополнение к новости, причем в начале текста обязательно уточняется роль человека в событии. С другой стороны, интервью со свидетелем может открыть для читателей какой-либо необычный аспект события. Например, после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. или после цунами в ЮгоВосточной Азии 26 декабря 2004 г. многие издания публиковали интервью с очевидцами этих трагедий.

3. Чиновники. Цель интервью с ними - представить точку зрения тех, кто ответствен за происходящее (хотя бы частично). При возможности выбора из нескольких персонажей действует правило: чем высокопоставленнее собеседник, тем лучше. Типовые вопросы для интервью с чиновниками: «Почему приняли именно это решение? Какими мотивами руководствовались? Какими сведениями располагали? Каких сведений не хватало? В чем видели проблему? Как обосновываете свои действия? Были ли альтернативы? Если да, то какие?» Журналист должен стремиться поставить чиновника в положение оправдывающегося за то, что не все благополучно во вверенной ему сфере деятельности. Даже если чиновник на самом деле честный и ответственный человек, подобный «обвинительный уклон» в интервью пойдет собеседнику только на пользу, так как позволит высветить, что же он предпринял для решения существующих проблем.

Поэтому к интервью с чиновниками следует очень усердно готовиться, собирать информацию, статистику, чтобы обосновывать свои упреки на документах. Если журналист не владеет материалом, чиновник может отговориться общими словами, привести те данные, которые характеризуют его работу с положительной стороны, и умолчать о тех, которые ему невыгодны. У чиновников нужно добиваться как можно более конкретных ответов, постоянно уточняя предмет вопроса, и ни в коем случае не давать собеседнику уйти в роль эксперта, то есть комментирующего то, за что он не отвечает. Между тем многие чиновники, давая интервью, только и стремятся к тому, чтобы поговорить с журналистом на «вечные» темы, например о патриотизме или о любви к детям, но при этом старательно уклоняются от ответов на вопросы о своей работе.

4. «Публика». Здесь имеются в виду короткие интервью с прохожими на улице или по случайно набранным номерам телефонов, чтобы собрать спектр мнений и настроений, с которыми читатели могли бы себя идентифицировать. Темы таких интервью -завершенные события и происходящие перемены, например недавно принятый закон или наступление весны. Персонажи интервью выступают в роли представителей населения, которые выражают свою реакцию и менталитет. Особенностью этого типа интервью является то, что ответы людей должны быть достаточно абстрактными, чтобы читатель мог распространить их на себя, и в то же время содержать конкретную информацию, чтобы за ней был виден именно этот человек. Поэтому в ходе беседы журналисты обычно задают 1-2 вопроса, касающиеся именно этого человека, и 2-3 общих вопроса, обращенные к нему как к представителю определенной социальной группы.

5. «Звезды». Интервью со «звездой» - это представление человека как объекта восхищения, почитания, презрения, ненависти. «Звезда» словно находится на сцене, и вопросы, как прожектора, высвечивают различные стороны личности собеседника. При этом очень редко «звезды» являются действительно гениальными или оригинальными людьми. Как правило, собеседник лишь удовлетворяет войеристские потребности публики, ее интерес к чужой личной жизни. Если другие типы собеседников обычно скрывают пикантные подробности своей личной жизни, то «звезда» может, наоборот, выпячивать их, зачастую изображая из себя даже более развратного человека, чем на самом деле. Задача журналиста в этом случае - не потакать самолюбованию «звезды», а стремиться очеловечить «гламурную» фигуру, которая пока что остается скрытой за сценическим образом.

Обычно вопросы в интервью со «звездой» касаются желаний, надежд, разочарований. Можно поговорить о взаимоотношениях с любимым человеком, о детях, о родителях, о друзьях. О том, в чем человек видит свои сильные стороны и свои слабости, как ему живется, будучи «звездой». Пусть вспомнит детство, учебу в школе, первое выступление, людей, которым «звезда» благодарна. Можно поговорить об отношении «звезды» к высказанным в ее адрес оценкам других людей, прежде всего, негативным, о стереотипах, которые в массовом сознании по отношению к этой «звезде» существуют. Интервью должно протекать на стыке мифа и реальности, счастья и несчастья, бессмысленной светской болтовни и душевного стриптиза, самообожествления «звезды» и развенчивания журналистом ее культа.

6. Деятели искусства. К этому типу собеседников относятся создатели выдающихся художественных произведений, талантливые и при этом часто выделяющиеся своим поведением люди. Они интересны и сами по себе как личности, и как выразители общественных настроений, которые первыми понимают происходящее и могут передать это понимание другим. Следует иметь в виду, что деятели искусства часто сами не осознают, как происходит их творчество, откуда они черпают идеи и образы. Поэтому упор в интервью с ними следует делать на событиях из жизни собеседника и на его переживаниях, показывая читателю связь творца с его произведениями через рассказанные им истории и эпизоды из жизни.

Вопросы в интервью с деятелем искусства прежде всего личные. О ситуациях, которые повлияли на выбор жизненного пути. О роли родителей. О мотивах творчества и источниках вдохновения. О типичном дне жизни персонажа. О том, что его радует или пугает. О примерах, которые связаны с жизненными целями и ценностями. О встречах и взаимоотношениях с другими выдающимися деятелями искусства. Чтобы собеседник раскрылся, восхищение необходимо чередовать с нарочитыми возражениями, вынуждая его таким образом отстаивать свою точку зрения и свое видение мира.

7. Политики. Эти собеседники сочетают в себе две роли - ответственного за происходящее и эксперта по отношению к действиям других лиц. Информационный повод для интервью с политиком обычно бывает задан ситуацией или проблемой. Собеседник лишь обосновывает свои решения и действия, излагает и уточняет свою точку зрения, рассказывает о своих намерениях, целях и интересах. Часто политики стремятся отделаться от журналиста общими пафосными фразами о том, что они за все хорошее и против всего плохого. Некоторые и вовсе могут в ответ на первый вопрос произнести получасовой ничего не значащий монолог, а потом заявить, что интервью закончено, так как отведенное на него время истекло. Поэтому журналисту следует, не смущаясь, вклиниваться в их речь, настаивая на конкретных ответах именно на те вопросы, с которыми пришел журналист.

8. Герои. Они интересны благодаря своим достижениям, например инвалиды, которые победили свою болезнь, предприниматели, которые создали с нуля фирму, ставшую лидером рынка. Такой человек играет роль экрана, на который другие люди проецируют свои желания и мечты. У героев нужно спрашивать о конкретных мыслях, ощущениях, действиях, тревогах и желаниях, которые были у них в процессе борьбы или работы. Нужно добывать истории из их жизни. И ни в коем случае нельзя вести экспертное интервью, добиваясь комментариев по вопросам, к которым лично они не имеют отношения. Также надо иметь в виду, что героям, в отличие, например, от профессиональных политиков, часто бывает трудно формулировать свои мысли. Здесь журналист должен прийти на помощь собеседнику, подсказывая ему возможные ответы.

9. Маргиналы. Это люди, вытолкнутые из общества, - бродяги, беспризорники, лица без определенных занятий, алкоголики, наркоманы, жители вокзалов, теплоцентралей и свалок. С ними лучше разговаривать без диктофона, так как они обычно много натерпелись от представителей власти, очень запуганы и с подозрением относятся к любому человеку не их круга. При беседе желательно записывать не только их ответы, но и свои вопросы, так как в подобной обстановке слова журналиста также получаются особенными, которые впоследствии не всегда вспомнятся в ходе работы над текстом. Если журналист не владеет стенографией, рекомендуется записывать из каждого ответа хотя бы по два слова, причем прилагательные в этом случае важнее существительных. Если нет возможности сразу записать слова собеседника, следует повторять их про себя, чтобы лучше запомнить. Потом при первой же возможности нужно перенести разговор на бумагу или надиктовать на диктофон.

10. Обычные люди. Собеседники здесь те же самые, что и в интервью с «публикой» (см. стр. 00), однако цель журналиста - не срез сиюминутных мнений, а гораздо более глубокое представление нашего современника. Поэтому если интервью с «публикой» ограничивается 3-4 вопросами, заданными в течение нескольких минут, то беседа с обычными людьми может включать в себя несколько десятков вопросов и длиться от получаса до нескольких часов. Тема подобных интервью - повседневность с ее нуждами, проблемами, надеждами и стремлением к счастью. На первом плане выступает функция, и лишь затем следует личность, то есть человек показывается прежде всего как сотрудник на какой-то работе, житель города, член семьи, лишь в последнюю очередь - как некто единственный и неповторимый. В словах собеседника важна не информация, а атмосфера, которую эти слова передают, мир, каким его человек видит. Сложность интервью с обычными людьми заключается в том, что многие из них не умеют переводить свои мысли в слова, и даже с помощью журналиста им делать это очень тяжело. Поэтому часто журналисты вместо интервью предпочитают про обычных людей писать в жанрах репортажа или портрета.

Перед проведением интервью необходимо думать «на шаг вперед», то есть предугадывать возможные ответы собеседника и готовить дополнительные вопросы. Также полезно заготовить «ударный аспект» интервью - фразы, на которые нужно вывести собеседника и которые затем помогут продать интервью «подороже». «Разогрев» необходим, если собеседник неопытный, и излишен, если журналист имеет дело с собеседником, для которого раздача интервью - часть работы. Конфликт в интервью можно развить, если поставить собеседника в положение оправдывающегося. Добиться ярких ответов также помогают образные вопросы, возражения журналиста и прием «беременная пауза», когда журналист по окончании ответа не спешит задавать следующий вопрос, провоцируя собеседника на дополнительные высказывания. После завершения интервью не следует выключать и убирать диктофон, так как в этот момент собеседник может сказать нечто гораздо более интересное, чем то, что было сказано в ходе интервью. Если журналисты идут на интервью вдвоем, то один из них вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, а второй контролирует ход интервью «в общем». Критерий правды в интервью - не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям. К приемам «создания искусственной неясности», которые могут применять интервьюируемые, относятся использование неконкретных слов, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Как брать интервью у блогера

Как брать интервью5 шагов, которые необходимо знать, чтобы брать интервью правильно.

 

Чтобы развивать свой блог в лучшую сторону и делать его более интересным для людей, будет полезным разместить на нем интервью, взятое у человека, который уже добился своих целей и покорил интернет в своих интересах.

Как брать интервью? Этот вопрос мучил и меня долгое время. Я читал статьи, спрашивал у людей, которые уже брали интервью, сам взял несколько интервью и сделал соответствующие выводы.

В этой статье я хочу привести дельные советы для тех, кто поставил себе цель взять интервью у известных блогеров, и тем самым, не навредить своему ресурсу. Давайте начнем.

Необходимо, чтобы материал интервью приносил пользу вашим посетителям. Если зайти на сайт, который обучает успешно зарабатывать, и увидеть на нем интервью человека, рассказывающего о том, как сделать самый вкусный гамбургер, ничего полезного не подчерпнешь. «Зачем мне вкусный гамбургер, если у меня нету денег, чтобы купить к нему компоненты?»

Первая цель нашего интервью — польза для наших читателей. Не стоит брать интервью пользуясь мыслью — «Я просто хочу взять интервью» — это не правильно и ничего полезного не даст.

Давайте приступим!

Что нам необходимо, чтобы качественно брать интервью?Как брать интервью

Первое: Определить свою цель.

Необходимо определиться с целью взятия интервью. Оно должно быть информативным и полезным,как для Вас, так и для Ваших читателей. Возьмем, для примера, за цель, научиться делать красивые обложки для информационных продуктов. Интервью надо брать у того, кто уже выпустил ряд своих продуктов и самостоятельно создал для них обложки. Такая информация будет действительно полезной, и Ваши читатели будут Вам бесконечно благодарны.

Второе: Узнать информацию.

 

Допустим, с целью мы определились и уже нашли блогера, у которого можно взять полезную информацию. Теперь необходимо узнать как можно больше информации об этом человеке. Заходим в поисковик(«Google» или «Yandex») и вбиваем в строку поиска его имя и фамилию, имя его ресурса. Изучаем все, что нам необходимо. Исходя из полученой информации, мы будем составлять ряд своих вопросов для интервью. Возможно, этот человек уже давал интервью, — это следует учесть, чтобы не повторяться. Не следует задавать те вопросы, на которые он уже отвечал. Ответ будет не продуктивным и, наверняка, не даст нужного результата.

Третье: Связаться с блогером.

Не стоит звонить на телефон или скайп блогеру. Напишите письмо. Ваши слова он может не расслышать, а переспрашивать неудобно. Он может находиться в неудобной, для звонка, обстановке(шумно, много людей, общественный транспорт, желание побыстрее закончить телефонный разговор, так как мало времени).

В письме необходимо сообшить, кто вы, откуда, с какой целью пишите письмо.

[stextbox image="null"]

Тема сообщения: Хочу взять у Вас интервью.

Текст: Здравствуйте Иван Петров!

Мое имя Юрий Гальмаков. Я создатель и автор проекта «Город Копирйтинга»(http://kopitext.ru). У меня есть огромное желание взять у Вас интервью, так как Вы имеете большой опыт в области инфобизнеса и уже достигли внушительных успехов.

Ваши ответы на мои вопросы будут очень полезны, как для меня, так и для моих читателей. Кроме того, я буду рад сделать рекламу на вас в виде статьи-интервью.

Если Вы согласны дать интервью для публикации на моем сайте, я приготовлю для Вас ряд вопросов в письменном виде. Вы сможете ответить любым, удобным для вас, способом. Это может быть письмо или общение через скайп, в живую.

С уважением, Юрий Гальмаков.

[/stextbox]

 

Я бы написал примерно так. У каждого могут быть свои варианты и дополнения.

Четвертое: Он согласен!

Если Вы получили положительный ответ, обязательно отправьте письмо с благодарностью и сообщите о том, что в скором времени пришлете свои вопросы. После этого можете приступать к составлению плана интервью.

Если ответ был отрицательным, не огорчайтесь. Возьмете интевью у другого блогера. Главное не грубите тому, кто отказал. Жизнь — штука не предсказуемая. Связи портить не стоит.

Вопросы необходимо отправлять даже в том случае, если общение в интервью запланировано через скайп. Ответчик тоже должен подготовиться, чтобы не выглядеть глупо перед слушателями, и чтобы не пришлось перезаписывать интервью несколько раз.

Попросите у блогера пару фотографий, которые он хотел бы разместить в своем интервью. Мало кто откажется от этого, для блогера это плюс к популярности.

Вопросы должны быть интересными. Блогер должен получать удовольствие отвечая на вопросы. Составляйте вопросы так, чтобы он чувствовал, что в ответах нуждаются миллионы людей.

Пятое: Выкладываем интервью.

Ответы получены. Выкладываем текст на сайт. Чтобы не было путаницы, вопросы сделайте одним цветом, ответы другим.

Чтобы брать интервью, не надо изучать энциклопедии. Все гораздо проще.

 

Как брать интервью

  • Определитесь с целью;
  • Изучите человека;
  • Отправьте предложение;
  • Возьмите интервью;
  • Выложите на сайт.

Если Вы берете интервью через скайп в виде аудио, необходимо сделать следующее:

[stextbox image="null"]

1. Поздоровайтесь со своими слушателями, затем с ответчиком. Расскажите немного о нем.

2. Попросите ответчика рассказать о себе, чтобы слушатели поняли, кто он и чем занимается.

3. Теперь можно начинать беседу. Задавайте свои вопросы.

4. В заключение, поблагодарите ответчика за участие в интервью. Попросите дать несколько советов слушателям. Еще раз поблагодарите. Пожелайте удачи и дальнейшего развития. Попрощайтесь.

[/stextbox]

 

Ну, вот и все! У каждого свои методы взятия интервью. Можете попробовать что-то добавить. Такое дополнение будет только плюсом. Главное — чтобы интервью было максимально интересным.

Думаю, теперь Вы знаете, как правильно брать интервью.

Я желаю Вам удачи и максимального продвижения.

kopitext.ru

Как и у кого брать интервью?

В сравнении с другими блогами специализирующимися именно на интервью я можно сказать «соплячок» — всего 7 интервью за год. А учитывая полезность таких бесед как для интервьюируемого, так и для интервьюирующего этого слишком мало. И дело вовсе не в лени и даже не в неопытности, дело в последующем эффекте от взятого интервью.

Часто встречаются интервью, которые берутся пачками, публикуются чуть ли не каждую неделю. Вопросы в этих интервью стандартные, скучные, собственно и ответы на них даются соответствующие. Но мы то знаем, что посетитель приходит почитать что-то интересное и полезное — интервью не должно быть исключением.

Интересное и полезное интервью: как брать?

Понятное дело есть плюсы (и возможно блоги, подобные тем, что упомянул выше, исходят именно из этих плюсов) ради которых можно «клепать» интервью одно за другим. Сюда можно отнести получение ссылки и немного пиара — интервьюируемые не редко дают ссылку на взятое у него интервью в своем блоге, twitter’е и др. социальных сетях, а также предлагают почитать его своим друзьям и знакомым, скидывая линк по e-mail.

Но я для себя решил — эти плюсы (иногда вполне приличные) ничто по сравнению с получаемыми минусами. Главным минусом является разочарование посетителей, подписчиков и как следствие — потеря их. Вам интересно читать в блогах интервью взятые-перевзятые блоггерами друг у друга 100500 раз с одними и теми же вопросами? Мне нет. Я не читаю их, я не комментирую их, я не делюсь ими в своих соц.сетях.

Именно поэтому у меня так мало интервью. Я стремлюсь взять его у человека известного в блогосфере. Человека, который работает в той же сфере, что и мы. Который может дать что-то полезное. Сегодня я бы хотел поделиться с Вами своей техникой интервьюирования. Надеюсь Вы почерпнете что-то полезное из этой статьи.

У кого брать интервью

Прежде чем понять как надо брать интервью, давайте определимся с тем, у кого его взять. Да, с этого и начнем. У кого? Речь не о конкретных кандидатурах, а общих принципах.

Самое главное в отборе кандидатуры (как мне кажется) — это его «полезность». Он обязательно должен нести какую-то пользу Вашим читателям. Простой набор вопросов с простым набором ответов, не несущими никакой смысловой и полезной нагрузки вскоре наскучат посетителям и они перестанут реагировать на слово «интервью» в заголовке.

Из вышесказанного следует, что он обязательно должен соответствовать теме Вашего блога. Если мой блог о создании и продвижении сайтов в любых проявлениях этих понятий, то и люди у которых беру интервью вращаются в этих темах. Seo специалисты, вебмастера, кулинары и т.п.

Также важным я считаю такой показатель, как известность. Он должен быть известен посетителям Вашего блога или работать в известном проекте (компании и т.д.), во всяком случае это очень желательно. Неизвестная личность не вызывает интереса. Лучше взять одно интервью у известной в определенных кругах личности, нежели десять у малоизвестных или неизвестных вовсе.

В дополнение к предыдущему абзацу можно упомянуть уровень интервьюируемого. Интервью должен давать человек более опытный в какой-либо теме, чем сами читатели. Только так он может дать что-то полезное. Конечно о том, как он расслабляется и занимается ли он спортом читать интересно (иногда :)), но полезности такие вопросы-ответы особой не несут.

Контакт

После того, как нашли подходящую кандидатуру выходим с ним (ней) на связь. Это довольно ответственный момент. От Вашего письма с предложением об интервью зависит очень многое. Я говорю не только о согласии или не согласии на интервью. Первый контакт с «клиентом» может оказать влияние на его отношение к еще не состоявшемуся интервью.

Можно конечно написать:

Здравствуйте!

Я бы хотел взять у вас интервью для блога pervushin.com.

С уважением, С.В. Первушин.

И с 99% вероятностью я получу отказ. Человек должен знать, что я обращаюсь к нему не просто так, что я знаю кто он, что у меня дело именно к нему.

Потому такой вариант письма, будет более эффективен:

Здравствуйте, Александр!

Меня зовут Сергей, я автор блога pervushin.com. Я уже довольно продолжительное время читаю Ваш блог, Ваши записи не раз выручали меня.

Александр, мне очень интересна тема продвижения сайтов о которой Вы пишете, уверен, она также интересна читателям моего блога. Не могли бы Вы уделить некоторое время и ответить на вопросы, т.е. дать интервью для pervushin.com.

В случае согласия я сформирую небольшой список вопросов и пришлю его в текстовом файле по e-mail. чтобы Вы могли ответить в любое удобное для Вас время.

Благодарю за ранее.

С Уважением, С.В. Первушин.

С таким письмом вероятность согласия возрастает в разы. Кроме того, тот самый «Александр» скорее всего охотнее, с некоторым удовольствием будет отвечать на заданные вопросы.

Формирование вопросов

Ура! Тот самый «Александр» согласился на интервью, пришло время задать вопросы. Еще один важный этап — формирование вопросов.

В сети имеются файлы с большим набором вопросов, можете скачать его и моментально сформировать список. Но это вариант не из лучших. Мы же хотим ударить точно в цель, потому нам нужны вопросы цепляющие интервьюируемого. Зацепим его — зацепим читателя.

Первым делом необходимо изучить личность. Для этого посещаем его сайт — изучаем посты (на какие темы пишет чаще), страницу «о себе» (об авторе и т.д.).

Неплохо бы изучить уже имеющиеся в сети интервью с ним. Для этого в поисковике забиваем «имя фамилия ник сайт интервью». В изучаемых интервью отмечаем вопросы, ответы на которые получились наиболее расширенными. Возможно эта область наиболее интересна «собеседнику», а значит и Вам стоит копнуть в том же направлении (я не говорю о тупом копировании вопросов из какого-либо интервью).

Не стоит задавать большое количество вопросов. Ни у кого нет времени писать Вам хренову тучу контента бесплатно. И это еще один стимул к грамотному формированию вопросов. Например, не стоит просить человека «рассказать о себе», тем более если в сети с этим пользователем большое количество интервью. У Вас станет на одну попытку (один вопрос) раскрыть человека меньше. Лучше расскажите о нем сами во вступительной части интервью.

После того, как вопросы сформированы и перепроверены на корректность и отсутствие ошибок  — отправляем их. Второй контакт также важен, как и первый. Прикладываем к письму файл с вопросами и обязательно благодарим за уделяемое время.

В этом же письме необходимо попросить дать наиболее развернутые ответы, страшного в этом ничего нет. А также стоит спросить, не будет ли он против ответить на дополнительные вопросы, если таковые появятся после прочтения ответов на уже имеющиеся. Такие вопросы могут придать «живости» Вашей беседе, как будто Вы реально сидели за литрой коньяка чашечкой чая.

Публикация

После получения ответов приступаем к публикации. Думаю Вы понимаете, что вносить какие-либо изменения в ответы нельзя, даже если что-то Вам не нравится или Вы заметили ошибку. Отличным способом поблагодарить Вашего собеседника будет расстановка открытых прямых ссылок на его сайты, он это оценит и очень даже возможно последует ответная реакция ;).

После того, как интервью опубликовано, обязательно отправьте ссылку на него интервьюируемому. Уверен, он будет счастлив от работы с Вами!

Вот примерно как-то так.

Удачи Вам друзья и приятных бесед!

Сладкое на сегодня: прикольный ролик, детки зажигают на роликах. Наслаждайтесь.

Читаем дальше:

5 на запись "Интересное и полезное интервью: как брать?"

pervushin.com

Как писать интервью: примеры и суть жанра

 Загрузка ...

Недавно брал интервью у  бывшего журналиста. Посмотрите как это выглядит.

Здравствуйте, коллеги. Привет, друзья. Хотите узнать, что думают знаменитые копирайтеры о везении на хорошие заказы? Интересуетесь, работают ли они по ночам и делают ли ошибки в текстах? Есть ли у них ученики и кого они считают своими учителями? Нет, я вам это рассказывать не буду. Но поделюсь секретом, как это все узнать. Другими словами – как писать интервью, если ты не журналист.

Со времени появления СМИ этот вид статей всегда пользовался особой популярностью среди людей. Логично, что лучше от человека лично узнать подробности, чем читать перефразированные кем-то мысли. Из офлайновых СМИ этот вид журналистики перекочевал в интернет. Теперь на сайтах и блогах все чаще встречаются интервью со звездами спорта, эстрады, лидерами отечественного бизнеса и не только с ними. Всемирная паутина стерла не только географические границы. Отличное изобретение – социальные сети. С их помощью мы можем написать любому интересующему нас человеку, задать ему вопросы, и получить ответы. Правда, это будет зависеть от того, насколько животрепещущие вопросы вы зададите. Но об этом чуть позже.

Немного теории

Интервью относится к информационному жанру журналистики. Работа над ним выстраивается по незамысловатой схеме:

Подготовка к опросу, как и любая серьезная работа, начинается с постановки цели. Вот только цель здесь нужно ставить такую, которая бы отвечала интересам постоянных читателей. В

copirayter.ru

Технология видеопроизводства.

Алан Розенталь Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес

Содержание

ГЛАВА 11 режиссура интервью

Интервью используется при исследовании и непосредственных съемках. Проблемы исследования мы рассматривали раньше. В этой главе мы поговорим о подготовке и съемках интервью для фильма.

До начала съемки

На каком-то этапе вы составляете список потенциальных интервьюируемых. Выбрав собеседников и заручившись их согласием, нужно предварительно побеседовать с ними о фильме и предстоящем интервью. Лучше всего, если это сделает сам режиссер, а не его ассистент. Самая очевидная задача беседы - ближе познакомиться с собеседником, когда он не стеснен включенной камерой, объяснить цель интервью. Он, в свою очередь, получит возможность познакомиться с вами и задать вопросы. Встреча дает возможность установить доверительные отношения с персонажем фильма. Сейчас важно определить основные правила сотрудничества. Они могут касаться любых сторон вашей деятельности, начиная от стиля одежды участника до самых невероятных вопросов. Обычно эти правила второстепенны, но иногда они все же имеют существенное значение. Например, собеседник заранее потребует список вопросов, согласившись отвечать только на них. Будет ли для вас такое ограничение приемлемым? Помимо этого, он может поставить и другие условия: просмотр интервью на стадии монтажа или предоставление впоследствии цензурных прав. С этим можно согласиться или не согласиться, но лучше решить такие вопросы перед съемкой, чем сталкиваться с неожиданностями при включенной камере. Предварительную "ознакомительную" беседу лучше проводить в неформальной обстановке, дома или в офисе. Иногда я даже отправлялся на рыбалку или помогал своему будущему собеседнику разбирать автомобильный мотор. Ознакомительная беседа может длиться полчаса за ланчем или несколько дней. Самое главное - узнать собеседника настолько, чтобы добиться от него максимальной отдачи на съемках. Необходимо иметь четкое представление о цели и результатах Интервью. Иногда нужно получить конкретные ответы на конкретные вопросы, в общих чертах поговорить о настроении или ситуации услышать подробности о детстве, разводе, научном исследовании или совершенном убийстве. Ваш вопрос должен иметь определенную направленность и смысл. А этого нельзя добиться без "домашних заготовок". При нормальном режиме производства эта работа проделывается на стадии исследования или во время предварительного интервью. Но если вы впервые встречаетесь с собеседником на съемочной площадке, постарайтесь заочно как можно подробнее узнать о нем все: кто он, откуда, что любит и что не любит, каковы его склонности и политические взгляды. Безусловно, речь идет об идеальном случае. Большинство интервью берутся спонтанно, без предварительной подготовки, когда приходится ориентироваться прямо на месте. Но при возможности, подготовьте все вопросы заранее. Хорошо, если во время интервью откроются новые перспективы или возникнут совершенно непредвиденные вопросы, но еще лучше загодя определить основную направленность беседы. Выбор места интервью зависит от двух факторов: во-первых, собеседник должен чувствовать себя непринужденно: дома, на работе или в любом спокойном месте. Но здесь надо проявить осторожность, так как самый очевидный вариант не обязательно оказывается самым лучшим. Отец пятерых детей, существующий на пособие по безработице, может стесняться своего дома, и чувствовать себя гораздо свободнее в парке. Деловой женщине не совсем удобно разговаривать с вами в офисе, так как коллеги будут подшучивать над ней после съемки, поэтому лучше поговорить с ней дома. Второй фактор - фон беседы. В фильме о научном исследовании интервью хорошо смотрится в лаборатории, для фильма об университетском образовании более подойдет университетский городок с его кипящей жизнью. Темы сами выбирают фон. Например, генерал, рассказывая о высадке десанта во время Второй Мировой войны, будет естественно выглядеть на берегах Нормандии. Вполне уместно отвезти Бориса Беккера на корт Уимблдона, чтобы там он рассказал о первом триумфе. Задайте себе три вопроса. Как'фон может повлиять на настроение или сюжет фильма? Как ваш собеседник будет себя вести в присутствии множества лишних людей, которые могут ему мешать? Не будет ли фон отвлекать внимание зрителя от интервью? По возможности я стараюсь брать интервью на улице, так как здесь не требуется осветительной аппаратуры, которая всегда нервирует собеседника, кроме того, последний не чувствует себя скованным четырьмя стенами. Преимущества наружной съемки состоят еще и в том, что уличные перебивки выглядят вполне оправданно, и собеседник составляет часть эпизода. Мне нравится брать интервью на ходу, когда мой собеседник двигается, а не пассивно сидит в кресле. Это достаточно сложно и не всегда получается, но придает динамику всей сцене. Могут ли посторонние присутствовать при интервью? Это зависит от ситуации. Единственный критерий решения: их полезность или бесполезность. Ваш собеседник рассказывает о недавнем разводе, он расстроен и раздражен. Такой разговор лучше всего проводить тет-а-тет. Кто-то рассказывает о том, что его отец погиб на войне. Он тоже сильно расстроен, но ему может понадобиться присутствие близкого человека для сочувствия и поддержки. Сколько бы вы ни говорили о фильме, люди всегда с опаской относятся к интервью. Да, вы свободно разговаривали о жизни, обменивались мнениями, но это происходило в привычной домашней обстановке. Теперь появились пять или шесть чужих людей, свет слепит глаза, огромная камера установлена на штативе, вокруг ходит человек, расставляющий осветительную аппаратуру, кто-то пытается закрепить маленький микрофон на одежде. Постарайтесь снять напряжение собеседника, представьте ему съемочную группу, объясните, зачем нужен свет и другая аппаратура, поболтайте с ним минут десять за чашкой чая или кофе. Теперь наступает кульминационный момент, успех которого зависит от ваших предыдущих встреч и разговоров. Дайте собеседнику почувствовать, что вы очень заинтересованы в том, что он сейчас скажет, для вас это имеет огромное значение, вам небезразлично его мнение. Чем больше вы проникаетесь мыслями и чувствами друг друга, тем эффективнее интервью. Роль взволнованного собеседники иногда выпадает и на вашу долю. Ваша очередь смущаться и стесняться наступает при взятии интервью у президентов, вице-премьеров и других высокопоставленных лиц. Но даже в этих случаях правила не очень меняются. Старайтесь из ложного чувства почтения не избегать трудных и щекотливых вопросов. Легче всего добиться взаимопонимания, если собеседник чувствует, что вы на его стороне, что не так просто в политических и противоречивых интервью. В трудных случаях единственный выход - дать оппоненту понять, что вам интересна его точка зрения и в любом случае вы будете справедливы и беспристрастны. Разбив лед, во время первой встречи расскажите собеседнику, как вы будете снимать фильм, объясните ему, что если он сделает ошибку, пленки достаточно, чтобы переснять вопрос.

Съемка интервью

Существует три классических мизанкадра для интервью: 1. Собеседник смотрит (по крайней мере у зрителя создается такое впечатление) непосредственно в камеру. 2. Собеседник появляется "в интерьере", разговаривая с человеком, находящимся за кадром, слева или справа от камеры. 3. Интервьюер находится в кадре так, что зритель видит всех участников интервью. Каждый мизанкадр имеет свое разумное объяснение.Мизанкадр 1 придает собеседнику значительность и авторитет. В сущности, он дает возможность установить непосредственный контакт со зрителем, прямой взгляд ассоциируется с повелительным убеждением плаката времен Второй Мировой "А ты записался добровольцем?!". Такой прием часто используют политики, когда хотят объяснить нам, что они друзья народа, а не сборище обманщиков.Мизанкадр 2, "в интерьере", несколько занижает статус интервью, придавая ему оттенок анекдотичности или неформальности. Мне больше всего нравится такое положение.Мизанкадр 3, интервью с двумя участниками, используется в новостях или в документальном сериале с участием специально приглашенного известного ведущего, вроде Теда Коппеля и Эда Мурроу. Помимо этого, такое построение сцены применяется для акцентирования конфронтации. При выборе мизанкадра учитывайте, насколько глубоко вы хотите вовлечь зрителя в фильм. Обычно это определяется напряженностью кадра и прямотой подхода. Напряженный и направленный непосредственно на зрителя кадр обуславливает большее участие аудитории, чем интерьерный и свободно построенный. После выбора подхода можно определить свое положение относительно собеседника. При прямом построении мизанкадра интервьюеру лучше расположиться под объективом камеры, при интерьерном - подвинуться несколько в сторону. Несмотря на то, что основная часть съемочной работы будет выполнена оператором, не мешает проверить построение кадра: как выглядит собеседник, все ли в порядке с одеждой? Нет ли чего-нибудь лишнего на заднем плане? Если собеседник много жестикулирует, достаточно ли места для жестов? Дайте оператору указания по движению камеры во время беседы. Это нужно сделать в самом начале, поскольку когда вы зададите вопрос, все ваше внимание будет сосредоточено на разговоре, а не на камере. Опытный оператор, уже работавший с вами, должен представлять, что делать даже без ваших указаний. Он будет знать, что может позволить себе переместить камеру при смене темы разговора, изменить размер и положение собеседника в кадре на каждом вопросе или сделать медленный наезд при важном или энергичном ответе. Кроме определения места собеседника в кадре, необходимо решить, как он будет выглядеть: официально или неформально, серьезно или нет. Построение кадра навязывает зрителю определенное отношение к собеседнику, возможности манипуляции интервью, случайно или намеренно, очень высоки. В начале 70-х Сьюзан Зонтаг сделала фильм "Земля обетованная" ("Promised Lands"). Основу фильма составляют два интервью. Зонтаг очень интересным образом, сознательно или подсознательно, манипулирует этими частями. Один собеседник Зонтаг снят в рубашке с открытым воротом, сидя на диване в приятном интерьере гостиной. Его жесты широки и открыты, мы испытываем симпатию и доверие к нему уже до того, как он начинает говорить. Второй собеседник стоит по стойке смирно в темном костюме и галстуке на фоне стерильно белой стены. Этот человек нам сразу не нравится. Вывод прост. Ваш собеседник создает о себе впечатление не только тем, что он говорит, но также при помощи всех технических приемов, имеющихся в вашем распоряжении: от крупного плана плохих зубов до превращения собеседника в Шварценеггера. Будьте осторожны! Во время съемки все ваше внимание и взгляд должны быть направлены На собеседника. Он разговаривает именно с вами, а вы должны убедить его в том, что вам это интересно и вы находитесь полностью на его стороне. Вы его лучший друг, которому можно излить душу, рассказав о революции, сражении, первой любви или последней драке. Вы должны быть заинтересованы в их исповедях, если хотите получить на экране что-то приличное. До начала интервью необходимо решить, будут ли звучать ваши вопросы после монтажа. Если вы решили их вырезать, убедитесь, что сообщения собеседника полны и самодостаточны. Если вы спрашиваете: "Где вы были, когда японцы атаковали Перл Харбор?", а собеседник отвечает: "Бродил со своей девушкой по лесу и мечтал о женитьбе на ней", ответ без вопроса не будет иметь смысл. Вы должны были предупредить собеседника, что вам необходимо получать полные и развернутые ответы, например: "Когда японцы атаковали Перл Харбор, я гулял со своей девушкой в лесу". Надо ли перебивать собеседника? Я стараюсь этого не делать, даже понимая, что ответ ничего не даст фильму. Если ответ никуда не ведет, постарайтесь мягко остановить его. Иногда я предупреждаю собеседника, что буду останавливаться, если почувствую, что наш разговор пошел не в том направлении. Но я делаю это всегда осторожно, потому что некоторые могут обидеться и отказаться от съемок. Иногда интервьюеры составляют подробный список вопросов и постоянно сверяются с ним во время беседы. Мне такая техника не подходит, так как при этом теряется спонтанность разговора. Я планирую вопросы в голове и беру всю информацию оттуда. После интервью я проверяю, не упустил ли я что-либо важное. С чего начать? Лучше всего задать простой вопрос, который потребует достаточно развернутого ответа. Например: "Расскажите, пожалуйста, где вы были, когда узнали о выигрыше в лотерее и какова была ваша первая реакция?" или "Какова была реакция ваших друзей, когда вы вернулись из Вьетнама? Они сочувствовали тому, что вам пришлось пережить или обвиняли вас в убийстве невинных людей? Как вы встретились с вашей девушкой, которая перестала вам писать?". Я задал несколько вопросов, но они все являются вариантами одного: "Что было, когда вы вернулись?" Несколько вариантов вопроса позволяет начать интервью по-разному. Вопросы должны быть понятными и реалистичными, старайтесь избегать философии. Не спрашивайте о проблемах гуманизма в двадцатом столетии, лучше спросите, что пережил ваш собеседник, получив уведомление об увольнении с работы, проработав в одном месте сорок лет. Кроме этого, не придавайте большого значения последовательности вопросов, если вы не стремитесь к определенной цели. Окончательный порядок будет определяться в монтажной. Помните о том, что вы не просто хотите узнать отдельные факты, вам нужна цельная драматическая история. Поэтому собеседник должен передать детали пейзажа, вкуса, воспоминания, запаха, чувства. Как правило, хорошее интервью очень подробно. На вопрос: "Что значит быть ребенком во время войны?" собеседник может ответить: "Не слишком приятно. Нам много не хватало. Мой отец уехал, а потом увезли меня. Когда прилетали немецкие самолеты, мы бежали в укрытие.". Это вполне приемлемо, но не очень интересно. Приложив некоторые усилия и вдохновение, вы можете добиться следующего:

У нас не было вообще ничего. Ни конфет, ни мяса, ни яиц. Я даже не знал, как выглядит яйцо, потому что г нам давали порошок. Бананы я видел только в л фруктовых магазинах, они были сделаны из папье- *> маше. Мой отец сражался в Африке, а меня отправили на ферму к старику. Там было убежище, мы его называли "щель Моррисона", оно было похоже на стол, только из стали. Когда налетали немецкие самолеты, мы вшестером спали под этим столом, как сардины в банке.

Удобно начинать с простых вопросов и постепенно переходить к более сложным, эмоциональным. Разговор о разводе можно начать с вопросов о том, как супруги встретили друг друга, об отношении родителей, сложностях первых лет семейной жизни. В середине интервью можно перейти к более рискованным вопросам: "Расскажите мне о вечере, когда она сообщила о своем уходе". Самое сложное - определить границу, которую нельзя переходить, когда вы разговариваете о глубоко личном. Один из возможных выходов - с самого начала предупредить о том, что вы будете затрагивать интимные вопросы, если они будут слишком болезненными, собеседник может не отвечать на них. Серьезным и полезным приемом может стать молчание. Этот прием эффектно используется Рексом Блюмштейном, английским кинематографистом, который специализируется на фильмах о тюремной Жизни. Рекс брал интервью у убийц-одиночек, бандитов, других криминальных типов, от самого безобидного до самого дикого. Он заставляет их рассказывать совершенно потрясающие вещи, его главным °РУдием является молчание:

Я увидел старуху, лежащую в постели. Когда она отказалась дать мне деньги, я ударил ее кирпичом по голове. (Рекс сохраняет молчание на протяжении десяти-пятнадцати секунд, тогда преступник продолжает). В общем-то, она была похожа на мою мать, поэтому я сначала колебался, но потом она сказала: "Можешь сколько угодно называть себя мужчиной, на самом деле ты сопливый мальчишка", и тогда я ударил. В тот вечер я разбил себе кулаки о подругу, поэтому я взял кирпич.

Еще один кинематографист, который умеет молчать, - Кейт Девис. Ее фильм "Девичий разговор" ("Girl Talk"), снятый в 1988 году, повествует о судьбах трех девушек, которые покинули свой дом. Девис сумела наладить взаимопонимание с девушками, поэтому интервью выглядят свежими, личными. Интервью, талантливо взятые Дейвис, более походят на длинные монологи. В качестве примера я приведу отрывок из разговора с одной из девушек, Марс, которая рассказывает о своей жизни и работе в стриптиз-баре.

Он спросил, согласна ли я заехать к нашему общему приятелю, у которого он собирался взять немного кокаина. Я согласилась, и он спросил, хочу ли я зайти в квартиру вместе с ним... Он припарковал машину, мы поднялись наверх, там меня ждали шестеро его друзей. Они захотели заниматься со мной сексом. Я не помню, как они избивали меня. Я помню, что на четвертом или третьем из них потеряла сознание. Я пришла в себя на тропинке в парке, где по утрам бегает его жена, где они меня и оставили. Она посадила меня к себе в машину, привезла в гостиницу. Ее приятель был врач, он осмотрел меня. Она наняла мне сиделку и телохранителя. Через три недели я смогла открыть глаза. Они все еще были черными от кровоподтеков, но опухоль спала. Она спросила, нужен ли мне юрист. Я рассказала ей о моем сводном брате и о том, что когда мама обратилась в суд, ей сказали, что я сама виновата, потому что спровоцировала Майкла... и что нельзя возбуждать уголовное дело против звезды команды.

Когда включается камера, происходят странные вещи, даже если вы твердо знаете, чего хотите. Некоторые люди ведут себя скованно, а некоторые становятся красноречивыми и свободными. В последнем случае вам открываются возможности, о которых вы даже не мечтали. Если такая возможность интересна, развивайте ее. Ее свежесть и необычность с лихвой компенсирует проблему несоответствия исходным планам. Закончив съемку, спросите собеседника, не хочет ли он что-нибудь добавить, все ли было сказано. Сейчас он в хорошей форме: разогрет, примерно представляет себе фильм и может удивит вас неожиданной историей, анекдотом или наблюдением. Если вам кажется, что на какой-то вопрос он может ответить по-другому или более развернуто, чем в интервью, задайте этот вопрос снова. Однажды я брал интервью у Абба Эбана, министра иностранных дел Израиля, для фильма "Год решений" об израильско-арабском конфликте 1967 года. Я попросил его рассказать о заседании кабинета, на котором было принято решение начать военные действия. Первый дубль получился сухим, холодным и скучным. Тогда я попросил его вспомнить атмосферу тех дней, о том, что чувствовали люди, зная, что их решения, может быть, вполне оправданные в их глазах, обрекут на смерть десятки тысяч молодых людей. На этот раз все было великолепно: дубль получился живым, теплым, человечным.

Трудности

Хорошее интервью является визитной карточкой кинематографиста. Некоторые довели этот процесс до совершенства. Одним из лучших специалистов в Англии является Алан Викер (Alan Wicker). Его сериал "Мир Викера" шел по телевидению в течении нескольких лет. Викер - интеллектуальный, воспитанный и мягкий интервьюер в темном костюме, который может появиться в любом месте и задавать самые ужасные вопросы. Ему все сходило с рук, потому что вопросы были остроумны и содержательны. ме бы ни появлялся, он демонстрировал большую заинтересованность в собеседнике и предмете их разговора. Он умел мгновенно установить контакт, °безоруживая собеседника и заставляя его откровенно говорить на любую тему, от секса и наркотиков до беговых лошадей и яхт миллионеров. Викер в прямом смысле присутствовал в своем интервью, он мог сделать все что угодно: принять участие в охоте и спросить у заводчика собак, является ли °Хота на лис кровавым спортом, например. Характерная черта Викера - прямые и простые вопросы. Исходя из этого, Предупреждение первое: не умничайте. Многие интервьюеры думают, что они должны прежде всего продемонстрировать собственный интеллект и остроумие, поэтому они выпячивают свои познания в физике, которые сделали бы честь самому Эйнштейну. Это бесполезно и устанавливает стену между собеседником и вами.Предупреждение второе. Вопросы должны быть простыми, но не упрощенными. Беседуя об атомной бомбе, можно спросить: "Всем известно, что создание атомной бомбы повлекло огромные моральные и интеллектуальные проблемы. Но человечество сталкивалось с моральными дилеммами на протяжении всей своей истории. Учитывая качественный скачок зла, которое представляет Гитлер, военную мощь и влияние японского милитаризма, был ли Оппенхаймер прав с моральной и теологической точки зрения, развивая Манхэттенский проект?". Вы могли бы задать такой вопрос, мне удалось устоять против искушения. Это все большая глупость. Лучше всего спросить просто: "Каковы "за" и "против" создания атомной бомбы? Считаете ли вы, что наше отношение к атомному оружию с течением времени изменилось?".Предупреждение третье. Вопросы должны быть открытыми, не нацеленными на определенный ответ. Я начинаю злиться, когда на телевидении журналист начинает интервью вопросом "Согласны ли вы с моей точкой зрения, что..." или "Неправда ли, что Рузвельт был самым выдающимся политическим деятелем века?" Иногда у вас будет возникать желание спровоцировать своего собеседника, но это чревато неприятными последствиями, лучше не использовать эти приемы до тех пор, пока вы не наберете достаточный опыт.Предупреждение четвертое. Избегайте перебивать собеседника. Это один из наиболее часто встречающихся недостатков интервьюеров, который только подтверждает, что он не заинтересован в ответе. Кроме того, это сбивает темп беседы и мешает собеседнику самовыразиться.

Этика интервью

В дополнение к четырем предупреждениям я хотел бы коснуться философии или этики интервью. Речь идет о таких вопросах как чувствительность, непредвзятость, политика и пропаганда. В документальном фильме мы используем людей. Наше основное оправдание заключается в том, что мы используем их в высших целях: борьба с коррупцией, исправление зла, благотворительность и т.д. Во имя общественного благосостояния мы вторгаемся в личную жизнь других людей, выворачиваем наизнанку их души. Одновременно с этим мы используем человеческие жизни для зарабатывания денег, осознавая, что чем более экстравагантна и сенсационна наша история, тем эффектнее и дороже фильм. Может показаться, что я преувеличиваю, но одно интервью может изменить жизнь человека, оно может иметь последствия, которые будут сказываться длительный период времени, поэтому интервьюер должен осознавать свою ответственность. Приведу короткий пример. Вы берете интервью у рабочего на ферме и вытягиваете из него историю об ужасающем состоянии фермы. Взяв интервью, вы спокойно уезжаете в комфортабельный отель, через месяц фильм выходит на экраны и история становится известна широкой аудитории. Вас превозносят до небес как реформатора-революционера, великого борца за справедливость, а рабочий остается без заработка. Еще одна проблема, которую мы уже обсуждали: можно ли бередить старые раны и былую боль. Опять же, мы часто прикрываемся предлогом общественного блага, в действительности делаем это, сознавая, что боль и страдание - высший журналистский пилотаж. Зачастую главным вопросом становится не то, как снято интервью, а то, как оно использовано в фильме. На это можно ответить так: сняв интервью, режиссер имеет полное единоличное право использовать ответ или вырезать его. При использовании необходимо передать действительную суть высказывания даже в сжатом виде. Безусловно, что в фильме должен присутствовать полный портрет собеседника, а не серия разрозненных картинок. Однако иногда режиссер может попасть в зависимое положение. Это Случается, если собеседник сознательно или случайно использует его в своих политических или пропагандистских целях.

goldenrose.narod.ru