|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трасология. Трасологические объектыТрасологическое исследование объектов экспертизыВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В экспертной практике нередко возникала необходимость в криминалистическом исследовании промышленных изделий со следами производственного происхождения. При определенных условиях некоторые из них становились объектами исследования традиционных криминалистических экспертиз, задачами которых являлось отождествление изделий по их следам, установление принадлежности частей единому целому либо установление принадлежности группы изделий комплекту. Чаще всего такими объектами оказывались огнестрельное оружие, обувь, транспортные средства, пломбы, замки, инструменты, пишущие машинки, штампы, печати, клише, полиграфические изделия, гвозди, пуговицы, сигареты, фарные рассеиватели и другие изделия. Однако в тех случаях, когда изделия были новыми без признаков, приобретенных в процессе эксплуатации, на пути идентификации возникали серьезные трудности, то есть, традиционные трасологические методы оказывались непригодными. В прошлом попытки обращения к признакам, характеризующим материал изделий, были мало продуктивными, так как криминалистические методы исследования материалов и веществ были развиты слабо. В результате экспертизы удавалось установить лишь качественное сходство по основным компонентам материалов и сделать вывод об однородности сравниваемых объектов по некоторым физическим свойствам или химическому составу. Трудности возникали и для следствия, так как было затруднительно оценить вывод эксперта. Так, например, еще в 1928 году в Административном вестнике НКВД в сообщении доктора Отто Мецгера «К вопросу о значительности мельчайших предметов в уголовных делах» была описана одна из первых попыток по установлению общности происхождения осколка стекляруса с подошвы башмака подозреваемого и одной целой бусинки стекляруса с платья убитой женщины. При этом вывод о том, что стеклярус, найденный на подошве башмака, «такой же», как и с платья убитой был приведен без всяких доказательств, а определение «такой же» не разъяснялось. «С середины 50-х годов прошлого столетия начались существенные изменения в методах экспертного исследования материалов и веществ. Так, например, С.Ш. Касимова, опираясь на изучение технологии производства, разработала методику установления источника происхождения таких изделий массового производства, как лаковая кожа, листовые зеркала, мулине, резиновая тесьма. Аналогичным путем B.C. Митричев разработал методику установления источника происхождения дроби, стекла фарных рассеивателей и других объектов. В том же направлении работала большая группа отечественных криминалистов, среди которых Л.Д. Беляева, Л.Н. Козлова, В.А. Пучков, Т.И. Сафроненко, Т.Т. Одиночкина, Р.Б. Тапалова и многие другие. В этот же период в криминалистической литературе появились работы, посвященные проблемам идентификации промышленных установок по их следам на таких изделиях, как гвозди, пуговицы, сигареты, папиросы, кнопки, скрепки, конверты, обои, ткани (P.A. Кентлер, Е.И. Зуев, Л.Н. Мороз, Г.А. Мхитар), фабричная обувь (Л.Г. Эджубов, М.Я. Сегай, М.С. Пестун, В.Н. Прищепа), автомобильные покрышки (Ф.П. Сова, Л.Н. Мороз), полиграфические изделия (И.М. Каплунов).»[1] Следы механизмов, используемых для изготовления изделий массового производства, достаточно часто становятся объектами экспертного исследования. Такие следы остаются на обуви, шинах, фарных рассеивателях, а также на проволоке, пуговицах, гвоздях, полимерной пленке и изделиях из нее, кабелях, шлангах и других изделиях потребительского назначения. Предметом квалификационной работы является установление фактических обстоятельств, связанных с отождествлением орудий, инструментов и механизмов (условий) следового взаимодействия. Объектами исследования являются различные предметы, подвергавшиеся механической обработке: давлением, волочением, штамповкой, резанием, экструзией, каландрованием, прессованием. При отсутствии либо нечетком отображении признаков эксплуатационного характера объектом экспертного исследования могут стать признаки производственно-технологического происхождения. Особенность экспертизы изделий массового производства заключается в том, что эксперт начинаетисследование с изучения образцов, чтобы можно было проследить повторяемость технологических признаков. Иногда возникает необходимость в ознакомлении с технологией производства. Основной целью исследования является научный анализ проблемы криминалистического исследования следов производственных механизмов, разработка технико-криминалистических рекомендаций и предложений экспертно-криминалистическим подразделениям ОВД в интересах повышения эффективности раскрытия, расследования преступлений. Достижению цели способствовала постановка следующих задач : - изучение способов применяемых при изготовлении объектов исследования; - исследование технических особенностей аппаратов, позволяющее выявить общие и частные признаки, на основании которых возможны классификация, диагностика и идентификация использованного оборудования; - разработка принципов исследования и критериев пригодности объектов для исследования; - выработка, внесение рекомендаций и предложений, направленных на практическое решение выявленных проблем, повышение эффективности экспертных подразделений органов внутренних дел. Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шестнадцати разделов, заключения и списка используемой литературы. 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ 1.1 Судебно-трасологическая экспертиза производственно-технологических следов, как самостоятельное механоскопическое исследование «В трасологии к механоскопическим относят исследования орудий, инструментов и механизмов. В настоящее время наиболее детально разработаны исследования следов орудий и инструментов, как предметов ручного воздействия. В отношении следов производственных механизмов предложены общие принципы их идентификации и методики исследования конкретных предметов, наиболее часто встречающихся в экспертной практике: обуви и шин - при их отождествлении по следам; фарных рассеивателей и изделий кабельной промышленности - при установлении целого по части; гвоздей, скрепок, пуговиц - при установлении общего или конкретного источника производственного происхождения»[2] . В результате проведенных криминалистами научных и экспериментальных исследований наиболее полно был изучен механизм следообразования в процессе формования (прессование, литье под давлением, вулканизация) и отчасти - штампования, волочения, экструзии, отдельных видов механической обработки. Однако разработка методик в отношении конкретных изделий и механизмов не позволила выработать цельного знания о следах производственного происхождения и механизме следообразования, применяемом оборудовании, технологических процессах, предприятиях-изготовителях. Отсутствуют данные об оценке признаков в следах на расходных изделиях (проволока, кабель, пленка), изготовленных волочением, экструзией, каландрованием. Не отработан на основе общепринятой стандартизации понятийный аппарат этой экспертизы. Недостаточная разработка научных и методических основ данной экспертизы отрицательно сказывается на экспертной практике, качестве экспертных заключений. Встречаются отдельные случаи, когда эксперты-трасологи, индивидуализирующие признаки пресс-формы, отождествляют их с признаками самого изделия, а при различиях признаков механизмов на расходных изделиях (их частях) делают вывод о том, что они ранее не составляли одного целого. Такой вывод может быть ошибочным. Изделия, изготовленные из металла, резины, пластмассы, стекла, керамики, несут на себе информацию о способе их изготовления, примененном оборудовании, технологических процессах. В подавляющем большинстве случаев, используя только трасологические методы, в отношении таких изделий можно решать диагностические и идентификационные задачи. Широко распространенные в повседневной жизни или специально изготовленные (использованные) преступниками они все чаще попадают в орбиту уголовного судопроизводства. В условиях современного производства большая часть таких вещественных доказательств является изделиями массового (серийного) производства. Каждое такое изделие индивидуально, но идентифицировать его, как индивидуально-конкретный объект, не всегда удается, так как такие изделия изготавливаются из одинакового материала, на одной машине (поточной линии), по единой технологии. При этом основные элементы производства стандартизированы или унифицированы. Механизм следообразования относительно стабилен. Такие условия изготовления обусловливают появление на изделиях признаков, имеющих групповое значение. Только хорошее знание технологических процессов и механизма следообразования, применение более тонких методов исследования имеющихся на изделиях следов позволяют установить определенные признаки, значительно сужающие групповую принадлежность или индивидуализирующие то или иное изделие. При этом необходимо изучать явления, как закономерно отображающиеся в различного рода следах на изделиях, так и появляющиеся случайно и отображающиеся на одном или группе изделий в виде следов-дефектов, допускаемых в определенных пределах стандартами для каждого сорта изделий. Происхождение производственно-технологических следов не всегда связано с событием преступления, но изучать их тем не менее необходимо. Например, при установлении целостности или индивидуальности изделий, которые прямо или косвенно связаны с событием преступления при расследовании самых разных их категорий, необходимы знания о производственно-технологических признаках этих объектов. На изделиях в процессе массового (серийного) производства образуется множество следов, имеющих разные источники происхождения. Механизм их образования зависит от многих факторов производства (материала, оборудования, режимов обработки, квалификации рабочего и др.). Идентифицируемыми объектами могут быть как механизмы, так и сами изделия. Характер производственно-технологических следов требует более тонких инструментальных методов их выявления, исследования и оценки. mirznanii.com Трасология — CrimLib.infoТрасология (от франц. trace — след и греч. logos — слово, учение; букв.: учение о следах) — это отрасль криминалистической техники, которая изучает закономерности образования следов-отображений и разрабатывает средства, приемы и методы их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования в целях использования для раскрытия и расследования преступлений. Впервые термин “трасология“ употребил М.Н. Гернет в заголовке одного из разделов библиографического указателя, изданного в Минске в 1936 году. С точки зрения криминалистики и общей парадигмы современной науки любое действие оставляет после себя определенные следы. Исследованием материальных следов преступления занимается криминалистическая трасология. Предмет трасологии — это закономерности возникновения, обнаружения, исследования и использования следов-отображений. При разработке научных методов исследования и практических рекомендаций трасология отталкивается от положений теории криминалистической идентификации, теории познания и отражения, от криминалистического учения о признаках объектов. К ним относятся признаваемые представителями всех школ и мировоззрений постулаты о взаимной связи, взаимодействии явлений, событий в мире, взаимном отражении действующих друг на друга объектов. Научные основы трасологииНаучную основу трасологии составляют положения диалектической теории, в соответствии с которой возникающие следы-отображения носят необходимый и повторяющийся, следовательно, закономерный характер. Выделяют следующие научные основы криминалистической трасологии:
Всякий предмет материального мира индивидуален по своему внешнему строению, т.е. тождествен лишь самому себе. У однородных предметов могут совпадать структура, содержание, что делает их похожими, но каждый из них имеет и свои особенности строения, присущие только ему индивидуальные признаки. Под признаком понимается выражение свойств предмета, его примета, способная характеризовать объект определенным образом. К ним в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности или узора (рисунка) следа. Деталями рельефа в следе разруба будут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвия топора; в следе пальца отобразятся детали папиллярного узора, в следе протектора колеса автомашины — частные признаки дефекта (изношенность резины, трещины, порезы).
В результате взаимодействия двух объектов внешнее строение одного из них отображается достаточно точно на другом в виде следов. Полнота и адекватность передачи в следах деталей строения зависит от условий следообразования, главные из которых — физические свойства материалов взаимодействующих объектов. При возникновении следов-отображений взаимодействуют не менее чем два объекта. Тот объект, внешнее строение которого отобразилось в следе, называют следообразующим, объект, на котором возник след, следовоспринимающим. Участки взаимного соприкосновения объектов при следообразовании называют контактными поверхностями. При этом взаимодействие двух объектов зависит от особенностей их внешнего и внутреннего строения, способа и интенсивности контактного взаимодействия.
Устойчивость — это способность предмета в пределах идентификационного периода относительно во времени и пространстве сохранять свои свойства и признаки неизменными. Поскольку все объекты материального мира изменяются, устойчивость следует понимать как относительное свойство, когда наступившие изменения являются такими, при которых предмет еще остается самим собой. В силу этого требования объектами трасологических исследований не может быть, например, водная поверхность. При этом, относительной устойчивостью должны обладать как следовоспринимающий, так и следообразующий объекты. Значение трасологии в следственной и экспертной практикеВ следственной практике трасология используется в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов. В экспертной практике существует категория трасологических экспертиз, занимающихся исследованием материальных следов. Смотри такжеcrimlib.info Основные теоретические положения трасологиистраница 1 страница 2 ... страница 10 страница 11 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Трасологические исследования изучают любые следы и имеют очень давние истоки. Некоторые ученые называют ее следоведческой экспертизой, но более правильное и общепризнанное название произошло от термина трасология - наука о следах (от франц. trасе - след и греч. lоgоs - учение, слово). Являясь отраслью криминалистики, она тесно связана и находится в постоянном контакте с естественными и техническими науками. Однако эти контакты стали возможны лишь после разработки научных основ трасологии и по мере развития и совершенствования методик исследования тех или иных объектов. Зарождение же этой науки, как свидетельствуют исторические документы, началось еще в Древней Индии, когда человек выслеживал обидчика (врага) либо раненого зверя по следам. Позже в Индии была создана особая каста следопытов или сыщиков, так называемые Кхойи, которые с детского возраста присутствовали при розысках преступников и готовились к этому непростому и весьма опасному ремеслу. Искусству «читать следы» учили воинов и охотников. Эти навыки совершенствовались и использовались в конце XIX и начале XX веков в армии, особенно в пограничных военных подразделениях. Научные основы трасологической экспертизы начали формироваться в XIX веке в Европе и Индии английскими исследователями У. Гершелем и Г. Фулдсом, которым удалось установить индивидуальность папиллярных узоров и возможность отождествления (идентификации) по ним конкретного человека. Первые экспертизы проводились судебно-медицинскими экспертами. Это были экспертизы по следам рук, зубов, ног, обуви, по исследованию огнестрельного оружия и повреждений (ран), явившихся результатом его воздействия (баллистическая экспертиза). Первые судебно-медицинские экспертизы проводились еще в XVII веке, поэтому, имея опыт и навыки в такой деятельности, судебные медики неслучайно занимались исследованиями не только телесных ран, но и объектов, которыми их нанесли. В частности, первые фундаментальные научные труды в области судебно-баллистической экспертизы в России были написаны именно судебными медиками. По исследованиям следов зубов, которые проводятся в рамках трасологической экспертизы, также первые научные труды были подготовлены в судебной медицине, а не в криминалистике. Становление и развитие криминалистической и судебной экспертизы в России приходится на начало ХХ-го столетия, а первые экспертные учреждения, называвшиеся тогда кабинеты научной судебной экспертизы, были открыты в 1912 г. в Петербурге, в 1913 г. — в Москве и в 1914 г. - в Киеве и Одессе. Так началась новая эра, в расследовании и раскрытии преступлений когда экспертиза стала неотъемлемой и необходимой составной частью целого. По мере развития науки криминалистики формировалась сеть экспертных учреждений, развивались различные направления криминалистических и судебных экспертиз. В 40-х годах их было четыре, как называют сегодня, традиционных: трасологическая экспертиза, изучающая различные виды следов; баллистическая, объектами которой является огнестрельное оружие, боеприпасы и следы на них и на преградах; техническая экспертиза документов, устанавливающая различные виды подделки в них; почерковедческая. По мере развития науки и техники создавались и другие экспертные направления (виды и подвиды судебной экспертизы). К концу 90-х годов их было более 20-ти, а исследования стали проводиться по 50-ти основным специальностям. В предлагаемом читателю пособии будут изложены научные и методические основы трасологии, частные методики исследования различных объектов: следов человека, орудий, механизмов, микрообъектов и их следов. Глава 1 Основные теоретические положения трасологии § 1 Предмет, объекты, задачи и методы трасологии Трасология является разделом криминалистической техники, в котором разрабатываются методы и научно-технические средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов, используемых для раскрытия преступлений. В юридическом словаре дается следующее определение трасологии – (от франц.trace – след и греч. Logos – слово, учение; букв. - учение о следах) Научные основы трасологии используются в производстве судебно-трасологических экспертиз, а сама трасология является базовой наукой для проведения таких экспертиз. Предметом трасологии, как каждой области научных знаний, являются закономерности объективной действительности, т.е. отражения доказательственной информации в следах, разработка методов и средств их обнаружения, фиксации, исследования и их использование в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Предметом теории трасологической экспертизы являются закономерности морфологического строения поверхностей следообразующих объектов и отражения их свойств в следах, а также закономерности деятельности экспертов, исследующих следы в целях извлечения доказательственной информации. Предметом трасологической экспертизы являются фактические данные, устанавливаемые с помощью специальных научных знаний эксперта в области трасологии путем исследования материалов уголовного дела. Виды и подвиды трасологических экспертиз различаются объектами исследования и фактическими данными, которые могут быть установлены путем исследования. Развитие трасологии как области научных знаний складывалось из разрозненных сведений о следах, их образовании и значимости при раскрытии того или иного вида преступления. Как известно из истории развития криминалистики и судебной экспертизы, на следы, как источники информации, обращали внимание еще в Древней Индии. Следы умели «читать», когда выслеживали врага или обидчика, например, по следам ног, а раненого зверя по следам крови. В Индии существовала общественная каста следопытов. У американских индейцев каждый воин и охотник должен был владеть искусством «читать следы». Однако говорить о каких-то теоретических основах «следоведческой» экспертизы, как она ранее именовалась, стало возможным только с открытием феномена пальцевых отпечатков – дактилоскопии. Это произошло в середине 19–го века, когда два английских ученых, независимо друг от друга, У. Гершель и Г. Фулдс установили, что папиллярные узоры индивидуальны и не изменяются на протяжении всей жизни человека. В конце 19 столетия, Я. Пуркинье, изучив их работы, предложил классификацию папиллярных узоров, выделив в ней четыре типа. Позже, Ф. Гальтон разработал систему уголовной регистрации (Лондон, 1892). Его последователь Э.Генри в 1896 г. значительно расширил классификацию папиллярных узоров. В начале 20 столетия французский исследователь Э. Локар внес значительный вклад в развитие дактилоскопии. На основе собственных результатов исследований он дал общую характеристику свойств папиллярных узоров, определил, что они неизменяемы и индивидуальны. Благодаря развитию теоретических основ дактилоскопии развивались и другие направления в изучении следов. Трасология, как самостоятельный раздел в криминалистической технике, сформировалась в середине прошлого столетия. Впервые термин трасология употребил проф. М.Н. Гернет в 1936г. при составлении юридического словаря. До этого периода этот раздел именовался как следоведение и только в 1938г. проф. И.Н. Якимов впервые предложил называть его - «трасология». Начало формирования научных основ трасологии связано с именем Б.И. Шевченко и изданной им в 1947г. работы «Научные основы современной трасологии». Эта работа стала основополагающей в становлении и развитии учения о следах. В ней впервые были сформулированы основные понятия трасологии, классификация следов (поверхностные, объемные, статические, динамические следы, которые в свою очередь подразделялись на отдельные разновидности - линейные, плоскостные, наслоения и отслоения и т.п.). Важной стала и последняя работа Б.И. Шевченко «Научные основы трасологической идентификации» (1975г.). Научные труды Б.И. Шевченко и до сих пор являются фундаментом при проведении трасологической идентификационной экспертизы. Большой вклад в развитие научных основ трасологии и методических подходов при производстве экспертных исследований объектов, был внесен Г.Л. Грановским. Его известные работы «Основы трасологии» - общая часть (1965г.) и особенная часть (1974г.), до настоящего времени являются настольными книгами для экспертов-трасологов, служат научной базой при подготовке монографических, диссертационных и научно-исследовательских работ в области трасологии. Продолжая развивать и расширять границы научных исследований в области трасологии, как за счет появления новых объектов, так и решаемых задач, не менее значимыми являются работы Н.П. Майлис. В их число вошло ряд учебников, учебных и методических пособий по трасологии, особенно необходимых в дидактической деятельности. Несомненно, большой вклад в развитие учения о следах, в совершенствование их классификации, разработку отдельных методических направлений в трасологической экспертизе, внесли такие известные ученые, как И.Ф. Крылов, Ю.Г. Корухов, В.Е. Корноухов, Л.К. Литвиненко, М.Я. Сегай, С.И. Поташник, Ф.П. Сова, Х.М. Тахо-Годи, А.Р. Шляхов, М.Б. Вандер, Е.И. Зуев, Е.П. Ищенко, В.С. Капитонов, Л.Г. Эджубов и многие другие. Определенный вклад в совершенствование трасологической экспертной практики вносят молодые ученые, развивая и дополняя концептуальные основы своих учителей. Судебно-трасологическая экспертиза - исследование следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов (носителей) и других материалов дела, проводимое лицами в установленном законом порядке для определения фактических данных, используемых в качестве, доказательств. Источником информации, необходимой для решения экспертных задач трасологической экспертизы, являются следы человека, орудий, механизмов, транспортных средств, животных, вещная обстановка места происшествия в натуре или зафиксированная на фотоснимках и в протоколах осмотра. Разносторонность исследований объясняется многочисленными и разнообразными объектами, очертить круг которых практически невозможно. Неслучайно они классифицируются по объектному основанию на четыре большие группы (виды), в каждой из них на подгруппы (подвиды). К первой группе относятся следы человека. Они включают исследования следов рук человека, ног, зубов (в том числе зубных протезов), губ, иных участков головы (кожного покрова), обуви, повреждений на одежде, ногтей и их следов и другие. Ко второй группе относятся следы орудий, инструментов, механизмов и их частей. Проводятся исследования орудий и их следов, узлов, замков, пломб, установление целого по их частям, изделий массового производства и другие. К третьей группе относятся следы транспортных средств. Они включают исследования ходовых и выступающих частей, отдельных деталей и их фрагментов. В четвертую группу входят следы животных. К ним относятся исследования следов ног, лап, зубов, когтей, подков и «тавра», т.е. клейма. Во всех группах задачи исследований самые разнообразные. Они включают в себя и классификационные, и идентификационные, и диагностические и ситуационные. Предметом любого трасологического исследования является внешнее строение следообразующего объекта, условия и механизм следообразования и их связь с обстоятельствами расследуемого события. Таким образом, трасология, как область криминалистических знаний, изучает закономерности морфологии поверхностей и функциональных свойств следообразующих объектов, и механизма взаимодействия, ведущего к отображению их признаков в следах. Она разрабатывает понятия предмета и объекта экспертиз, общую методику исследования, методы и технические средства, используемые в процессе ее производства. страница 1 страница 2 ... страница 10 страница 11gymnazya.ru
|