2. Доходы и расходы бюджета. Расходы и доходы бюджета это


2. Доходы и расходы бюджета

В историческом аспекте бюджеты разных стран имеют много общего: основные каналы поступления и структуру доходов, направления расходования.

Как уже отмечалось ранее, для характеристики бюджета любого государства необходимо исследовать содержание его доходной и расходной частей. доходы и расходы бюджета представляют собой особые формы реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости общественного продукта посредством государственного бюджета.

В целях обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация доходов и расходов.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналоговых платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доходными источниками бюджета являются налоги и сборы.

Налоги представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с предприятий и физических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер.

Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность, склонность к смене собственника. Посредством налогов часть собственности экономических агентов и граждан (в денежной форме) превращается в государственную и образует централизованный бюджетный фонд.

Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудительного изъятия; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Привлечение доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, связано с процессом приватизации, в то время как среди доходов от использования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во временное пользование.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Безвозмездные поступления включают: суммы, поступившие от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства.

Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие.

Доходы бюджета классифицируются не только по способам взимания (налоговые и неналоговые), но и по ряду других признаков: источникам образования, категориям плательщиков, принадлежности к соответствующему уровню бюджетной системы и др.

По условиям и способу зачисления в бюджеты различных уровней доходы бюджета делятся на собственные, закрепленные и регулирующие. К собственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные — это доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления.

Доходная часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы.

По функциональному назначению различают расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.

При формировании рыночных отношений происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п.

Значительная часть государственных расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов.

Вместе с тем развитие рыночных отношений в непроизводственной сфере, а также ограниченные возможности бюджета в условиях бюджетного дефицита требуют привлечения внебюджетных источников для финансирования социально-культурных учреждений на основе расширения сферы платных услуг, оказываемых предприятиям и населению.

Значительно сокращаются расходы на отрасли экономики, формируются резервные фонды, финансируются развитие рыночной инфраструктуры, программы разгосударствления и приватизации и прочие расходы, отражающие направления и объемы рыночных реформ.

Однако сокращение бюджетных расходов на отрасли хозяйства не может завершиться полным отказом от их бюджетного финансирования, ибо стабилизация экономики и развитие предпринимательства требуют финансовой помощи государства.

В условиях рынка область долгосрочных вложений расширяется за счет включения в нее основных фондов, природных ресурсов и т.д. Ресурсы государственного бюджета, направляемые в капитальные вложения, обеспечивают государственное регулирование инвестиционной деятельности, поддерживают приоритетные направления в развитии экономики посредством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса является важным механизмом эффективного размещения капитала. При этом выбор объектов и методов финансирования определяется конечным экономическим результатом — долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств.

studfiles.net

2.1. Бюджетная классификация доходов и расходов

Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация - единая систематизированная, функциональная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, которая обеспечивает общегосударственную и международную согласованность бюджетных данных (ст.8 Закона Украины "О бюджетной системе Украины").

Значительное внимание бюджетной классификации уделяется в Бюджетном Кодексе Украины. Бюджетная классификация предусматривает научно обоснованное, обязательное группирование доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. В соответствии со статьями 8-12 Бюджетного Кодекса, составляющими бюджетной классификации являются (см. рис. 2.1):

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов бюджета;

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга [7, с.19].

Каждому источнику доходов - налогу и обязательному платежу - по бюджетной классификации определено свое постоянное место в разделе, главе, параграфе. Таким же образом классифицируются все расходы госбюджета. Причем в расходах кроме разделов, глав, параграфов еще выделены и статьи.

Общая структура бюджетной классификации утверждена Постановлением Верховного Совета № 327 от 12.07.96 г. "О структуре бюджетной классификации Украины".

Рис. 2.1 «Общая структура бюджетной классификации».

Юридическое значение бюджетной классификации состоит в том, что в её границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.

Бюджетная классификация обеспечивает возможность: устанавливать источники поступления средств; устанавливать объекты бюджетного финансирования; устанавливать органы, ответственные за полное и своевременное поступление средств в доходную часть бюджета и контролировать эффективность использования бюджетных средств.

А) Характеристика доходов государственного бюджета

Государственные доходы – это совокупность разных видов денежных поступлений в фонды государства, которые используются для исполнения им своих функций [5, с.34]. Это денежные взаимоотношения, которые складываются между государством и физическими лицами в процессе извлечения и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственном фонде с целью их дальнейшего использования, т.е. для выполнения государством своих функций. Таким образом, объектом этих взаимоотношений является валовой внутренний продукт.

Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:

- первый метод: это прямое изъятие доходов из государственного сектора;

- второй: получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг;

- третий: перераспределение доходов среди юридических и физических лиц с помощью налогов;

- четвертый: привлечение ссуд, кредитов.

1) В государственном секторе само государство осуществляет предпринимательскую деятельность, и, как предприниматель, оно имеет право на получение предпринимательского дохода – прибыли. Но определенные права на эту прибыль имеет и коллектив предприятия. Поэтому практически никогда вся прибыль государственного сектора не изымается в бюджет. При этом во взаимоотношениях государственных предприятий с бюджетом может использоваться как прямое изъятие доходов (путем платежей и прибыли), так и налогообложение прибыли на общих основаниях.

В условиях рыночной экономики, когда преобладает частный сектор, государство изымает лишь налоги, в то время как в условиях административной экономики преобладает прямое изъятие доходов в бюджет.

В Украине ныне поступления от государственного сектора незначительны. Это объясняется двумя причинами:

- государство, как правило, работает в непривлекательных для частного бизнеса сферах деятельности;

- деятельность государственных предприятий носит, как правило, неприбыльный характер, и она направлена на производство необходимых региону определенных товаров и услуг, а не на получение прибыли.

2) Сущность второго метода состоит в том, что доходы от государственных угодий, имущества и услуг формируются в зависимости от объемов  собственности государства. Так, в Украине до сих пор существует общенародная собственность на землю, все угодья, недра, полезные ископаемые принадлежат государству. А значит, и доходами от их использования являются платежи за ресурсы, а именно: лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, плата за использование недр при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем, поступления от государственной собственности в Украине минимальны и составляют около 2 процентов от общего объема поступлений в бюджет.

3) Третий метод - налоговый метод, он формирует доходы в бюджет, а через них перераспределяет доходы юридических и физических лиц.

«Налоги – это наша плата за цивилизованное общество» (Оливер Уэнделл Холмс) [10, с.616].

4) И четвертый, ссудный метод, который формирует доходы в бюджет на возвратной основе. Как правило, основу бюджета составляют налоги (95-98 %), а ссуды - лишь 2-5%. Тем не менее, в настоящее время доля ссуд в структуре государственного бюджета Украины увеличивается. Наше государство уже несколько лет подряд берет по международным кредитам большие суммы денежных средств, которые затем нужно будет отдать, естественно, еще и с выплатой процентов.

Кроме реальных доходов бюджета, которые формируются на основе вышеперечисленных методов, государство может использовать для исполнения бюджета эмиссионный доход. Но в период эмиссии инфляция увеличивает денежную массу, а реальная стоимость финансовых ресурсов не изменяется, что и приводит к экономическому кризису в стране.

Внутренними источниками формирования доходов бюджета выступают:

- созданный валовой внутренний продукт (ВВП)

- национальное богатство (накопленные материальные ценности и разведанные природные ресурсы). Национальное богатство может использоваться тогда, когда не хватает ВВП, но имеется определенный излишек природных ресурсов.

Состав доходов государственного бюджета определяется бюджетным кодексом Украины и законом о государственном бюджете на предстоящий год. Начиная с 2000 года, государственный бюджет разделен на две составные части – общий фонд и специальный фонд.

Общий фонд включает все доходы бюджета кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд; как правило, общий фонд наполняется за счет поступления налогов и других платежей.

Специальный фонд бюджета включает бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений, гранды (с расчетом стоимости), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретные цели.

Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) трансферты [7].

Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Неналоговыми поступлениями признаются: доходы от собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи; поступления от штрафов и финансовых санкций; другие неналоговые поступления.

Трансферты — это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

Б) Характеристика расходов государственного бюджета

По данным Всемирного банка, в группе развитых стран Европы государственные расходы составляют почти 50 % от ВВП, тогда как в начале XX ст. они равнялись 10 % [6, с.13].

Расходы Государственного бюджета  регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами – Бюджетным кодексом, Законом  о Государственном  бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.

Начиная с 2000 года в Государственном Бюджете, в его расходной части  предусматриваются два фонда – общий и специальный.

В ст.30  Бюджетного кодекса предусмотрено, что расходы Государственного Бюджета включают бюджетные назначения, установленные Законом о Государственном бюджете Украины на конкретные цели, связанные с реализацией государственных программ [7].

В Бюджетном кодексе предусмотрено четкое разграничение полномочий, а также механизм делегирования полномочий между уровнями бюджетной системы.

Ст.82 Бюджетного кодекса предусматривает виды расходов на осуществление полномочий, которые должны финансироваться из государственного бюджета [7]. Это расходы на обеспечения конституционного строя государства, государственной целостности и суверенитета независимого судопроизводства, а также другие предусмотренные этим кодексом расходы, которые не могут быть переданы на исполнения Автономной республике Крым и местному самоуправлению.

В ст. 87  перечислены государственные программы, которые финансируются из государственного бюджета. Финансирование отдельных программ экономического и  социального направлений по месту реализации этих программ осуществляется через механизм межбюджетных трансфертов [7].

Расходы государственного бюджета можно классифицировать по различным признакам (см. рис. 2.2):

Рис. 2.2 «Классификация расходов госбюджета».

В) Тайные расходы госбюджета и Резервный фонд

Бюджетным кодексом предусмотрены тайные расходы. Это расходы на содержание органов государственной власти, функциональное назначение которых – обеспечение национальной безопасности. Они включаются в Госбюджет Украины без детализации. Отчеты о проведении тайных затрат рассматриваются комитетами Верховной власти Украины по вопросам бюджета, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, борьбы с организованной преступностью и коррупцией, по вопросам национальной безопасности и обороны. Отдельные отчеты  о проведении тайных расходов рассматриваются Верховным Советом Украины на закрытом заседании.

В госбюджете  обязательно предусматривается Резервный фонд бюджета. Он формируется для осуществления непредусмотренных расходов, которые не имеют постоянно характера и не могли быть предусмотрены при составлении проекта госбюджета. Порядок использования средств из Резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.

Этот фонд не может превышать 1 процента объемов расходов общего фонда соответствующего бюджета [7]. Кабинет Министров ежемесячно отчитывается перед Верховным Советом Украины об использовании средств Резервного фонда Украины.

Г) Финансирование бюджета

Финансирование – это обеспечение денежными ресурсами текущих затрат и капитальных вложений [11, с.439]. Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга).

Классификация финансирования бюджета осуществляется по следующим признакам: 1) финансирование по типу кредитора — по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств; 2) финансирование по типу долгового обязательства — по средствам, используемым для финансирования дефицита или профицита.

studfiles.net

ТЕМА 6. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

ТЕМА 6. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

6.1. Понятие и сущность доходов бюджета

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета. Исполнить бюджет по доходам – это, значит, мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Как экономическая категория доходы бюджета – это денежные отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций; к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.

Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеют уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако в любом случае главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета. Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие — увеличение поступлений. В этом заключается как фискальная, так и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

Таким образом, доходы бюджета формируются за счет денежных поступлений (налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений) находящихся в распоряжении государственных органов, и являются центральным показателем бюджета, что позволяет определить сумму расходов государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровень благосостояния народа.

ebooks.grsu.by