Методы, формы и виды контроля на уроке. Какой бывает контроль


Синонимы и антонимы «контроль» - анализ и ассоциации к слову контроль. Морфологический разбор и склонение слов

Перевод слова контроль

Мы предлагаем Вам перевод слова контроль на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • control — управление
    • внутренний контроль — internal control
    • контроль доступа — controlling access
  • monitoring — мониторинг
  • inspection — проверка, чек
    • входной контроль — incoming inspection
    • визуальный контроль — visual check
    • международный контроль — international verification
    • контроль типов — type checking
  • supervision — надзор, наблюдение
    • таможенный контроль — customs supervision
    • парламентский контроль — parliamentary oversight
  • monitor — мониторинг
    • функция контроля — monitoring function
  • testing — тестирование
    • ультразвуковой контроль — ultrasonic testing
  • hand — рука
  • Kontrolle — проверка
    • эмоции под контролем — Emotionen unter Kontrolle
    • возможность контроля — Möglichkeit der Inspektion
  • Überwachung — надзор, проверка
    • под постоянным контролем — unter ständiger Aufsicht
  • Prüfung — проверка
    • контроль за использованием — Prüfung der Verwendung
  • Prüfen — проверка
  • Sperre
  • Bewirtschaftung — регулирование
  • contrôle — управление, мониторинг, надзор, проверка
    • таможенный контроль — contrôle douanier
    • административный контроль — surveillance administrative
    • экономический контроль — supervision économique
    • контроль температуры — gestion thermique
    • система контроля — système de suivi
  • controle — проверка
  • maîtrise — господство
    • фактический контроль — maîtrise effective
  • test — проверка
    • контроль качества — test de qualité
  • monitoring — мониторинг
  • Co
  • témoin — проба
  • tutelle — надзор
  • regard — наблюдение
  • check-up — проверка

Связь с другими словами

Слова содержащие на «контроль» (10)

бесконтрольный

подконтрольный

неподконтрольный

бесконтрольность

бесконтрольное

бесконтрольная

подконтрольная

подконтрольное

неподконтрольная

неподконтрольное

Слова начинающиеся на «контроль» (7)

контрольная

контрольник

контрольное

контрольноизмерительная

контрольноизмерительное

контрольноизмерительный

контрольный

Слова заканчивающиеся на «контроль» (5)

Гипо-гиперонимические отношения

контроль власть правительство

Каким бывает контроль (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

полным паспортным жестким таможенным всяким строгим личным постоянным пограничным тотальным особым государственным абсолютным иммиграционным медицинским ментальным визуальным прямым нужным общим неусыпным международным строжайшим техническим политическим санитарным необходимым финансовым потерявшим установленным общественным военным народным рабочим эффективным непосредственным внутренним генетическим автоматическим партийным дистанционным надежным валютным тщательным билетным полицейским большим собственным правительственным усиленным внешним двойным компьютерным идеологическим негласным социальным дозиметрическим административным плотным наземным дополнительным утраченным железным мысленным

Что может контроль? Что можно сделать с контролем (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

взять осуществляться сообщить ослабнуть появиться оказаться находиться показать ссаться дать становиться казаться работать принять перейти выявить выйти распространяться обеспечиваться сидеть держать осуществлять перестать рапортовать предупредить усиливаться представлять послать начаться заняться исчезнуть занять превратиться располагаться приказать стоять проводиться зарегистрировать иметь ослабеть требовать лежать устроить проходить усилиться приводить переходить подкатить исключать обрушиться возникнуть продолжаться заключаться обнаружить преображаться отключаться чувствоваться отсутствовать принадлежать оставаться идентифицировать поступать отключить доставлять

Ассоциации к слову контроль

ситуация сторона рождаемость тело деятельность течение сознание колония вооружение соблюдение качество территория сила работа исполнение машина выполнение оборот компания разум производство тема событие ход поведение движение состояние мысль действие управление система город эмоция страна процесс время цена торговля правительство аэропорт использование планета помощь общество операция чувство население оружие экономика мышца инвестиция ребенок информация продажа наркотик рынок граница обстановка часть развитие земля средство дыхание мир

Гипонимы слова контроль

  1. власть проверка

Сфера употребления слова контроль

Морфологический разбор (часть речи) слова контроль

Часть речи:

существительное

Число:

единственное

Одушевленность:

неодушевленное

Падеж:

именительный

Склонение существительного контроль

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) контроль контроли
Родительный (кого, чего?) контроля контролей
Дательный (кому, чему?) контролю контролям
Винительный (кого, что?) контроль контроли
Творительный (кем, чем?) контролем контролями
Предложный (о ком, о чём?) контроле контролях

Предложения со словом контроль

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Политический контроль серьезно работал в вишневый сад

плохо 4

хорошо 1

2. Полицейский контроль неплохо держал в турецкому плену

плохо 4

хорошо 1

3. Полный контроль смирно лежал на желтом песке

плохо 5

хорошо 1

4. Санитарный контроль мгновенно перестал с никакой силой

плохо 5

хорошо 1

www.reright.ru

Каким бывает КОНТРОЛЬ — Карта слов и выражений русского языка

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: евхаристия — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Положительное

Отрицательное

Предложения со словом «контроль»:

  • Я будто потерял контроль.
  • Нередко полный контроль над каким-либо хозяйственным обществом достигается в социальных, политических, конкурентных целях.
  • Она ставит под угрозу благосостояние ребёнка для того, чтобы продолжать контролировать ситуацию самой, — и от этого только теряет контроль.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Методы, формы и виды контроля на уроке по ФГОС

referatyПроцесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

aujc.ru

Виды контроля

        Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.Контроль бывает двух видов: 1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы. 2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.        Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.        Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.        В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.        Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.        Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.        Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.        Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.        Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.        Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).        По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

        Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.        Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.        Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.        Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.        На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.        Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.        Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.        На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.        В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.        Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.        Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

Предыдущая Вперед Полезная информация:

ohrana-bgd.narod.ru

Вопрос 101 Каким бывает контроль?. Менеджмент

Вопрос 101 Каким бывает контроль?

Ответ

Контроль можно классифицировать по различным признакам. Так, по времени осуществления различаются:

 Предварительный контроль. Выполняется до начала осуществления деятельности. Целью этого вида контроля является определение готовности к осуществлению деятельности.

 Текущий контроль. Выполняется по ходу процесса достижения целей. Целью этого вида контроля является обнаружение отклонений от запланированного хода процесса и установление причин этих отклонений.

 Заключительный контроль. Выполняется после завершения процесса достижения целей. Целью этого вида контроля является получение информации о факте и степени выполнения задачи.

По масштабам различается полный и выборочный контроль. Полный контроль означает, что проверяется вся продукция и происходит отбраковка продукции, не соответствующей установленным требованиям к качеству. Выборочный объем производится на основе расчета или экспертной оценки объема репрезентативной («представительной») выборки. В этом случае, проверяя определенный объем продукции или услуг (выборку), можно распространить с известной степенью погрешности выводы контроля на всю совокупность продуктов или услуг.

Контроль может быть также внешним (независимым) и внутренним (ведомственным). Считается, что внешний контроль более жесткий. Но в условиях коррупции это утверждение не является абсолютным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

26. Виды контроля и их характеристика

26. Виды контроля и их характеристика

Общий - контроль управляемой системы в целом.

2. Функциональный - контроль отдельной функции или отдельного подразделения, отдельного участка.

3. Предварительный - осуществляется до фактического начала работы. Само планирование и создание организационной структуры позволяют осуществить предварительный контроль. Строгое соблюдение правил и процедур при выработке планов, четкое составление должностных инструкции, эффективное доведение формулировки целей до подчиненных – всё это способ убедиться, что планы будут реализованы, а структура будет работать, как задумано.

Предварительный контроль используется по отношению:

• К человеческим ресурсам. Устанавливается минимально допустимый уровень образования, стаж работы в данной области, анализируется деловые и профессиональные знания и навыки: (знание ПК), необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям и др.

• В отношении материальных ресурсов – вырабатывается стандарты допустимого качества поступающих материалов; тщательно выбираются поставщики для заключения договоров; проверка качества товаров, обеспечение товарных запасов на уровне, достаточном для избежания дефицита, проведение техосмотра оборудования и инвентаря.

• По отношению к финансовым ресурсам – проработка финансовых вопросов на стадии составлении финансового плана (бюджета) дает уверенность, что организация в процессе работы будет иметь достаточные средства. Бюджет дает ответы на вопросы: Сколько? Какие средства? (наличные или безналичные) потребуются предприятию.

На стадии предварительного контроля, возможно, выявить отклонения от стандартов и норм в различные моменты. Предварительный контроль имеет две разновидности:

• Диагностический – контроль, включающий такие категории как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что–то не в порядке;

• Терапевтический – позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

4. Текущий контроль – осуществляется в ходе проведения работ. Это регулярные проверки подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию планов, инструкций.

Объектом текущего контроля являются подчиненные, а субъектом – их начальники.

Задача этого контроля - своевременно выявить и скорректировать отклонения от заданных параметров, возникающие в ходе работы.

Текущий контроль основан на обратных связях (начальник обнаружил ошибки в работе подчиненных и сообщил им, что их работа неудовлетворительна, в результате подчиненные исправили ошибки и усилили внимание к выполнению операций).

Таким образом, контроль дает возможность своевременно реагировать на меняющие факторы.

Пример: Поступают жалобы от покупателей на имеющиеся сбои в продаже молочной продукции. Директор магазина, проведя текущий контроль, приходит к выводу, что зав. отделом неправильно составляла заявки поставщику, предлагает её больше внимания уделить этому вопросу.

Заведующему отделом изучает спрос покупателей по отдельным наименованиям данной группы товаров, и появляются более обоснованные заявки. Покупатель благодарен, работники отдела должны быть вознаграждены.

Появились конкуренты, приняты новые законы, изменилась технология – все это отклонения, на которые система должна реагировать. Другое название текущего контроля – оперативный.

5. Промежуточный - контроль в середине выполнения задачи или работы.

6. Заключительный (финальный) – осуществляется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с установленными ранее. Этот вид контроля предупреждает повторение ошибок в будущем, позволяет, сравнить, насколько реальны были планы и определить результативность. Роль заключительного контроля – дает информацию для дальнейшего планирования, способствует мотивации.

7. Плановый – контроль, осуществляемый в плановом порядке (например, ежемесячно, ежеквартально)

8. Внезапный – при поступлении негативных сигналов из внутренней среды предприятия (жалобы на опоздания сотрудников, они не выполняют свои должностные обязанности, чаепития, перекуры в рабочее время).

9. Внутренний контроль – обеспечивающий нормальную работу предприятия, осуществляемый его силами. ( Достижение плановых показателей, бухгалтерский контроль – соблюдение правил отчетности, точное отражение в ней операции, строгое соблюдение сотрудниками решений руководства).

10. Внешний контроль осуществляют специалисты со стороны и сторонние организации (Роспотребнадзор, Аудит, Налоговая инспекция и другие).

Вопросы для закрепления:

1. Перечислите основные виды контроля.

2. По отношению к чему используется предварительный контроль?

3. Для чего необходим внезапный контроль?

4. Кто может осуществлять внешний контроль?

5. Как часто может осуществляться плановый контроль?

Тест:

Укажите один верный вариант ответа:

1. Сколько видов контроля существует?

а) 5

б) 7

в) 8

г) 10

2. Общий контроль – это…

а) контроль управляемой системы в целом

б) контроль, осуществляемый в ходе проведения работ

в) контроль в середине выполнения задачи или работы

г) контроль, осуществляемый в плановом порядке

3. Какие две разновидности имеет предварительный контроль?

а) функциональный и плановый

б) терапевтический и диагностический

в) текущий и промежуточный

г) плановый и внезапный

4. Плановый контроль – это…

а) контроль управляемой системы в целом

б) контроль, осуществляемый в ходе проведения работ

в) контроль в середине выполнения задачи или работы

г) контроль, осуществляемый в плановом порядке

  Вперед > Содержание

uchebnik-online.com

Виды контроля

Количество просмотров публикации Виды контроля - 3660

Контроль как функция управления. Виды контроля

Под контролем понимают процесс, направленный на об­наружение количественных и качественных отклонений от запланиро­ванных показателœей. О количественных отклонениях говорят в том слу­чае, в случае если задание выполняется, но недостаточно хорошо (к примеру, выпущено продукции меньше, чем планировалось). Качественные от­клонения имеют место тогда, когда задание не выполняется (к примеру, к выпуску партии товара еще не приступили).

Управленческий контроль включает в свой состав три важных ком­понента:

‣‣‣ установление стандартов;

‣‣‣ сопоставление достигнутого за некоторый период с тем, что было запланировано;

‣‣‣ указание на способы исправления ошибок.

Контроль не всœегда приводит к обнаружению отклонений. В случае если же это произошло, крайне важно каким-то образом влиять на ситуацию. Существует две основные формы согласования плана и реального по­ложения:

1) изменение плана и его подгонка под реальные обстоятельства;

2) ужесточение требований с целью выполнения плана.

Сегодня всœе большее и большее распространение полу­чает концепция контроллинга. В соответствии с этой концепцией фун­кция контроля должна быть выделœена в виде особого подразделœения. Любое предприятие нуждается в системе постоянной оценки того, как действует предприятие в целом, а также его подразделœения и отдель­ные сотрудники (как руководители, так и подчинœенные). Особенно важно, насколько деятельность предприятия в целом и любого его сегмента соответствует стратегическим целям, стоящим перед предприятием. Это особенно важно, поскольку любые отклонения от стратегических це­лей могут привести к серьезным последствиям. Контроллинг — это система, позволяющая осуществлять такой контроль и своевременно принимать решения для того, чтобы стоящие перед предприятием стра­тегические цели были достигнуты независимо от изменений, происхо­дящих в хозяйственной ситуации.

Контроль может принимать самые разнообраз­ные формы исходя из того, какие цели он преследует. По этой причине будущий руководитель должен знать, для каких целœей контроль может использоваться. Незнание видов контроля может привести к тому, что информация, которую руководитель будет стремиться получить, будет однобокой, необъективной, а следовательно, и степень владения ситуа­цией у такого руководителя будет крайне низкой.

Прежде всœего, различают предварительный, текущий и итоговый кон­троль.

Предварительным контролем называют контроль, который пред­шествует активной деятельности и, тем более, каким-то результатам. Основная задача предварительного контроля состоит в том, чтобы вы­яснить, готова ли организация или ее подразделœение к выполнению тех или иных задач.

Предварительный контроль должна быть направлен на персонал организации, оборудование, систему управления, условия труда, матери­альные и финансовые ресурсы предприятия, продукцию и т. д.

Предварительный контроль позволяет получить очень важные ре­зультаты. В случае если организация или ее подразделœение не готовы к выпол­нению определœенных задач, для того, чтобы это стало возможным, не­обходимо изыскивать дополнительные ресурсы или средства, а также принимать организационные меры, направленные на улучшение ситуа­ции. В случае если же такая готовность имеется, можно спокойно приниматься за новое дело. Своевременный контроль, таким образом, помогает со значительной долей вероятности исключить возникновение непредви­денных ситуаций и неотвратимых ошибок.

Предварительный контроль персонала осуществляется при помощи таких средств, как тестирование, собеседование и изучение личных до­кументов. Учитывая зависимость отпоставленных целœей определяется и со­держательная сторона используемых средств (к примеру, характер воп­росов).

Текущий контроль направлен на деятельность организации и осу­ществляется с точки зрения стратегических и тактических целœей, кото­рые стоят перед ней.

Текущий контроль имеет две основные разновидности - стратеги­ческий и оперативный контроль.

Цель стратегического контроля состоит в проверке деятельности организации на соответствие ее стратегическим целям. Напомним, что стратегические цели отражают наиболее важные результаты, которые стремится достичь организация за определœенный срок.

Стратегический контроль должна быть как количественным, так и качественным. В последнем случае контролироваться могут такие ас­пекты деятельности предприятия, как внедрение научных разработок, новых технологий, улучшение условий труда и т. д.

Цель оперативного контроля — определить соответствие теку­щей деятельности определœенным критериям, нормативам и парамет­рам. В силу этого оперативный контроль в большей степени связан с производством, чем стратегический контроль.

Как правило, объектами текущего оперативного контроля являют­ся соблюдение норм и нормативов, действующих на производстве, со­блюдение распорядка работы, движение изделий в рамках технологи­ческого процесса, уровень текущих затрат денежных средств, наличие запасов сырья, материалов, неизготовленной и готовой продукции, каче­ство продукции.

Оперативный контроль, фактически, сливается с оперативным управ­лением, поскольку направлен на решение текущих, актуальных задач. Дело в том, что результаты, полученные при помощи оперативного контроля, требуют моментального принятия решений: получение ин­формации об отклонении, к примеру, в производственном процессе дол­жно сразу же вылиться в решение, связанное со способом устранения этого нарушения. Вместе с тем, оперативное управление обычно не до­пускает приостановки производственного процесса, всœе изменения в соответствии с решениями должны вноситься без приостановки про­цесса производства.

Итоговый контроль направлен на выяснение того, были ли дос­тигнуты запланированные показатели.

Как правило, итоговый контроль касается не только сравнения зап­ланированных показателœей с реальными. Он предполагает также вы­явление причин, по которым результаты именно такие. Вместе с тем, итоговый контроль является основанием для составления будущих пла­нов, а также рекомендаций и указаний для работников.

С точки зрения степени охвата͵ различают сплошной (полный) и выборочный контроль.

При сплошном контроле проверяется весь объём выполненной работы, то есть каждая единица выполненной продукции.

Сущность выборочного контроля состоит в том, что проверяется не весь объём работы, а некоторая случайно выбранная ее часть.

К выборочному контролю прибегают в том случае, когда нет воз­можности проверить каждую единицу контроля. К примеру, далеко не всœегда есть возможность проверить качество каждой единицы боль­шой партии товара. В этом случае и проводят выборочный контроль. Наличие статистических закономерностей позволяет на основании про­верки части партии с большей или меньшей степенью достоверности предположить, к примеру, сколько бракованного товара будет содер­жаться во всœей партии. А это позволяет предсказать, сколько товара будет возвращено и потребуется заместить качественным товаром.

referatwork.ru