|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава 7. Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника. Взятие интервьюКак Брать интервью - 10 Проверенных Советов по Созданию Отличных Интервью Онлайн.Интервью с успешными людьми в вашей области это проверенное средство, чтобы повысить посещаемость вашего блога. Дело в том, что большинство блоггеров понятия не имеют, как правильно брать интервью. Чаще всего блоггер всего лишь в состоянии выжать какое-то подобие информации, поэтому опубликованные интервью часто наполнены «водой», а у пользователей нет желания даже бегло это прочесть, не говоря уже о том, чтобы и далее заходить на ваш сайт. Если вы хотите, чтобы опубликованные в вашем блоге интервью были действительно интересными, мы предлагаем вашему вниманию несколько полезных советов. Составляйте расписание и берите интервью в прямом эфиреЯ предполагаю, что более 90% всех интервью, которые опубликованы в Интернете, взяты посредством электронной почты. В связи с этим, как правило, возникают следующие проблемы. Иногда собеседнику не хватает способности красиво излагать свои мысли. Обычно он старается ответить на все вопросы как можно быстрее, при этом не вдаваясь в подробности, из-за чего создается общий эффект поверхностности. При этом, как правило, вы не имеете возможности задавать дополнительные вопросы, направленные на получение более детальной информации. Итак, если вы хотите, чтобы интервью получилось как можно более качественным – используйте Skype. Задавайте «умные» вопросыИнтервью напрямую зависит от тех вопросов, которые вы задаете. Если вы предпочитаете скучные, банальные вопросы, будьте готовы к однообразным ответам. Поймите, ни у кого нет времени на скучное повествование. Вот список самых популярных и при этом самых бесполезных вопросов:
А вот таким образом вы можете преобразовать эти банальные вопросы, сделав их более интеллектуальными и интересными для собеседника:
Чувствуете разницу? Благодаря грамотно поставленным вопросам вы сможете гораздо легче вовлечь собеседника в интересную беседу и сможете получить гораздо больше новой и ценной информации. Начните с общих тем – разговор о мелочахВ начале интервью начните ваш диалог с обсуждения общих тем – светской беседы, разговора о мелочах. Спросите этого человека, откуда он родом или же поговорите о его семье или о погоде (в данной ситуации подойдет любое клише). Это позволит вашему собеседнику почувствовать себя комфортнее в беседе с вами, позволит ему раскрыться, а вам, в свою очередь, получить как можно больше ценной информации. 4) Убедитесь, что собеседник знает, для какой аудитории читателей предназначено интервью Ваша основная цель – это получить наиболее ценные и конкретные рекомендации с учетом специфики читательской аудитории. Если ваш собеседник никогда не читал ваш блог (вероятнее всего, расклад будет именно таким), то вам необходимо максимально полно проинформировать его о круге ваших читателей, их среднем возрасте, типе личности, интересах и т.д. Обозначьте направленность интервьюПрежде чем начать интервью, ознакомьте собеседника с темой предстоящей беседы, с некоторыми вопросами или ключевыми моментами для того, чтобы он мог легче ориентироваться в этой беседе и мог давать более конкретные и структурированные ответы на ваши вопросы. Также расскажите собеседнику, насколько долгим планируется быть это интервью, а также обязательно сообщите, что вы будете вести запись вашего диалога с целью последующего размещения этой информации у себя в блоге. Самостоятельно найдите информацию о собеседникеПеред тем, как брать интервью, потратьте хотя бы час на изучение биографии вашего будущего собеседника. Просмотрите его блоги. Попробуйте выяснить, насколько этот человек активен в социальных сетях, и чем конкретно он занимается последнее время. Затем напишите 2-3 предложения, которые послужат введением к интервью, впоследствии опубликованному в вашем блоге. Расскажите, почему эта личность должна быть интересна читателям. Плюс ко всему, если вы попросите собеседника самостоятельно представиться, едва ли ваши читатели уловят, почему они должны читать историю именно этого человека, а не кого-либо другого. Прием «попугая»Всегда помните, что ваша цель не как можно чаще высказываться самому, а получить как можно больше информации именно из уст вашего собеседника. Одним из наиболее интересных приемов является прием «попугая». Выберите одно или два слова из произнесенного предложения и переспросите. Например, ваш собеседник говорит: «Я считаю, что своим успехом обязан оптимизации воронки продаж». Вы спрашиваете: «Воронки продаж?», и получаете ответ: «Да, наша воронка продаж представляет собой…» Каждый раз, когда хотите натолкнуть собеседника на мысль, или логически подвести к тому, чтобы рассказать о чем-то более подробно, вы можете использовать этот прием. Переходы между вопросамиЕдинственное время, когда вам необходимо произнести несколько фраз – это время между вопросами. Поставьте свой следующий вопрос в форме обобщения предыдущего ответа. В таком случае ответ на следующий вопрос будет связан с ответом на предыдущий, и интервью и будет иметь чёткую структуру. Вы поймете, что это легко, если приложите немного усилий. Хотели бы вы еще что-нибудь добавить?Этот волшебный вопрос стоит задать в конце вашего интервью. У вопроса, не хотел бы собеседник еще что-нибудь добавить, есть целых два преимущества: Во-первых, просто невозможно несколькими вопросами исчерпать тему для разговора. Поэтому вовремя предложенная собеседнику возможность высказаться самостоятельно предоставляет ему свободный выбор наиболее интересной темы и ее возможность ее более детальной подачи. Во-вторых, данная фраза негласно дает понять, что интервью подходит к концу, что наведет опрашиваемого на мысль сделать красивое заключение, и, возможно, это станет самыми ценными двумя минутами в вашем интервью. Это необъяснимо, но в большинстве случаев ответ будет именно таким: «Вы знаете, нет, мне кажется, мы успели обсудить так много, хотя я бы еще хотел добавить…» Поблагодарите собеседника и предоставьте читателям ссылку на сайт вашего собеседникаВ конце интервью обязательно поблагодарите опрашиваемого за то, что он нашел время поговорить с вами, обязательно напомните читателям его или ее имя и дайте ссылку на сайт этого человека для того, чтобы заинтересованные пользователи смогли найти больше информации. Также как и в начале интервью, не нужно просить собеседника дать адрес его сайта. Найдите этот адрес самостоятельно. Бонус: Что можно было бы улучшить?Наверняка вы не раз слышали о важности обратной связи. Так вот, сразу после окончания интервью, спросите собеседника, что ему понравилось в вашем интервью, а что не очень, что можно было бы улучшить. Они обязательно оценят ваш вопрос, и вы получите необходимую вам информацию. Безусловно, брать интервью вживую – гораздо более трудоёмкий процесс, но качественное интервью того стоит, поэтому если у вас есть такая возможность, подумайте над ней. Давайте вместе сделаем Интернет лучше. Здравствуйте, меня зовут Дмитрий и Azoogle.ru этой мой блогКак вы наверное заметили 🙂 я занимаюсь интернет маркетингом и всем что связано с увеличением продаж и прибыли. Я работаю с малым и средним бизнесом помогая им получать больше клиентов, делаю так чтобы клиенты покупали больше и чаще и таким образом добиваюсь значительного роста выручки и прибыли. Если вы занимаетесь законным бизнесом, любите свое дело и хотите расти то давайте обсудим как я могу вам помочь. www.azoogle.ru взять интервью - это... Что такое взять интервью? взять интервью взять интервьюпокатать на карандаше, проинтервьюировать Словарь русских синонимов. .
Смотреть что такое "взять интервью" в других словарях:
Книги
dic.academic.ru тактика журналиста и уловки собеседника. ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКАГлава 7. Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника Подготовка к интервью. Продумывание «на шаг вперед» и «ударный аспект». Способы создания конфликта в интервью. Приемы искусственной неясности. Проведение интервью двумя журналистами. Особенности интервью с 10 типами собеседников. По поводу подготовки журналиста к интервью существуют следующие рекомендации. Помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» - представить, какие ответы даст собеседник на эти вопросы и что после этого можно будет у него спросить. Следует заготавливать не просто вопросы, а «деревья» вопросов, возможные направления разговора, к которым нужно быть готовым. Иногда при подготовке к важным интервью журналист «репетирует» будущий разговор с коллегой, который играет роль собеседника. Заготовка журналиста может быть различной - от нескольких десятков полностью сформулированных вопросов до названий нескольких (или даже одной) тем, вокруг которых планируется вести разговор. Здесь все зависит от уровня владения материалом. В обязательном порядке нужно продумать лишь «ударный аспект» интервью - фразы собеседника, которые потом можно будет выпятить, чтобы «подороже продать» интервью читателям. Подобные фразы - провокационные утверждения, шокирующие выводы или интересные эпизоды - могут спонтанно родиться и в ходе интервью, однако полагаться «на авось» не стоит. Журналист всегда должен представлять, не какую информацию, а какие фразы собеседника ему нужно получить, и подводить разговор к этим фразам, провоцировать собеседника сказать эти слова. Если тема интервью недостаточно конфликтна, конфликт можно развить при помощи упрека, постановки собеседника в положение оправдывающегося. Для этого нужно искать противоречия во взглядах и в деятельности собеседника. Например, политика можно спросить, почему он поменял свои убеждения, бизнесмена - применима ли к нему поговорка, что в основе всякого крупного состояния находится преступление, а рок-звезду - почему он в своих песнях пропагандирует отказ от земных благ, а сам этими благами очень даже пользуется. Начинать интервью во многих пособиях по журналистике рекомендуется с «разогрева» собеседника - вопросов, которые позволят разговорить его, найти с ним точки соприкосновения. Это могут быть вопросы об искусстве (если стены комнаты интервьюируемого украшены картинами), о домашних животных (если известно, что у него они есть). Иногда это «наивные» вопросы о профессиональной деятельности собеседника. Например, придя на интервью к доктору в его кабинет, можно спросить, для чего нужен тот или иной медицинский прибор. Однако в некоторых случаях, наоборот, «разогревающих» вопросов нужно избегать. Если журналист приходит на интервью к очень занятому человеку, например к директору крупной компании, у которого день расписан по минутам и на общение с журналистом выделено строго полчаса, нужно сразу «брать быка за рога», переходить к сути дела. Вопросы «не по теме» вызовут лишь раздражение. Иногда может дойти до того, что разъяренный собеседник выставит журналиста за дверь, а затем позвонит в редакцию и попросит больше этого корреспондента к нему не присылать. В ходе разговора нужно не только слушать собеседника, но и «настраиваться» на него - пытаться понять, почему он именно так говорит, что он думает, как видит мир. Это поможет точнее формулировать вопросы, придавать разговору оптимальное направление. Еще один прием получения красочных, образных ответов - самому задавать образные вопросы. Журналист должен продумать и подготовить соответствующие метафоры. Иногда добиться ярких, развернутых ответов помогает упорное несогласие журналиста с доводами собеседника. Последний вынужден приводить все больше аргументов, все точнее проявлять свою позицию, раскрываясь и иногда говоря даже то, чего первоначально говорить не собирался. Заставить собеседника проговориться можно и с помощью приема «беременная пауза». Он заключается в том, чтобы по окончании ответа собеседника не спешить задать следующий вопрос, а немного помолчать. Собеседник воспримет молчание журналиста как указание на то, что он не полностью ответил на вопрос, что он должен еще что-то сказать. А так как все, что запланировал, он уже сказал, теперь у журналиста есть шанс услышать откровение. Некоторые собеседники обладают способностью «убалтывать» журналиста, своими длинными монотонными ответами вводить его в состояние, близкое к гипнотическому сну. Журналист теряет азарт борьбы, перестает следить за недосказанностью и противоречиями в ответах респондента и самое большее, на что оказывается способен, -это задать друг за другом заранее подготовленные вопросы. Потом, во время расшифровки беседы, незаданные дополнительные вопросы придут в голову, но время будет уже упущено. Чтобы «взбодриться», выйти из-под гипноза, журналисту достаточно сосредоточить взгляд на одной точке. Можно использовать в качестве такой «точки опоры» глаза собеседника. После «фокусировки» взгляд рассредоточивается, но журналист вновь собран и готов к ведению диалога. И еще одно замечание. По окончании разговора не спешите выключать диктофон. А если выключили - не спешите его убирать, а также прятать в сумку блокнот и ручку. Часто уже после беседы, провожая журналиста, собеседник делает важные признания. Или начинает рассказывать нечто гораздо более интересное, чем все, что было сказано ранее. Фактически у двери может состояться новое интервью, и в печать пойдет именно оно, а не то, которое было взято, сидя за столом. Описанные выше приемы применимы для интервью с неопытным либо доброжелательно настроенным собеседником. Профессиональные же ньюсмейкеры владеют различными приемами «создания искусственной неясности», которые могут свести на нет усилия журналиста по получению информации. Существует даже так называемая «манипулятивная риторика», которая учит не столько грамотно и доходчиво выражать свою мысль, сколько любыми путями продавливать в разговоре свою точку зрения безотносительно к тому, насколько эта точка зрения адекватна действительности. Поэтому журналист обязан знать приемы «создания искусственной неясности», а также уметь им противодействовать. Иначе собеседник введет в заблуждение его, а вместе с ним и читателей. Вот некоторые из этих приемов: неконкретные слова, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса. Прием «неконкретные слова» заключается в использовании терминов, под которыми каждый человек подразумевает что-то свое. Например, собеседник может сказать: «Мы выступаем за свободу и процветание». В этом случае нужно спросить, что именно он имеет в виду под словами «свобода» и «процветание». Если ответ будет вновь неконкретным, следуют уточняющие вопросы. Журналисту нужно добиваться, чтобы собеседник формулировал свои ответы в конкретных, однозначно понимаемых словах. Для этого существует прием «тележка», когда слова делятся на те, которые можно пощупать и положить в тележку, и те, которые нельзя. Примеры первых - компьютер, телефон, консервная банка. Примеры вторых - равенство, прогресс, демократия. Прием «упущение действующих лиц» - это ссылка на неких абстрактных людей, например утверждение: «Все сознательные граждане нас поддерживают». Журналисту нужно сразу же уточнить, кто именно поддерживает собеседника и почему собеседник так решил. Прием «связывание» предполагает соединение явлений, не имеющих отношения друг к другу, например: «В то время как депутаты сидят в Госдуме, дети шахтеров голодают». Этот прием часто используют для ухода от ответа на вопрос о причинах случившегося. Вместо разъяснения причин собеседник начинает говорить о целях, которые преследовались, либо называть сопутствующие обстоятельства, которые также причинами не являются. Журналисту надо иметь в виду, что различные благородные цели могут быть и вовсе придуманы задним числом для легитимизации неправедных действий. А отделить причины и сопутствующие обстоятельства поможет правило логики «после этого не значит вследствие этого». Например, если человек читал газету и в его комнате в этот момент перегорела лампочка, то из этого вовсе не следует, что лампочка перегорела из-за того, что человек читал газету. Или если в регионе после смены губернатора начался экономический рост, то действительной причиной роста может быть изменение рыночной конъюнктуры или открытие новых месторождений полезных ископаемых, а вовсе не назначение нового главы региона. Необходимо также отделять причину - то, что неминуемо вызвало событие, - от повода - того, что способствовало проявлению действий причины. Например, если ураган повалил все деревья в парке, значит, причина падения деревьев - ураган. Если же упали лишь некоторые деревья, а большинство устояло, значит, причина кроется в упавших деревьях (подгнивший ствол или слабые корни), а ураган послужил только поводом. Или, допустим, Иванов украл, и его посадили за воровство. Причина того, что Иванова посадили, - кража. Но если известно, что украл не только Иванов, но и Петров и Сидоров, а посадили за воровство одного Иванова, значит, причина ареста не кража. Надо искать то, что отличает Иванова от Петрова и Сидорова, и это и будет причиной, например то, что Петров и Сидоров - большие друзья Васечкина, а Иванов с Васечкиным поссорился. Кража в этом случае будет только поводом для того, чтобы покарать Иванова. «Неправомерное обобщение» - это использование слов «практически», «почти» и подобных им. Например, собеседник может утверждать, что долги по зарплате «практически выплачены», дедовщины в армии «практически нет». В результате создается иллюзия того, что проблема решена если не на 100, то на 90%, хотя в действительности все может быть совсем не так. Поэтому журналист должен всегда уточнять, что имеется в виду под словом «почти» - 90-процентное решение проблемы или же, к примеру, 20-процентное. Другой контрприем - самому обобщить еще больше, чтобы вынудить собеседника конкретизировать своей ответ. «Переформулирование» - это изменение собеседником формулировки вопроса на более удобную ему, чтобы затем ответить на этот новый вопрос вместо вопроса журналиста. Этот прием чаще используют на пресс-конференциях, а не в интервью «один на один». На пресс-конференции слово журналисту обычно дают только один раз, и настоять на ответе именно на заданный вопрос не удастся. В интервью же всегда есть возможность повторно задать вопрос и заставить собеседника либо ответить на него, либо признать, что он отказывается от ответа. Прием «ссылка на недопустимость вопроса» заключается в том, что вопрос журналиста объявляется неправомерным. Например, на вопрос о том, какие возможности были упущены из-за решения, когда-то принятого собеседником и оказавшегося ошибочным, может последовать ответ «История не знает сослагательного наклонения». В этом случае журналист может либо переформулировать вопрос и в дальнейшем задать его еще раз или несколько раз, либо сформулировать ответ и спросить у собеседника о его правильности, чтобы добиться хотя бы ответа «да» или «нет». Общее же правило задавания вопросов заключается в том, что интервью - это поединок, в котором собеседник всегда хочет предстать лучше, чем он есть на самом деле, тогда как задача журналиста - обнаружить его подлинную сущность. И как в поединке боксеров до цели доходит лишь незначительное количество ударов, так и в интервью далеко не на каждый вопрос будет получен точный, интересный и годный для публикации ответ. Чтобы добиться таких ответов, журналистам нередко приходится задавать множество вопросов об одном и том же, «бить в одну точку», пока собеседник не проговорится. На сложные интервью журналистам желательно ходить вдвоем. Как в парном теннисе один спортсмен действует впереди у сетки, а другой - позади у края площадки, так и в парном интервью один журналист работает на «переднем крае» - вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, чтобы получить как можно более полный ответ. Второй журналист в свою очередь контролирует ход интервью «в общем» -следит за бюджетом времени, за тем, чтобы были заданы все ключевые вопросы, затронуты все темы, управляет переходом от темы к теме в случае «застревания» разговора. Перед интервью желательно собрать максимум информации по теме беседы, чтобы собеседник не мог манипулировать фактами и цифрами. Собеседники этим нередко пользуются как в «мягкой» форме, называя подлинные факты и цифры, которые им выгодны, и опуская те, которые им невыгодны, так и в «жесткой», переходя на откровенное вранье. Например, чиновники Минобороны нередко утверждают, что в армию призывается лишь десятая часть российских юношей, тогда как в действительности на военную службу идет каждый третий. Подготовленный журналист их на неправде тут же поймает, неподготовленный будет ретранслировать эту ложь читателям либо уже после интервью жалеть, что не задал дополнительный вопрос и не вывел лгуна на чистую воду. Впрочем, критерий правды в интервью - это не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям. Иногда в тоне разговора и речевых оборотах содержится больше информации о собеседнике, чем в сказанных им словах. Одно из определений интервью как жанра гласит, что это «способ донесения до читателей ярких и волнующих высказываний интересного человека». И если собеседник врет или просто говорит глупости, порой целесообразно это вранье или глупости записывать и потом представлять читателям, чтобы они узнали, что представляет собой человек, занимающий высокий пост или являющийся звездой и любимцем публики. В заключение данной главы - особенности проведения интервью с 10 категориями собеседников, которые описал Михаэль Халлер. Эти категории: эксперты, свидетели, чиновники, «публика», «звезды», деятели искусства, политики, герои, маргиналы и обычные люди[11]. 1. Эксперты. В эту категорию входят ученые и высококвалифицированные специалисты. Главные требования к ним - компетентность и незаинтересованность. Человек, выступающий в роли эксперта, должен, с одной стороны, разбираться в предмете обсуждения, а с другой - быть безразличным по отношению к конкретной ситуации, которая явилась поводом для интервью. Если требование незаинтересованности не соблюдено, человек в роли эксперта выступить не может, так как вместо разъяснения ситуации будет заниматься пропагандой в пользу своей точки зрения. Интервью с экспертами следует ограничить предметом их ведения. Ни частная жизнь эксперта, ни его мнение по прочим вопросам читателей не интересует. В ходе интервью упор нужно делать на практических последствиях происходящего, на возможных альтернативах принятому решению, эффективность которого журналист ставит под сомнение. Общаться с экспертами, как правило, легко и интересно. Они очень разговорчивы и могут рассказать гораздо больше, чем вместит отведенная под интервью площадь в газете или журнале. Проблем, которые могут возникнуть в интервью с экспертами, две. Во-первых, они любят влезать в неважные и непонятные широкому кругу читателей детали и изъясняться на своем профессиональном сленге. В результате интервью может стать трудным для восприятия и пересыщенным терминами. Во-вторых, эксперты, особенно деятели науки, как правило, избегают однозначных ответов и конкретных формулировок. Вместо фразы «Это есть то» они скажут примерно следующее: «При определенных условиях и с учетом этих и тех факторов, а также при наличии таких-то обстоятельств и взаимосвязей не исключено, что это с некой вероятностью окажется то». Поэтому журналисту необходимо контролировать глубину интервью, требовать перевода терминов на обычный язык и бороться с расплывчатыми ответами при помощи вопросов типа: «Правильно ли я понимаю, что благодаря глобальному потеплению в Москве можно будет выращивать ананасы?» 2. Свидетели. Это участники или очевидцы события (как правило, чрезвычайного происшествия), но не главные действующие лица и не ответственные за случившееся. Цель интервью с ними - получить непосредственные и наполненные деталями впечатления. У свидетелей следует выспрашивать как можно больше деталей и эпизодов. При этом надо иметь в виду, что из-за особенностей восприятия свидетель всегда субъективен и целостную картину происходящего с его слов составить невозможно. В криминологии не раз проводились эксперименты, когда перед группой людей разыгрывали преступление, а потом просили детально описать, что произошло. Ответы оказывались совершенно различными и очень часто далекими от истины. Поэтому интервью со свидетелями обычно публикуется как дополнение к новости, причем в начале текста обязательно уточняется роль человека в событии. С другой стороны, интервью со свидетелем может открыть для читателей какой-либо необычный аспект события. Например, после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. или после цунами в ЮгоВосточной Азии 26 декабря 2004 г. многие издания публиковали интервью с очевидцами этих трагедий. 3. Чиновники. Цель интервью с ними - представить точку зрения тех, кто ответствен за происходящее (хотя бы частично). При возможности выбора из нескольких персонажей действует правило: чем высокопоставленнее собеседник, тем лучше. Типовые вопросы для интервью с чиновниками: «Почему приняли именно это решение? Какими мотивами руководствовались? Какими сведениями располагали? Каких сведений не хватало? В чем видели проблему? Как обосновываете свои действия? Были ли альтернативы? Если да, то какие?» Журналист должен стремиться поставить чиновника в положение оправдывающегося за то, что не все благополучно во вверенной ему сфере деятельности. Даже если чиновник на самом деле честный и ответственный человек, подобный «обвинительный уклон» в интервью пойдет собеседнику только на пользу, так как позволит высветить, что же он предпринял для решения существующих проблем. Поэтому к интервью с чиновниками следует очень усердно готовиться, собирать информацию, статистику, чтобы обосновывать свои упреки на документах. Если журналист не владеет материалом, чиновник может отговориться общими словами, привести те данные, которые характеризуют его работу с положительной стороны, и умолчать о тех, которые ему невыгодны. У чиновников нужно добиваться как можно более конкретных ответов, постоянно уточняя предмет вопроса, и ни в коем случае не давать собеседнику уйти в роль эксперта, то есть комментирующего то, за что он не отвечает. Между тем многие чиновники, давая интервью, только и стремятся к тому, чтобы поговорить с журналистом на «вечные» темы, например о патриотизме или о любви к детям, но при этом старательно уклоняются от ответов на вопросы о своей работе. 4. «Публика». Здесь имеются в виду короткие интервью с прохожими на улице или по случайно набранным номерам телефонов, чтобы собрать спектр мнений и настроений, с которыми читатели могли бы себя идентифицировать. Темы таких интервью -завершенные события и происходящие перемены, например недавно принятый закон или наступление весны. Персонажи интервью выступают в роли представителей населения, которые выражают свою реакцию и менталитет. Особенностью этого типа интервью является то, что ответы людей должны быть достаточно абстрактными, чтобы читатель мог распространить их на себя, и в то же время содержать конкретную информацию, чтобы за ней был виден именно этот человек. Поэтому в ходе беседы журналисты обычно задают 1-2 вопроса, касающиеся именно этого человека, и 2-3 общих вопроса, обращенные к нему как к представителю определенной социальной группы. 5. «Звезды». Интервью со «звездой» - это представление человека как объекта восхищения, почитания, презрения, ненависти. «Звезда» словно находится на сцене, и вопросы, как прожектора, высвечивают различные стороны личности собеседника. При этом очень редко «звезды» являются действительно гениальными или оригинальными людьми. Как правило, собеседник лишь удовлетворяет войеристские потребности публики, ее интерес к чужой личной жизни. Если другие типы собеседников обычно скрывают пикантные подробности своей личной жизни, то «звезда» может, наоборот, выпячивать их, зачастую изображая из себя даже более развратного человека, чем на самом деле. Задача журналиста в этом случае - не потакать самолюбованию «звезды», а стремиться очеловечить «гламурную» фигуру, которая пока что остается скрытой за сценическим образом. Обычно вопросы в интервью со «звездой» касаются желаний, надежд, разочарований. Можно поговорить о взаимоотношениях с любимым человеком, о детях, о родителях, о друзьях. О том, в чем человек видит свои сильные стороны и свои слабости, как ему живется, будучи «звездой». Пусть вспомнит детство, учебу в школе, первое выступление, людей, которым «звезда» благодарна. Можно поговорить об отношении «звезды» к высказанным в ее адрес оценкам других людей, прежде всего, негативным, о стереотипах, которые в массовом сознании по отношению к этой «звезде» существуют. Интервью должно протекать на стыке мифа и реальности, счастья и несчастья, бессмысленной светской болтовни и душевного стриптиза, самообожествления «звезды» и развенчивания журналистом ее культа. 6. Деятели искусства. К этому типу собеседников относятся создатели выдающихся художественных произведений, талантливые и при этом часто выделяющиеся своим поведением люди. Они интересны и сами по себе как личности, и как выразители общественных настроений, которые первыми понимают происходящее и могут передать это понимание другим. Следует иметь в виду, что деятели искусства часто сами не осознают, как происходит их творчество, откуда они черпают идеи и образы. Поэтому упор в интервью с ними следует делать на событиях из жизни собеседника и на его переживаниях, показывая читателю связь творца с его произведениями через рассказанные им истории и эпизоды из жизни. Вопросы в интервью с деятелем искусства прежде всего личные. О ситуациях, которые повлияли на выбор жизненного пути. О роли родителей. О мотивах творчества и источниках вдохновения. О типичном дне жизни персонажа. О том, что его радует или пугает. О примерах, которые связаны с жизненными целями и ценностями. О встречах и взаимоотношениях с другими выдающимися деятелями искусства. Чтобы собеседник раскрылся, восхищение необходимо чередовать с нарочитыми возражениями, вынуждая его таким образом отстаивать свою точку зрения и свое видение мира. 7. Политики. Эти собеседники сочетают в себе две роли - ответственного за происходящее и эксперта по отношению к действиям других лиц. Информационный повод для интервью с политиком обычно бывает задан ситуацией или проблемой. Собеседник лишь обосновывает свои решения и действия, излагает и уточняет свою точку зрения, рассказывает о своих намерениях, целях и интересах. Часто политики стремятся отделаться от журналиста общими пафосными фразами о том, что они за все хорошее и против всего плохого. Некоторые и вовсе могут в ответ на первый вопрос произнести получасовой ничего не значащий монолог, а потом заявить, что интервью закончено, так как отведенное на него время истекло. Поэтому журналисту следует, не смущаясь, вклиниваться в их речь, настаивая на конкретных ответах именно на те вопросы, с которыми пришел журналист. 8. Герои. Они интересны благодаря своим достижениям, например инвалиды, которые победили свою болезнь, предприниматели, которые создали с нуля фирму, ставшую лидером рынка. Такой человек играет роль экрана, на который другие люди проецируют свои желания и мечты. У героев нужно спрашивать о конкретных мыслях, ощущениях, действиях, тревогах и желаниях, которые были у них в процессе борьбы или работы. Нужно добывать истории из их жизни. И ни в коем случае нельзя вести экспертное интервью, добиваясь комментариев по вопросам, к которым лично они не имеют отношения. Также надо иметь в виду, что героям, в отличие, например, от профессиональных политиков, часто бывает трудно формулировать свои мысли. Здесь журналист должен прийти на помощь собеседнику, подсказывая ему возможные ответы. 9. Маргиналы. Это люди, вытолкнутые из общества, - бродяги, беспризорники, лица без определенных занятий, алкоголики, наркоманы, жители вокзалов, теплоцентралей и свалок. С ними лучше разговаривать без диктофона, так как они обычно много натерпелись от представителей власти, очень запуганы и с подозрением относятся к любому человеку не их круга. При беседе желательно записывать не только их ответы, но и свои вопросы, так как в подобной обстановке слова журналиста также получаются особенными, которые впоследствии не всегда вспомнятся в ходе работы над текстом. Если журналист не владеет стенографией, рекомендуется записывать из каждого ответа хотя бы по два слова, причем прилагательные в этом случае важнее существительных. Если нет возможности сразу записать слова собеседника, следует повторять их про себя, чтобы лучше запомнить. Потом при первой же возможности нужно перенести разговор на бумагу или надиктовать на диктофон. 10. Обычные люди. Собеседники здесь те же самые, что и в интервью с «публикой» (см. стр. 00), однако цель журналиста - не срез сиюминутных мнений, а гораздо более глубокое представление нашего современника. Поэтому если интервью с «публикой» ограничивается 3-4 вопросами, заданными в течение нескольких минут, то беседа с обычными людьми может включать в себя несколько десятков вопросов и длиться от получаса до нескольких часов. Тема подобных интервью - повседневность с ее нуждами, проблемами, надеждами и стремлением к счастью. На первом плане выступает функция, и лишь затем следует личность, то есть человек показывается прежде всего как сотрудник на какой-то работе, житель города, член семьи, лишь в последнюю очередь - как некто единственный и неповторимый. В словах собеседника важна не информация, а атмосфера, которую эти слова передают, мир, каким его человек видит. Сложность интервью с обычными людьми заключается в том, что многие из них не умеют переводить свои мысли в слова, и даже с помощью журналиста им делать это очень тяжело. Поэтому часто журналисты вместо интервью предпочитают про обычных людей писать в жанрах репортажа или портрета. Перед проведением интервью необходимо думать «на шаг вперед», то есть предугадывать возможные ответы собеседника и готовить дополнительные вопросы. Также полезно заготовить «ударный аспект» интервью - фразы, на которые нужно вывести собеседника и которые затем помогут продать интервью «подороже». «Разогрев» необходим, если собеседник неопытный, и излишен, если журналист имеет дело с собеседником, для которого раздача интервью - часть работы. Конфликт в интервью можно развить, если поставить собеседника в положение оправдывающегося. Добиться ярких ответов также помогают образные вопросы, возражения журналиста и прием «беременная пауза», когда журналист по окончании ответа не спешит задавать следующий вопрос, провоцируя собеседника на дополнительные высказывания. После завершения интервью не следует выключать и убирать диктофон, так как в этот момент собеседник может сказать нечто гораздо более интересное, чем то, что было сказано в ходе интервью. Если журналисты идут на интервью вдвоем, то один из них вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, а второй контролирует ход интервью «в общем». Критерий правды в интервью - не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям. К приемам «создания искусственной неясности», которые могут применять интервьюируемые, относятся использование неконкретных слов, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса. Поделитесь на страничкеСледующая глава > culture.wikireading.ru Как брать интервью у блогера5 шагов, которые необходимо знать, чтобы брать интервью правильно.
Чтобы развивать свой блог в лучшую сторону и делать его более интересным для людей, будет полезным разместить на нем интервью, взятое у человека, который уже добился своих целей и покорил интернет в своих интересах. Как брать интервью? Этот вопрос мучил и меня долгое время. Я читал статьи, спрашивал у людей, которые уже брали интервью, сам взял несколько интервью и сделал соответствующие выводы. В этой статье я хочу привести дельные советы для тех, кто поставил себе цель взять интервью у известных блогеров, и тем самым, не навредить своему ресурсу. Давайте начнем. Необходимо, чтобы материал интервью приносил пользу вашим посетителям. Если зайти на сайт, который обучает успешно зарабатывать, и увидеть на нем интервью человека, рассказывающего о том, как сделать самый вкусный гамбургер, ничего полезного не подчерпнешь. «Зачем мне вкусный гамбургер, если у меня нету денег, чтобы купить к нему компоненты?» Первая цель нашего интервью — польза для наших читателей. Не стоит брать интервью пользуясь мыслью — «Я просто хочу взять интервью» — это не правильно и ничего полезного не даст. Давайте приступим! Что нам необходимо, чтобы качественно брать интервью? Первое: Определить свою цель. Необходимо определиться с целью взятия интервью. Оно должно быть информативным и полезным,как для Вас, так и для Ваших читателей. Возьмем, для примера, за цель, научиться делать красивые обложки для информационных продуктов. Интервью надо брать у того, кто уже выпустил ряд своих продуктов и самостоятельно создал для них обложки. Такая информация будет действительно полезной, и Ваши читатели будут Вам бесконечно благодарны. Второе: Узнать информацию.
Допустим, с целью мы определились и уже нашли блогера, у которого можно взять полезную информацию. Теперь необходимо узнать как можно больше информации об этом человеке. Заходим в поисковик(«Google» или «Yandex») и вбиваем в строку поиска его имя и фамилию, имя его ресурса. Изучаем все, что нам необходимо. Исходя из полученой информации, мы будем составлять ряд своих вопросов для интервью. Возможно, этот человек уже давал интервью, — это следует учесть, чтобы не повторяться. Не следует задавать те вопросы, на которые он уже отвечал. Ответ будет не продуктивным и, наверняка, не даст нужного результата. Третье: Связаться с блогером. Не стоит звонить на телефон или скайп блогеру. Напишите письмо. Ваши слова он может не расслышать, а переспрашивать неудобно. Он может находиться в неудобной, для звонка, обстановке(шумно, много людей, общественный транспорт, желание побыстрее закончить телефонный разговор, так как мало времени). В письме необходимо сообшить, кто вы, откуда, с какой целью пишите письмо. [stextbox image="null"] Тема сообщения: Хочу взять у Вас интервью. Текст: Здравствуйте Иван Петров! Мое имя Юрий Гальмаков. Я создатель и автор проекта «Город Копирйтинга»(http://kopitext.ru). У меня есть огромное желание взять у Вас интервью, так как Вы имеете большой опыт в области инфобизнеса и уже достигли внушительных успехов. Ваши ответы на мои вопросы будут очень полезны, как для меня, так и для моих читателей. Кроме того, я буду рад сделать рекламу на вас в виде статьи-интервью. Если Вы согласны дать интервью для публикации на моем сайте, я приготовлю для Вас ряд вопросов в письменном виде. Вы сможете ответить любым, удобным для вас, способом. Это может быть письмо или общение через скайп, в живую. С уважением, Юрий Гальмаков. [/stextbox]
Я бы написал примерно так. У каждого могут быть свои варианты и дополнения. Четвертое: Он согласен! Если Вы получили положительный ответ, обязательно отправьте письмо с благодарностью и сообщите о том, что в скором времени пришлете свои вопросы. После этого можете приступать к составлению плана интервью. Если ответ был отрицательным, не огорчайтесь. Возьмете интевью у другого блогера. Главное не грубите тому, кто отказал. Жизнь — штука не предсказуемая. Связи портить не стоит. Вопросы необходимо отправлять даже в том случае, если общение в интервью запланировано через скайп. Ответчик тоже должен подготовиться, чтобы не выглядеть глупо перед слушателями, и чтобы не пришлось перезаписывать интервью несколько раз. Попросите у блогера пару фотографий, которые он хотел бы разместить в своем интервью. Мало кто откажется от этого, для блогера это плюс к популярности. Вопросы должны быть интересными. Блогер должен получать удовольствие отвечая на вопросы. Составляйте вопросы так, чтобы он чувствовал, что в ответах нуждаются миллионы людей. Пятое: Выкладываем интервью. Ответы получены. Выкладываем текст на сайт. Чтобы не было путаницы, вопросы сделайте одним цветом, ответы другим. Чтобы брать интервью, не надо изучать энциклопедии. Все гораздо проще.
Если Вы берете интервью через скайп в виде аудио, необходимо сделать следующее: [stextbox image="null"] 1. Поздоровайтесь со своими слушателями, затем с ответчиком. Расскажите немного о нем. 2. Попросите ответчика рассказать о себе, чтобы слушатели поняли, кто он и чем занимается. 3. Теперь можно начинать беседу. Задавайте свои вопросы. 4. В заключение, поблагодарите ответчика за участие в интервью. Попросите дать несколько советов слушателям. Еще раз поблагодарите. Пожелайте удачи и дальнейшего развития. Попрощайтесь. [/stextbox]
Ну, вот и все! У каждого свои методы взятия интервью. Можете попробовать что-то добавить. Такое дополнение будет только плюсом. Главное — чтобы интервью было максимально интересным. Думаю, теперь Вы знаете, как правильно брать интервью. Я желаю Вам удачи и максимального продвижения. kopitext.ru Как и у кого брать интервью?В сравнении с другими блогами специализирующимися именно на интервью я можно сказать «соплячок» — всего 7 интервью за год. А учитывая полезность таких бесед как для интервьюируемого, так и для интервьюирующего этого слишком мало. И дело вовсе не в лени и даже не в неопытности, дело в последующем эффекте от взятого интервью. Часто встречаются интервью, которые берутся пачками, публикуются чуть ли не каждую неделю. Вопросы в этих интервью стандартные, скучные, собственно и ответы на них даются соответствующие. Но мы то знаем, что посетитель приходит почитать что-то интересное и полезное — интервью не должно быть исключением. Понятное дело есть плюсы (и возможно блоги, подобные тем, что упомянул выше, исходят именно из этих плюсов) ради которых можно «клепать» интервью одно за другим. Сюда можно отнести получение ссылки и немного пиара — интервьюируемые не редко дают ссылку на взятое у него интервью в своем блоге, twitter’е и др. социальных сетях, а также предлагают почитать его своим друзьям и знакомым, скидывая линк по e-mail. Но я для себя решил — эти плюсы (иногда вполне приличные) ничто по сравнению с получаемыми минусами. Главным минусом является разочарование посетителей, подписчиков и как следствие — потеря их. Вам интересно читать в блогах интервью взятые-перевзятые блоггерами друг у друга 100500 раз с одними и теми же вопросами? Мне нет. Я не читаю их, я не комментирую их, я не делюсь ими в своих соц.сетях. Именно поэтому у меня так мало интервью. Я стремлюсь взять его у человека известного в блогосфере. Человека, который работает в той же сфере, что и мы. Который может дать что-то полезное. Сегодня я бы хотел поделиться с Вами своей техникой интервьюирования. Надеюсь Вы почерпнете что-то полезное из этой статьи. У кого брать интервьюПрежде чем понять как надо брать интервью, давайте определимся с тем, у кого его взять. Да, с этого и начнем. У кого? Речь не о конкретных кандидатурах, а общих принципах. Самое главное в отборе кандидатуры (как мне кажется) — это его «полезность». Он обязательно должен нести какую-то пользу Вашим читателям. Простой набор вопросов с простым набором ответов, не несущими никакой смысловой и полезной нагрузки вскоре наскучат посетителям и они перестанут реагировать на слово «интервью» в заголовке. Из вышесказанного следует, что он обязательно должен соответствовать теме Вашего блога. Если мой блог о создании и продвижении сайтов в любых проявлениях этих понятий, то и люди у которых беру интервью вращаются в этих темах. Seo специалисты, вебмастера, кулинары и т.п. Также важным я считаю такой показатель, как известность. Он должен быть известен посетителям Вашего блога или работать в известном проекте (компании и т.д.), во всяком случае это очень желательно. Неизвестная личность не вызывает интереса. Лучше взять одно интервью у известной в определенных кругах личности, нежели десять у малоизвестных или неизвестных вовсе. В дополнение к предыдущему абзацу можно упомянуть уровень интервьюируемого. Интервью должен давать человек более опытный в какой-либо теме, чем сами читатели. Только так он может дать что-то полезное. Конечно о том, как он расслабляется и занимается ли он спортом читать интересно (иногда :)), но полезности такие вопросы-ответы особой не несут. КонтактПосле того, как нашли подходящую кандидатуру выходим с ним (ней) на связь. Это довольно ответственный момент. От Вашего письма с предложением об интервью зависит очень многое. Я говорю не только о согласии или не согласии на интервью. Первый контакт с «клиентом» может оказать влияние на его отношение к еще не состоявшемуся интервью. Можно конечно написать: Здравствуйте! Я бы хотел взять у вас интервью для блога pervushin.com. С уважением, С.В. Первушин. И с 99% вероятностью я получу отказ. Человек должен знать, что я обращаюсь к нему не просто так, что я знаю кто он, что у меня дело именно к нему. Потому такой вариант письма, будет более эффективен: Здравствуйте, Александр! Меня зовут Сергей, я автор блога pervushin.com. Я уже довольно продолжительное время читаю Ваш блог, Ваши записи не раз выручали меня. Александр, мне очень интересна тема продвижения сайтов о которой Вы пишете, уверен, она также интересна читателям моего блога. Не могли бы Вы уделить некоторое время и ответить на вопросы, т.е. дать интервью для pervushin.com. В случае согласия я сформирую небольшой список вопросов и пришлю его в текстовом файле по e-mail. чтобы Вы могли ответить в любое удобное для Вас время. Благодарю за ранее. С Уважением, С.В. Первушин. С таким письмом вероятность согласия возрастает в разы. Кроме того, тот самый «Александр» скорее всего охотнее, с некоторым удовольствием будет отвечать на заданные вопросы. Формирование вопросовУра! Тот самый «Александр» согласился на интервью, пришло время задать вопросы. Еще один важный этап — формирование вопросов. В сети имеются файлы с большим набором вопросов, можете скачать его и моментально сформировать список. Но это вариант не из лучших. Мы же хотим ударить точно в цель, потому нам нужны вопросы цепляющие интервьюируемого. Зацепим его — зацепим читателя. Первым делом необходимо изучить личность. Для этого посещаем его сайт — изучаем посты (на какие темы пишет чаще), страницу «о себе» (об авторе и т.д.). Неплохо бы изучить уже имеющиеся в сети интервью с ним. Для этого в поисковике забиваем «имя фамилия ник сайт интервью». В изучаемых интервью отмечаем вопросы, ответы на которые получились наиболее расширенными. Возможно эта область наиболее интересна «собеседнику», а значит и Вам стоит копнуть в том же направлении (я не говорю о тупом копировании вопросов из какого-либо интервью). Не стоит задавать большое количество вопросов. Ни у кого нет времени писать Вам хренову тучу контента бесплатно. И это еще один стимул к грамотному формированию вопросов. Например, не стоит просить человека «рассказать о себе», тем более если в сети с этим пользователем большое количество интервью. У Вас станет на одну попытку (один вопрос) раскрыть человека меньше. Лучше расскажите о нем сами во вступительной части интервью. После того, как вопросы сформированы и перепроверены на корректность и отсутствие ошибок — отправляем их. Второй контакт также важен, как и первый. Прикладываем к письму файл с вопросами и обязательно благодарим за уделяемое время. В этом же письме необходимо попросить дать наиболее развернутые ответы, страшного в этом ничего нет. А также стоит спросить, не будет ли он против ответить на дополнительные вопросы, если таковые появятся после прочтения ответов на уже имеющиеся. Такие вопросы могут придать «живости» Вашей беседе, как будто Вы реально сидели за литрой коньяка чашечкой чая. ПубликацияПосле получения ответов приступаем к публикации. Думаю Вы понимаете, что вносить какие-либо изменения в ответы нельзя, даже если что-то Вам не нравится или Вы заметили ошибку. Отличным способом поблагодарить Вашего собеседника будет расстановка открытых прямых ссылок на его сайты, он это оценит и очень даже возможно последует ответная реакция ;). После того, как интервью опубликовано, обязательно отправьте ссылку на него интервьюируемому. Уверен, он будет счастлив от работы с Вами! Вот примерно как-то так. Удачи Вам друзья и приятных бесед! Сладкое на сегодня: прикольный ролик, детки зажигают на роликах. Наслаждайтесь. Читаем дальше:5 на запись "Интересное и полезное интервью: как брать?" pervushin.com Как писать интервью: примеры и суть жанраЗагрузка ...Недавно брал интервью у бывшего журналиста. Посмотрите как это выглядит. Здравствуйте, коллеги. Привет, друзья. Хотите узнать, что думают знаменитые копирайтеры о везении на хорошие заказы? Интересуетесь, работают ли они по ночам и делают ли ошибки в текстах? Есть ли у них ученики и кого они считают своими учителями? Нет, я вам это рассказывать не буду. Но поделюсь секретом, как это все узнать. Другими словами – как писать интервью, если ты не журналист. Со времени появления СМИ этот вид статей всегда пользовался особой популярностью среди людей. Логично, что лучше от человека лично узнать подробности, чем читать перефразированные кем-то мысли. Из офлайновых СМИ этот вид журналистики перекочевал в интернет. Теперь на сайтах и блогах все чаще встречаются интервью со звездами спорта, эстрады, лидерами отечественного бизнеса и не только с ними. Всемирная паутина стерла не только географические границы. Отличное изобретение – социальные сети. С их помощью мы можем написать любому интересующему нас человеку, задать ему вопросы, и получить ответы. Правда, это будет зависеть от того, насколько животрепещущие вопросы вы зададите. Но об этом чуть позже. Немного теорииИнтервью относится к информационному жанру журналистики. Работа над ним выстраивается по незамысловатой схеме: Подготовка к опросу, как и любая серьезная работа, начинается с постановки цели. Вот только цель здесь нужно ставить такую, которая бы отвечала интересам постоянных читателей. В copirayter.ru
goldenrose.narod.ru
|