Самые известные страны-банкроты. Банкротство государства


Государственное банкротство

Государственное банкротство

Несостоятельностью к выплате задолженности или банкротством называют признанную уполномоченными государственными органами неспособность должника, которым может быть гражданин, организация, или государство удовлетворения в окончательном полном объеме требований кредиторов по финансовым или денежным обязательствам к исполнению обязанности по уплатам обязательных признанных государством отчислений и платежей.

 

Описание проблемы

 

Термин «государственное банкротство» также может приниматься процедура, применение которой происходит к должнику. Она может быть направлена на осуществление оценки его экономического и финансового положения, выработку и осуществление мер по унификации финансового статуса должника. А в случае, когда использование подобных мер будет признано как нецелесообразное или невозможное, заменено наиболее равным и справедливым удовлетворением интереса всех кредиторов неплатежеспособного должника. Насколько эта процедура работает сегодня, хорошо известно среди представителей малого и среднего бизнеса под названием планового банкротства. Мировой практикой предусматривается применение широко известных процедур несостоятельности, предусмотренных для юридических, и физических организаций и лиц.

 

Особенности отечественной процедуры банкротства

На чем основывается начало процедуры государственного банкротства? Прежде всего, наше отечественное законодательство признает должника банкротом только через уполномоченный законом орган, способный принимать районный, областной или арбитражный суд. Российская правовая наука признает институт несостоятельности или как его принимает европейская правовая практика как банкротство, к отрасли юриспруденции предпринимательского права и развития бизнеса. На сегодняшний день далеко не всем известная в советские времена процедура становится вновь восстановленным правовым институтом, известным в международной практике многие сотни и даже тысячи лет. Насколько он эффективен доказала мировая практика. В начале перехода на рыночные рельсы развития производства и рыночные отношения государственное банкротство было достаточно распространенной процедурой. Но в те сравнительно недавние времена механизм перехода в статус банкрота был достаточно сложен, и каждое предприятие старалось использовать эту процедуру на собственное усмотрение.

 

Законодательные основы банкротства

 

Принципы несостоятельности предприятий оговорены отечественным законодательством и подзаконными актами нашего государства. В Законе Российской Федерации «О несостоятельности или банкротстве» от 26 октября 2002года № 127-ФЗ этот термин принимается признанный арбитражным судом статус неспособности должника, банкрота в полном объеме удовлетворять все требования одного или совокупных в своем согласии кредиторов по финансовым, имущественным и денежным обязательствам и исполнять обязанности по оплате всех оговоренных законом обязательных платежей. В нашем отечественном законодательном поле признаками банкротства всех без исключения должников могут являться:

• Нарушение или принцип невыполнения требований совокупных кредиторов в срок три месяца со дня вступления в действие сроков их реализации или исполнения.

• Основные задачи проведения несостоятельности и процедуры банкротства. Ими могут явиться возвращение долгов кредиторам восстановление условия, необходимого для продолжения физическим или юридическим лицом его настоящего бизнеса.

Профессиональное ведение процедур государственного банкротства организаций названных должниками занимаются арбитражные или так называемые распорядительные управляющие, которые назначены назначенные арбитражными или третейскими судами. Условия деятельности назначаемого распорядителя или управляющего достаточно необходимы. Они требуются для того, чтобы скоординировать при участии роли арбитражного суда весь объем хозяйственной деятельности долго держателя. Это производится в целях максимально возможного удовлетворения и решения вопросов по требованиям кредитора или совета кредиторов за счет полного или частичного выставления на реализацию имущества и средств должника.

 

История института банкротства в России

Первая из дошедших из глубины времен до нас норма, регулировавшая на Руси статус несостоятельности или неплатежеспособности должника, относится к временам Русской Правды. Это XI век, когда уже в те темные на наш взгляд времена, содержались правила персональной и совокупной ответственности долгодержателя. Кроме этого рассматривался вопрос продажи в неоплатное рабство виноватого должника и тогдашней реструктуризации имеющейся на определенной период задолженности при статусе невиновного в процедуре банкротства. В Русской Правде закладывается основа современного института установления очередности в удовлетворении требований. Развитие торговых и промышленных отношений привело к тому, что это стало приводить к условиям необходимости закрепить правила работы с неплатежеспособными несостоятельными должниками в документальных актах с более конкретными условиями. Наиболее известными становятся Договора князя Мстислава Давидовича с городом Рига, Готландом и германскими городами тринадцатого века, договор Новгорода с европейскими городами. Контракт поруки был известен в России еще в XVIII веке, как и условия Банкротского устава 1740 года. В течение длительного времени для проведения дела о несостоятельности использовался иностранный вердикт и законный акт, отдельные принципы рассматривались в рамках обычаев деловых отношений и оборотов того времени. Уже в 1800 году выработан новый Устав о банкротах. Именно здесь получило новое применение подходов к государственному банкротству. Здесь представлялась ответственность за несостоятельность купеческого сословия и о вступлении дворянского сословия в обязательства, и несостоятельность этих категорий лиц. Так впервые российская законодательная практика на государственном уровне в правовом поле ввела разделение регулирования двух видов государственного банкротства, связанного с ведением индивидуальной или коллективной предпринимательской деятельности. Как это называлось в истории - «торговая несостоятельность». Основной трактовкой было тот, кто не может заплатить, тот «не сможет сполна оплатить свои долги» Часть I, § 1 Устава. И сегодня эта формулировка остается актуальной нашего текущего состояния банкротства предприятий и организаций.

 

Принципы признания несостоятельности

Прежде всего, чтобы субъект предпринимательской деятельности был признан на государственном уровне банкротом или неплатежеспособным, требуется комплекс следующих оснований:

• Наличие собственного признания или подтверждение документального государственного банкротства в суде или вне зала суда с предоставлением подтверждающих документов в суд.

• Зафиксированные систематические уклонения должников от повестки о явке в судебные инстанции по предъявленному иску и приложенным документам.

• Оформленная и фиксированная фактическая неспособность к исполнению всех основных и сопутствующих решений судебный инстанций о взысканиях требуемой задолженности в срок до тридцати дней.

Следует отметить, что все позиции соответствуют не только современным правовым нормам, но и к разнообразным принципам римского права. Отдельной категорией считались долги церкви или приходу, которые взымались имуществом должника, а его жена и дети, оставшиеся без кормильца, становились послушниками монастыря в ближайшем уезде

.

Уровни и признаки государственного банкротства

На сегодняшний день институт банкротства имеет значительную государственную поддержку и регулируется несколькими законами и подзаконными актами. Это, прежде всего регламентный документ, федеральный закон, зарегистрированный 26 октября 2002 года за номером 127-ФЗ и имеющий название «О несостоятельности (банкротстве)» Закон распространен на все без исключения юридические лица, физические лица - граждан, индивидуальных частных предпринимателей, куда не входят кредитные организации. Эти финансовые кредитные организации подают заявление о банкротстве согласно с законом о несостоятельности или банкротстве кредитных союзов и организаций.

 

alt="Государственное банкротство"Признаки банкротства могут быть различными. Возбуждение дела о государственном банкротстве требует, чтобы должники или государственный банкрот, являющееся юридическим лицом, обладало всеми признаками реального фактического банкрота. Для юридического лица основным признаком является исключительно неудовлетворение кредиторских обязательств в течение срока до трёх месяцев. Сумма обязательства перед кредиторами, несмотря на тип организации и собственности должны быть подтверждена в сумме несколько больше 100 000 единиц национальной валюты. Процесс банкротства начинают подачей в арбитражный суд искового заявления о признании юридического лица в роли банкрота. Заявление подается самим кредитором, его уполномоченным органом, собственно должником.

Несостоятельностью субъекта хозяйствования могут признать следующие моменты:

• Несчастная, то есть не по собственной инициативе или принципам вины, а как последствие непредвиденного обстоятельства, то есть форс мажор. Это могут быть стихийное бедствие, военные действия, признаки или действия политической нестабильности общества, кризисные условия в стране, общий спад экономики и производства, банкротство своих заимопринимателей и должников, прочие факторы.

• Ложная или корыстная, возникшая в результате согласованного, предумышленного сокрытия собственности или своего имущества в целях избегания оплаты долгов иным кредиторам;

• Неосторожная или возникшая как следствия неэффективного менеджмента или работы персонала, осуществления непрочитанных и весьма рискованных финансовых операций.

Государственное обеспечение первого случая банкротства осуществляется по принципам, разработанным для выхода из любо кризисной ситуации. Совершение злоумышленного банкротства является уголовно наказуемым событием. На сегодня наиболее распространена несостоятельность третьего вида. Неплатежеспособность по неосторожности проявляется в течение длительного промежутка времени, системно, являясь последствием неаккуратного и непродуманного ведения хозяйственной деятельности. Предупреждение государственного банкротства осуществляется путем систематического проведения анализа финансового состояния, который позволяет обнаруживать наличие «болевых» точек и принимать конкретные меры оздоровлению финансового состояния и экономики фирмы или предприятия.

 

Дальнейшие процедуры по банкроту

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.

 

В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно. Право на обращение в суд с исковым заявлением о начале процедуры ликвидации и государственное банкротство имеется в двух случаях.

1. Должники, совет кредиторов или органы прокурорского надзора могут обратиться в суд при несоответственном исполнении выданных ранее обязательств по денежным суммам в наличности или векселям.

2. Собственно сам должник, прокуратура, органы налогового контроля и иные государственные уполномоченные структуры или органы могут подать заявление в суд арбитражной инстанции, когда произошло неисполнение обязанностей по уплате обязательно оговоренных государством платежей.

Таким образом, признанное государственное банкротство включает в себя досудебную санацию, мировое соглашение, долговое финансовое наблюдение, инструмент внешнего управления под судебными санкциями, а также завершающий момент – развитие конкурсного производства. В рамках превентивных мероприятий предусматривается предоставление финансовой помощи в размерах, достаточных для погашения всех финансовых обязательств, обязательного объема платежей и быстрейшего восстановления достаточной платежеспособности.

utmagazine.ru

Самые известные страны-банкроты

За последние 200 лет незавидный статус банкрота получило как минимум 83 государства, и не единожды

Страны-банкроты Фото: www.ipukr.com

14 ноября 2002 года Аргентина объявила дефолт по кредитам Всемирного банка. К такому положению дел страну привел затяжной экономический кризис и банкротство в 2001 году. С тех пор банкротства коснулись многих государств. Редакция PaySpace Magazine предлагает вспомнить страны-банкроты, в которых дефолт состоялся совсем недавно.

Страны-банкроты последних десятилетий

828x315--1BR6684

Дважды в 21 веке и 8 раз за всю историю – именно столько раз Аргентина не смогла справиться со своими долговыми обязательствам. Наиболее сильно по стране ударил дефолт 2001 года, который спровоцировал смену правительств и беспорядки в стране. Последний раз страна не выполнила внешние обязательства в 2014 году

Сегодня Аргентина снова находится на грани банкротства. Государственный долг превышает 49,5% ВВП.

страны-банкроты

Греция – одна из последних стран, которая объявила себя банкротом. 1 июля 2015 года правительство не выплатило МВФ 1,54 млрд евро. Однако это далеко не первый подобный  случай в истории страны. Если не учитывать невыполненные обязательства со времен Античности, после обретения независимости в Греции произошло пять дефолтов. Сейчас госдолг страны достигает 172.7% от ВВП.

страны-банкроты

Южная Америка богата странами банкротами. Кроме Аргентины, еще 11 государствам региона не удалось избежать банкротств. А некоторые даже стали мировыми лидерами в этом антирейтинге. Венесуэла (а также Перу и Эквадор) за всю свою историю становилась банкротом 10 раз. Последний раз правительство не справилось со своими обязательствами в 2014 году. Сегодня страна тоже находится на грани банкротства. Государственный долг составляет 39,6% от ВВП.

 

страны-банкроты

К 2008 году банковская система Исландии имела задолженность, которая была равна 10 ВВП. В стране обанкротилось три частных банка, началась депрессия и  экономика сократилась на 10% в течение следующих двух лет. Решением общенародного референдума страна отказалась выплачивать внешние долги. С 2011 года экономика страны растёт. Тем не менее, госдолг страны равен 67,6% ВВП.

 

страны-банкроты

В 1998 году на фоне экономического кризиса в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Это было самое масштабное банкротство за всю историю страны. Из $17 млрд долга перед МВФ страна смогла вернуть только $10 млрд.

Сегодня госдолг России равен 17,7% ВВП.

Эксперты отмечают, что стран, ни разу не объявлявших дефолт по внешнему долгу, мало. В их числе США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, скандинавские страны и Бельгия, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ — 5 геополитических событий, из-за которых исчезли десятки валют

psm7.com

Государственное банкротство

Государственное банкротство

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО (англ. state bankruptcy) - форма проявления кризиса гос-ных финансов, состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги (как внешние, так и внутренние) или проценты по ним в полном объеме или частично вообще либо на определенное время.

Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.

Отличие Г.б. от банкротства организации или гражданина состоит, в частности, в том, что в первом случае не могут быть применены в силу закона правовые механизмы и последствия, которые предусмотрены законодательством для процедур банкротства организаций и частных лиц. При Г.б., выразившемся в неспособности государства платить по внешним долгам, применяются нормы международного права. Так, иностранные государства-кредиторы могут при помощи репрессивных мер принудить государство-банкрота к подчинению иностранному гос-ному контролю.

В средние века, когда не было четкой грани между долгами монарха и долгами государства, Г.б. объявлялось весьма часто и являлось ничем иным, как банкротством монарха, защищенным от судебного преследования его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов - армией. Многие государства до конца XVIII - начала XIX в. (напр., Франция, Испания, Австрия и др.) находились в состоянии хронического банкротства. Для оправдания и мотивации банкротства ссылались или на фактическую невозможность платежа, или на мотивы религиозного либо морального свойства. Примером частичного Г.б. в новейшей истории является отказ РФ от платежей иностранным кредиторам в 1998 г. См. также Дефолт.

pravoteka.ru

Банкротство страны это | Юридический портал

Я тебя породил: банкротство барнаульского актива «Изумрудной страны» может оказаться преднамеренным

Главная Лента новостей

Временный управляющий ОАО «Барнаульский дрожжевой завод» Елена Прозорова считает банкротство предприятия преднамеренным. Дрожжевой завод входит в структуру холдинга «Изумрудная страна». а формальным инициатором банкротства стало ООО ТД «Изумрудный». Не исключено, что скандальная группа компаний причастна к разорению собственного актива.

Банкротство страны это

Долги Украины перед внешними и внутренними кредиторами в общей сложности уже почти в пять с половиной раз превышают размер золотовалютных запасов страны. Без новых кредитов мы не то что рассчитаться с ними не в состоянии, мы свои займы даже обслужить уже не сможем. Без очередного транша МВФ репутация страны на финансовом рынке «обанкротится». И в прямом, и в переносном смысле.

Недели полторы назад миссия МВФ закончила «аудит» украинских реформ, оценила готовность нашего правительства к конструктивному диалогу и покинула страну, не обещая, как ранее, вернуться.

Банкротство ахметовской энергетики обвалит всю страну

По некоторым данным, общая сумма долгов ДТЭК перед иностранными кредиторами превышает 3 млрд долларов, а сам этот актив уже два года подряд является убыточным.

Впрочем, на официальном сайте фирмы этой информации нет. Только недавно, в марте 2018 года, на сайте появился отчет за 2014 год, представляющий собой скорее рекламный проспект. Правда, в нем сообщается, что в связи с известными событиями в Украине в энергетике возникли определенные проблемы.

Банкротство — определение

Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным

Банкротство страны это

Внешние и внутренние причины банкротства.

Банкротство — это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.

Основным признаком банкротства является неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей.

Угроза дефолта Украины: каковы шансы и к чему может привести банкротство

Объявление дефолта ударит прежде всего по простым людям: обвалит гривню, увеличит в разы инфляцию, заморозит зарплаты, но даст экономике шанс восстановиться

Украине не хватит $15 млрд финансовой помощи и займов со стороны западных стран, о которых заявил наш премьер Арсений Яценюк. чтобы избежать дефолта в наступившем году, считают аналитики World Politics Journal.

Сколько нужно еще денег, не сообщается, но, по их прогнозам, 15 «ярдов» долларов нужны Украине немедленно, уже в январе, иначе МВФ будет вынужден приостановить выплаты согласованного в мае 2014 г.

ИноСМИ — Все, что достойно перевода

Мераль Тамер (Meral Tamer)

В ближайшее воскресенье с проведением референдума греческий кризис вступит в новую фазу. Все, затаив дыхание, ждут результатов этого голосования.

Если греческий народ скажет «да» мерам экономии, предложенным ЕС, то премьер-министр Алексис Ципрас (Aleksis Çipras) уйдет в отставку. Если народ даст отрицательный ответ, то Греция сама будет определять свою судьбу.

Такое развитие событий было вполне предсказуемым.

Что такое дефолт и какие последствия он может иметь?

Дефолт – это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договора займа. Теоретически дефолт могут объявлять не только страны, но и компании и частные лица.

Разъясним важный момент. Внутренние и внешние займы – это серьезная статья дохода любого государства. Заемные средства страны обычно используют для покрытия дефицита бюджета.

Кредиторами могут выступать физические лица, юридические лица (банки), иностранные государства, международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк.

Так вот, когда страны берут кредиты, они обязуются своевременно производить выплаты по своим внутренним и внешним займам.

Независимое аналитическое обозрение

разрабатывает проект технологической

процедуры банкротства не только

отдельных банков, фирм, корпораций, но

целых государств, которые вследствие

этого полностью утрачивают свой

суверенитет и подводятся под внешнее

sckonsalt.ru

государственное банкротство

дефолт

полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов.

* * *

(англ. state bankruptcy) - форма проявления кризиса гос-ных финансов, состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги (как внешние, так и внутренние) или проценты по ним в полном объеме или частично вообще либо на определенное время.

Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.

Отличие Г.б. от банкротства организации или гражданина состоит, в частности, в том, что в первом случае не могут быть применены в силу закона правовые механизмы и последствия, которые предусмотрены законодательством для процедур банкротства организаций и частных лиц. При Г.б., выразившемся в неспособности государства платить по внешним долгам, применяются нормы международного права. Так, иностранные государства-кредиторы могут при помощи репрессивных мер принудить государство-банкрота к подчинению иностранному гос-ному контролю.

В средние века, когда не было четкой грани между долгами монарха и долгами государства, Г.б. объявлялось весьма часто и являлось ничем иным, как банкротством монарха, защищенным от судебного преследования его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов - армией. Многие государства до конца XVIII - начала XIX в. (напр., Франция, Испания, Австрия и др.) находились в состоянии хронического банкротства. Для оправдания и мотивации банкротства ссылались или на фактическую невозможность платежа, или на мотивы религиозного либо морального свойства. Примером частичного Г.б. в новейшей истории является отказ РФ от платежей иностранным кредиторам в 1998 г. См. также Дефолт.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Роль государства в процессе несостоятельности (банкротства)

Однозначно ответить на вопрос о том, какова роль государства в процессе несостоятельности практически невозможно, потому что большинство предприятий или акций является государственной собственностью. Особого внимания требуют также предприятия, которые имеют экономическую и социальную значимость и предприятия оборонного типа. При этом не берется в учет их форма собственности.

Задача государства в проведении процедуры несостоятельности заключается в обеспечении законности, объективности и чистоты процесса.

Проанализировав соответствующие законодательные акты, можно сделать вывод, что законодательство не достаточно четко формулирует преимущественные позиции, призванные регулировать процесс банкротства для предприятий разных форм собственности.

Главной функцией государственного института банкротства считается вывод несостоятельного предприятия из делового оборота. Одним из путей такого исключения является возобновление платежеспособности, но вопрос о рентабельности такого процесса остается открытым.

Гораздо более важной является государственная помощь предприятиям, которые находятся на начальном этапе возбуждения дела о банкротстве, то есть только начинают испытывать затруднения.

Выявление и предупреждение проблемы должно происходить благодаря процедуре мониторинга, который подразумевает систематическое изучение и анализ финансовой ситуации на предприятиях различных форм собственности. Роль государства на этом этапе состоит в обеспечении контроля над чистотой процесса для каждого конкретного предприятия. Особого внимания требуют ответственность кредиторов и их отношения с арбитражными управляющими, в ходе которых возможно нарушение законности процедуры.

Государство должно проводить меры по исключению специалистов без соответствующей квалификации и контролировать работу арбитражных управляющих. Также необходима работа по предупреждению банкротства, которая подразумевает обеспечение текущей проверки предприятий различных форм собственности.

Перед государством стоит задача определения роли должников или кредиторов для своих органов и установления полноправного участия в процессе делового оборота.

Поддержка в процессах

Государство может участвовать в процессе банкротства предприятия или организации в таких случаях:

  • наличие заявления требований, касающихся уплаты по обязательным платежам;
  • требования РФ по денежным обязательствам;
  • контроль работы организаций арбитражных управляющих, которые регулируют свою деятельность самостоятельно;
  • участие в делах о банкротстве, которые касаются некоторых видов должников.

Первый и второй случай подразумевают опосредованное государственное влияние на процесс в виде нормативных актов, которые регулируют порядок заявления требований, подачи соответствующих документов в суд, голосования собрания кредиторов. Это значит, что государство в данном случае устанавливает правила, регулирующие деятельность кредиторов и должников.

Третий случай означает осуществление государством непосредственно контрольных мер по работе СРО. Государство контролирует законность и чистоты деятельности, совершаемой саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Четвертый случай подразумевает целый комплекс мер, предпринимаемых государством с целью обеспечения правового регулирования дела о банкротстве, контроля деятельности должников и арбитражных управляющих, помощи предприятиям, которые являются должниками.

Полномочия

В первом и втором случае уполномоченным органом от лица государства является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Она выступает в роли кредитора по вопросам обязательных платежей и требований Российской Федерации, касающихся денежных обязательств.

Третий случай подразумевает участие регулирующего органа государственного контроля, который представлен Министерством Юстиции Российской Федерации.

В четвертом случае государственные органы, участвующие в процессе, устанавливаются с учетом отношения должника к определенным группам предприятий, например, финансовые, градообразующие, стратегические или другие организации.

В компетенцию ФНС входит отсрочка подачи заявления о признании банкротства должника в суд. Таким образом, государство предоставляет возможность исправления сложившегося положения должником.

Это возможно в таких случаях:

  • обжалование требований, касающихся взыскания обязательных платежей;
  • обжалование действий должностных лиц;
  • наличие фактов, подтверждающих возможность возобновления платежеспособности должника в двухмесячный срок;
  • принятие должником необходимых мер по предотвращению рассмотрения дела о банкротстве в судовом порядке;
  • наличие у должника ликвидного имущества, финансовых средств, реализация которых способна покрыть имеющуюся задолженность перед государством (обязательным условием при этом является письменное подтверждение должником реализации этой собственности и перенаправления вырученных средств на погашение долга перед РФ).

Осуществляя права кредитора, уполномоченный государством орган должен брать во внимание выводы, предоставленные органами местного самоуправления, исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Государство производит контроль за деятельность СРО, целью которого является установление соответствия работы этих организаций правилам, нормам и параметрам законодательства.

Согласно данным анализа эффективности таких мер государственного контроля, наиболее действенным признано переложение контролирующей функции на суд. Такое решение основано на обладании арбитражным судом полным объемом информации, характеризующей работу арбитражных управляющих.

Наиболее широкому государственному влиянию в деле о банкротстве подвержены некоторые виды должников, являющихся социально и экономически значащими. В этом случае в дело вступают органы, которые выражают государственную политику как единое экономическое пространство.

Участники дела о несостоятельности

Как участники дела о несостоятельности, все государственные органы обладают правами и обязанностями полноправных участников процесса, которые гарантируются законодательством

Для государственных органов характерны такие полномочия:

  • меры контроля над назначением и работой арбитражных управляющих, подразумевающие выдачу аттестатов претендентам на назначение на должность, реализацию прав на подачу кандидатуры суду, исследование плана по внешнему управлению, по возобновлению платежеспособности на соответствие законодательству и безопасности работы комплекса производства;
  • установление собственности и круга предприятий, подлежащих специфике правового урегулирования процесса несостоятельности;
  • поддержка государства, осуществляемая как гарантии и поручительства;
  • осуществление предпочтительного права на приобретение предприятия как комплекса собственности или имущества, принадлежащего должнику.

Меры предупреждения

Наиболее эффективными в преодолении проблемы являются меры по предупреждению несостоятельности.

Для Российской Федерации характерны следующие способы государственной помощи:

  • гарантии государственного и муниципального характера, позволяющие обеспечить обязательства для предприятия-должника;
  • бюджетный кредит, предоставляемый под обеспечение в виде поручительства или банковской гарантии для юридического лица;
  • заказ государственного или муниципального значения, позволяющий произвести загрузку производства на время вынужденного перерыва в работе;
  • бюджетные инвестиции;
  • отсрочка, налоговый кредит или рассрочка, предоставляемая для уплаты соответствующего сбора и налога;
  • муниципальные кредиты.

Для того чтобы воспользоваться программой государственной поддержки, должнику необходимо обладать полной информацией об этих возможностях и особенностях процедуры и своевременно подать соответствующие документы.

Наиболее широко обозначен круг мер по предупреждению несостоятельности для организаций стратегического характера и предприятий топливно-энергетического комплекса. Для организаций градообразующего типа государственное участие обеспечивается только после непосредственного возбуждения дела о банкротстве.

Предупреждение банкротства кредитных организаций производится самими должниками и контролируется Банком России, который не только принимает меры по оздоровлению предприятия, но и проводит мониторинг их финансового состояния.

Выполнение функций по своевременному мониторингу финансового состояния и принятию мер, предупреждающих банкротство, не обеспечивается государственными органами на должном уровне для всех типов предприятий.

Роль государства в процессе несостоятельности

Роль государства в процессе несостоятельности и банкротства имеет двойственный характер. Это становится источником ряда проблем, возникающих на практике. Одновременная реализация частноправовых и публично-правовых интересов делает актуальной информацию о пределах государственного вмешательства в процесс банкротства.

Пределы вмешательства

Правовая позиция Конституционного суда РФ устанавливает публично-правовое вмешательство путем предоставления равноправных возможностей для всех кредиторов в процессе осуществления интересов экономического характера при условии банкротства должника.

Государственная активность в процессе банкротства проявляется в виде применения механизма контроля, осуществляемого судом. Это означает, что спектр действий, осуществляемых участниками данного процесса, подпадают под контроль и регулирование суда.

Практика показывает, что наиболее значимым в процессе несостоятельности является судейское усмотрение. Выбор суда по вопросу необходимых процедур усложняется наличием сложных ситуаций правового характера. Для принятия наиболее правильного решения судья может опираться на квалифицированное экспертное мнение.

Действующим законодательством установлены нормы и правила, которые обеспечивают своевременность и законность процедуры открытия дела о несостоятельности, но существует угроза ущемления интересов основной массы кредиторов путем удовлетворения экономических интересов одного из них.

Несостоятельность предприятий

Несостоятельность предприятий невыгодна для государства, так как активирует ряд социальных и экономических проблем, которые могут иметь катастрофические последствия

Уровни регулирования

Кодексы:
  • положения о банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, закрепленные Гражданским кодексом РФ;
  • регулирование порядка налогообложения Налоговым кодексом РФ;
  • положения о неправомерных действиях при несостоятельности, преднамеренной и фиктивной несостоятельности в Уголовном кодексе РФ;
  • особенности правосудия в области экономической деятельности в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
Федеральные законы:
  • перечень критериев и признаков банкротства, особенности предупреждения несостоятельности, отношения, возникающие между должниками и кредиторами в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • процесс банкротства кредитных предприятий в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • определение правил ведения бухгалтерии в Законе «О бухгалтерском учете»;
  • особенности организации работы акционерных обществ в Законе «Об акционерных обществах»;
  • особенности процедуры несостоятельности предприятий ТЭК в Законе «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
  • особенности и правила совершения сделок, связанных с оценочной деятельностью в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • порядок исполнения судебных предписаний в Законе «Об исполнительном производстве».

Стандарты и положения:

  • лицензирование деятельности арбитражных управляющих;
  • основные функции ФСФО Российской Федерации;
  • особенности бухгалтерского учета;
  • правила ведения бухгалтерии юридическими лицами.
Приказы, письма, постановления, распоряжения:
  • Акты Правительства Российской Федерации;
  • Акты ФСФО;
  • Нормативные документы Министерства финансов РФ;
  • Акты Центрального Банка РФ;
  • Нормативные документы Министерства внутренних дел РФ;
  • Акты Федерального управления по делам о несостоятельности;
  • Нормативные акты и документы, издаваемые муниципальными и региональными государственными органами.

Проблемы механизма

Роль государства в процессе несостоятельности окружена такими проблемами законодательного механизма:

Технические Возникают по причине недоработок в законодательных актах и действиях уполномоченных органов.
Структурные Связанные с изменениями полномочий соответствующих органов в делах о банкротстве.
Процессуальные Обусловленные противоречиями в законодательных документах.

Анализ проблем механизма формирует вывод о том, что политика оздоровления организаций-должников и предупреждения банкротства, декларируемая государством, недостаточным образом обеспечивается законодательством и деятельностью соответствующих органов.

calculator-ipoteki.ru

государственное банкротство - это... Что такое государственное банкротство?

 государственное банкротство

полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов.

* * *

(англ. state bankruptcy) - форма проявления кризиса гос-ных финансов, состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги (как внешние, так и внутренние) или проценты по ним в полном объеме или частично вообще либо на определенное время.

Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.

Отличие Г.б. от банкротства организации или гражданина состоит, в частности, в том, что в первом случае не могут быть применены в силу закона правовые механизмы и последствия, которые предусмотрены законодательством для процедур банкротства организаций и частных лиц. При Г.б., выразившемся в неспособности государства платить по внешним долгам, применяются нормы международного права. Так, иностранные государства-кредиторы могут при помощи репрессивных мер принудить государство-банкрота к подчинению иностранному гос-ному контролю.

В средние века, когда не было четкой грани между долгами монарха и долгами государства, Г.б. объявлялось весьма часто и являлось ничем иным, как банкротством монарха, защищенным от судебного преследования его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов - армией. Многие государства до конца XVIII - начала XIX в. (напр., Франция, Испания, Австрия и др.) находились в состоянии хронического банкротства. Для оправдания и мотивации банкротства ссылались или на фактическую невозможность платежа, или на мотивы религиозного либо морального свойства. Примером частичного Г.б. в новейшей истории является отказ РФ от платежей иностранным кредиторам в 1998 г. См. также Дефолт.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

  • государственное банкротство (дефолт)
  • дефолт

Смотреть что такое "государственное банкротство" в других словарях:

  • Государственное банкротство — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам. См. также: Государственный долг Финансовый словарь Финам. Государственное банкротство Государственное банкротство полный или частичный отказ государства от… …   Финансовый словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — (дефолт) полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов …   Юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • Государственное банкротство — (англ. state bankruptcy) форма проявления кризиса гос ных финансов, состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги (как внешние, так и внутренние) или проценты по ним в полном объеме или частично вообще либо… …   Энциклопедия права

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления финансового кризиса государства …   Юридическая энциклопедия

  • Государственное банкротство — I так называется уменьшение бремени Г. долгов посредством нарушения прав кредиторов, выражающееся отречением правительства от точного исполнения своих по отношению к ним обязательств. В истории финансов встречаются различные приемы, посредством… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления финансового кризиса государства …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • государственное банкротство —    полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам …   Словарь экономических терминов

  • Государственное банкротство (2-я редакция) — Г. банкротством называется такое состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги или проценты по ним, в полном объеме или частью, совершенно или на некоторый срок. Банкротство может проистекать или из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • государственное банкротство (дефолт) — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов …   Большой юридический словарь

jurisprudence.academic.ru