Лайфхак от налогового адвоката. Что отвечать на вопросы налогового инспектора при допросе. Вопросы налоговые


Лайфхак от налогового адвоката. Что отвечать на вопросы налогового инспектора при допросе

Продолжение статьи "Защита от вменения умысла в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) vs. Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@"

В данной части текста приведены комментарии и рекомендации к вопросам с 1 по 16 Перечня вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников, по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей – Приложение 1 к Методическим рекомендациям N ЕД-4-2/13650@

 

Общие рекомендации.

Свидетельские показания как вид доказательства должны использоваться налогоплательщиком для защиты также активно, как это делает инспекция при доказывании схем уклонения от уплаты налога.

При этом целью налогоплательщика будет опровержение довод инспекции о фиктивности отношений между реальным поставщиком и фиктивными производителями работ (услуг), о непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Таким образом, налогоплательщику целесообразно использовать свидетельские показания, которыми подтверждается реальность взаимоотношений с контрагентом.

 

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

Комментарий.

Группа вопросов с 1 по 5 относится к анкетным данным, большая их часть содержится в Форме "Протокол допроса свидетеля" – Приложении 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (вместе с "Основаниями и порядком продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки", "Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации)").

Ответ на данные вопросы обычно не вызывает затруднения у свидетелей. При этом называть точные данные о датах работы, наименовании своей специальности свидетелю не обязательно. Если же инспектор будет настаивать на точности ответа, свидетелю целесообразно сослаться на забывчивость, дать обещание уточнить дома по документам.

 

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

Комментарий.

Данный вопрос определяет круг лиц, подлежащих в дальнейшем допросу с целью установления обстоятельств проявления должной осмотрительности, реальности операций, а также сопоставления показаний свидетеля с показаниями названных им лиц на предмет выявления противоречий в их показаниях.

Рекомендации.

Свидетелю следует внимательно отнестись к упоминанию людей, занимающихся подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1", с учетом следующих обстоятельств:

- в организациях круг лиц занимающихся подбором поставщиков, субподрядчиков, чаще всего определен локальными актами (приказами, должностными инструкциями, положениями и т.п.), соответственно, имеет смысл упоминать таких лиц, в отношении которых свидетель точно знает, что вышеуказанная работа входит в круг их должностных обязанностей в соответствии с распорядительными документами организации;

- упоминание свидетелем лиц, которые в последующем дадут показания, противоречащие его показаниям, фактически является показанием против себя.

 

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

Комментарий.

Данный вопрос связан, в частности с выполнением рекомендаций, изложенных в частности в Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», а именно: «В целях оценки действий налогоплательщика необходимо оценивать обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком, исследовать вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.»

Соответственно в последующем следует ожидать вопроса о том, каким образом был найден контрагент, в отношениях с которым инспекциях подозревает схему уклонения от уплаты налогов.

Доказывание должной осмотрительности при выборе контрагента относится к деятельности проверяемого налогоплательщика в ходе проверки. Налогоплательщик должен обладать документальным подтверждением обстоятельств проявления должной осмотрительности.

Рекомендации.

Свидетелю, в должностные обязанности которого поиск и выбор контрагентов, не входит, имеет смысл сообщить об этом инспектору, в т.ч. сославшись на неосведомленность по данному вопросу.

Свидетелю, должностными обязанностями которого является поиск и выбор контрагентов, имеет смысл владеть положениями внутреннего локального акта о порядке поиска и выбора контрагентов, в том числе о реквизитах этого документа, о чем следует сообщить инспектору.

 

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Комментарий.

Группа вопросов с 8 по 11 имеет целью установить лиц, причастных к организации схемы уклонения от уплаты налогов либо обналичивания денежных средств, определить их роль в выявленной схеме для доказывания в дальнейшем умысла исполнителя преступления, а также квалификации соучастия в порядке ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Рекомендации.

Аналогично ответу на вопрос 7

 

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Комментарий.

Группа вопросов с 12 по 16, как указано в Перечне, задается для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

Между тем личность руководителя-контрагента известна инспекторам из баз данных налоговых органов. Полагаю, что данные вопросы направлены на получение сведений, которые в дальнейшем будут сопоставлены с ответами руководителя-контрагента, с целью выявления противоречий в показаниях. Так, согласно п. 9 Методических рекомендаций N ЕД-4-2/13650@ инспекторам целесообразно сопоставлять противоречащие друг другу ("конкурирующие") показания различных лиц и проводить повторные опросы и допросы с учетом уже полученной информации.

Кроме того, вопросы 12 и 13 могут использоваться для доказывания взаимозависимости контрагентов. Имеется судебная практика, признавшей дружеские отношения одним из обстоятельств, свидетельствующих о взаимозависимости. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 N 09АП-60467/2015 по делу N А40-167386/14 указано следующее: «Апелляционный суд находит подтвержденным факт того, что участниками спорных хозяйственных отношений являлись взаимозависимые лица, исходя из следующих обстоятельств….:

…Кулик Л.М. в качестве контактного лица по своему счету указал как друга Литвака Игоря Михайловича (заместителя генерального директора ЗАО "РОСС") с указанием личного телефонного номера Литвака Игоря Михайловича».

Рекомендации.

В данном случае рекомендации зависят только от индивидуальных обстоятельств налоговой проверки.

Окончание

zakon.ru

Налоговые проверки: вопросы и ответы

Вопросы налогового контроля всегда вызывают интерес у налогоплательщиков, причем независимо от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения. Представляем нашим читателям обзор разъяснений главного финансового ведомства по вопросам проведения налоговых проверок и оформления их результатов.

Камеральная налоговая проверка

Вопрос: Вправе ли налоговый орган выставлять налогоплательщику требование на представление документов для проведения камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации?

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224 ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2009 (за исключением отдельных его положений), установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).Поскольку НК РФ не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, максимальный срок ее проведения с 01.01.2009 установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с п. 3, 6, 7, 8 и 9 ст. 88 НК РФ. Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения. Такие разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 18.02.2009 № 03 02 07/1-75.

Также финансисты напомнили, что согласно п. 6 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности истребовать документы в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Вопрос: В каких случаях при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подлинники первичных документов?

Статьей 88 НК РФ установлены случаи, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы. Такие документы налогоплательщик представляет на основании п. 2 ст. 93 НК РФ в виде заверенных им копий. Налоговый орган при проведении налоговой проверки имеет право ознакомиться с подлинниками документов в случае необходимости. Это прямо установлено вышеназванным пунктом. Минфин отмечает, что такая необходимость может возникнуть, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Вопрос: Где должно происходить ознакомление налогового органа с представленными налогоплательщиком подлинниками документов во время проведения камеральной налоговой проверки?

Поскольку камеральная налоговая проверка согласно п. 1 ст. 88 НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Вопрос: Каков порядок сообщения налоговым органом налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и (или) противоречиях между сведениями, представленными последним, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа?

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором подробно указывается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Выездная налоговая проверка

Вопрос: Каковы критерии отбора налогоплательщиков при включении в план выездных налоговых проверок?

В целях создания единой системы планирования налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Отныне каждый налогоплательщик может самостоятельно определить вероятность попадания в поле зрения ФНС.

А в конце 2008 года ФНС Приказом от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ внесла изменения в данный документ, утвердив так называемый 12 й критерий оценки рисков – ведение финансово хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.В связи с этим специалисты Минфина в Письме от 05.02.2009 № 03 02 08-12 сообщили, что при реализации целей налогового контроля определяются критерии для отбора объектов проведения выездных налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Полагаем, что указанные критерии не отождествляются с заданиями налоговым органам по взысканию доначисленных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов по результатам выездных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля.

Вопрос: Обязан ли налоговый орган возвращать налогоплательщику копии документов, полученные им в ходе налоговой проверки?

В Письме от 05.02.2009 № 03 02 07/1-47 специалисты главного финансового ведомства разъяснили, что ст. 89 НК РФ не установлена обязанность налогового органа возвращать налогоплательщику копии документов, полученные налоговым органом до принятия решения о приостановлении выездной налоговой проверки, а также не предусмотрены ограничения по исследованию копий документов налогоплательщика, в том числе с учетом информации, полученной при проведении мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ.

Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки общества налоговому органу представлены надлежащим образом оформленные документы (товарные накладные и счета-фактуры), подтверждающие произведенные обществом расходы. При истребовании налоговым органом документов у контрагента-налогоплательщика установлено, что документы контрагента не содержат информации о произведенных налогоплательщиком расходах (вследствие допущенной контрагентом технической ошибки). После обнаружения данной ошибки контрагентом внесены исправления в документы, копии которых направлены налогоплательщику и в налоговый орган вместе с пояснениями о допущенной ошибке. Обязан ли налоговый орган при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки принять во внимание наличие исправленных документов?

Федеральным законом от 27.07.2006 № 137 ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» встречная проверка отменена.Истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках налогоплательщика может производиться в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в период приостановления выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ), а также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 93.1 и п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно пп. 11 и 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки и документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.Учитывая изложенное, специалисты Минфина предположили, что решение по результатам выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа (Письмо Минфина РФ от 14.09.2009 № 03 02 07/1-425).

Вопрос: По результатам проведения вышестоящим налоговым органом в 2009 году повторной выездной налоговой проверки организации были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, не обнаруженные при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, которая была завершена в 2007 году. В связи с этим налогоплательщику было предложено уплатить сумму налогов, пени и штрафов. Правомерно ли начисление налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки, учитывая вывод Конституционного Суда, сделанный в Постановлении от 17.03.2009 № 5 П?

Поскольку из письма неясно, когда налоговым органом было принято решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки организации, не представляется возможным сделать вывод о правомерности начисления налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки.

Вывод, сделанный Конституционным Судом в Постановлении от 17.03.2009 № 5 П, относится к случаю, когда вышестоящий налоговый орган принимает решение, влекущее изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (Письмо Минфина РФ от 06.07.2009 № 03 02 07/1-342).

Вопрос: Каковы права и обязанности правопреемника организации-налогоплательщика, реорганизованной в виде разделения, при проведении выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией?

В соответствии с п. 6 и 11 ст. 50 НК РФ при разделении юридические лица, возникшие в результате этого, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.В силу п. 2 указанной статьи правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Пунктом 11 ст. 89 НК РФ оперделено проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика. Указанная проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Кроме того, проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом НК РФ не установлены специальные правила для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица (Письмо Минфина РФ от 05.02.2009 № 03 02 07/1-48).

Вопрос: Должны ли территориальные налоговые инспекции при проведении выездных налоговых проверок обособленных подразделений организации в рамках проведения выездной налоговой проверки организации оформлять и направлять в адрес проверяемых подразделений отдельные требования о представлении документов согласно п. 1 ст. 93 НК РФ применительно к деятельности проверяемого обособленного подразделения организации?

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 28.07.2009 № 03 02 07/1-389, должностное лицо территориального налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку филиала в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации, вправе вручить требование о представлении документов, относящихся к деятельности филиала, его руководителю, уполномоченному проверяемой организацией представлять ее интересы в отношениях с налоговыми органами.

Вопрос: Обязан ли налоговый орган после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля по выездной налоговой проверке составить акт, фиксирующий доказательства, выявленные в ходе этих мероприятий, ознакомить налогоплательщика с этим актом, вручить копию акта и дать право на представление письменных возражений, а также обсудить их с налогоплательщиком?

Налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо Минфина РФ от 19.06.2009 № 03 02 07/1-321).

Результаты проверки

Вопрос: Каков порядок рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах? Предусмотрена ли обязательность привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом?

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.Согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В НК РФ не содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом.Таким образом, обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы НК РФ и каким либо иным документом не предусмотрена (Письмо Минфина РФ от 24.06.2009 № 03 02 07/1-323). Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина РФ от 03.06.2009 № 03 02 08/46.

Вопрос: Применяется ли положение п. 5 ст. 101.2 НК РФ об обязательном предварительном обжаловании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящем налоговом органе, если решение о проведении выездной проверки вынесено до 01.01.2009, а решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято в 2009 году?

Положения п. 5 ст. 101.2 НК РФ применяются в случае, когда решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено начиная с 1 января 2009 года (Письмо Минфина РФ от 23.07.2009 № 03 02 07/1-381).

Вопрос: Каков срок составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, согласно ст. 101.4 НК РФ?

НК РФ не установлен период времени, в течение которого должен быть составлен указанный акт. Согласно мнению Минфина, представленному в Письме от 22.01.2009 № 03 02 08-7, акт должен быть составлен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения должностным лицом фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ).

Налоговый контроль: общие вопросы

Вопрос: Статьей 82 НК РФ предусмотрены разные формы налогового контроля, в том числе такие как доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика, осмотр помещений, документов, истребование и выемка документов. Однако эти формы контроля осуществляются только в рамках налоговой проверки. Не вступают ли в противоречие ст. 82 НК РФ и ст. 87 – 89, 91 – 94 НК РФ в части зависимости одной формы налогового контроля от другой?

Специалисты Минфина в Письме от 06.03.2009 № 03 02 07/1-113разъяснили что осуществление таких форм налогового контроля, как доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика, осмотр помещений, документов, истребование и выемка документов, предусмотренные ст. 82 НК РФ, которые осуществляются только в рамках налоговой проверки, не приводит к противоречию ст. 82 НК РФ и ст. 87 – 89, 91 – 94 НК РФ в части зависимости одной формы налогового контроля от другой.

Вопрос: Какие документы и в каком порядке обязан представить налогоплательщик в налоговый орган для подтверждения своей добросовестности при заключении сделок с контрагентами? Какие меры, предпринятые налогоплательщиком, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента?

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, оформленные надлежащим образом документы, требуемые для исчисления и уплаты налогов, другие документы, необходимые для налоговых проверок (пп. 6 п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п. 9 и 12 ст. 89, ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Чиновникам Минфина представляется, что меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (Письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03 02 07/1-177).

Источник: Журнал "Упрощённая система налогообложения: Бухгалтерский учет и налогообложение"

delovoymir.biz

Налогообложение вопросы к экзамену

  • Экономическая сущность налогов, роль государства в их возникновении. Кейнсианство и монетаризм.

  • Воззрения ученых на место и роль налогов в экономике государства. Налоговые теории.

  • Налоговые принципы и их краткая характеристика.

  • Налоговый кодекса Российской Федерации, его структура и назначение.

  • Налоговая система Российской Федерации, ее структура и принципы построения.

  • Налоговая политика государства, ее цель, методы и задачи.

  • Налоговое бремя, исчисление и влияние на экономику. Кривая Лаффера.

  • Функции налогов, их общая характеристика.

  • Элементы налога, их краткая характеристика. Отличие налога от сбора.

  • Система налогов в Российской Федерации, ее краткая характеристика.

  • Полномочия региональных и местных органов власти по установлению налогов и сборов.

  • Субъект налогообложения, налоговые резиденты и нерезиденты.

  • Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.

  • Общий порядок исчисления налоговой базы, приведите примеры расчёта налоговой базы.

  • Налоговый и отчётный периоды.

  • Виды налоговых проверок и их краткая характеристика.

  • Налоговые льготы, их сущность и назначение.

  • Порядок и сроки уплаты налога.

  • Прямые и косвенные налоги в Российской Федерации, их характеристика.

  • Участники налоговых правоотношений, их краткая характеристика.

  • Налоговое администрирование: цели и методы.

  • Основные права и обязанности налоговых органов. Налоговая тайна.

  • Налоговая декларация: назначение, состав, внесение дополнений и изменений.

  • Зачёт и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

  • Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения.

  • Основные права и обязанности налогоплательщиков.

  • Основные формы и методы налогового контроля.

  • Налоговые правонарушения, виды и ответственность за их совершение.

  • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

  • Понятие налогового механизма и его структура

  • Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.

  • Отсрочка, рассрочка по уплате налога, основания для их предоставления.

  • Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия предоставления.

  • Состав и структура налоговых органов.

  • Реализация товаров, работ, услуг для целей налогообложения.

  • Специальные налоговые режимы: виды и краткая характеристика.

  • Налог на прибыль организаций. Элементы налога и их характеристика.

  • Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.

  • Особенности исчисления налога на прибыль организаций по иностранным организациям.

  • Порядок налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов.

  • Налог на добавленную стоимость. Элементы налога и их характеристика.

  • Особенности применения налоговой ставки 0 % при исчислении налога на добавленную стоимость.

  • Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и основания их применения.

  • Акцизы. Элементы налога и их характеристика.

  • Обязанности налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, привести примеры.

  • Особенности исчисления акцизов по алкогольной продукции.

  • Особенности исчисления акцизов по денатурированному этиловому спирту.

  • Особенности исчисления акцизов по прямогонному бензину.

  • Изменение порядка исчисления и уплаты страховых взносов с 01.01. 2010г.

  • Налог на имущество организаций, особенности взимания. Элементы налога и их характеристика

  • Особенности налогообложения налогом на имущество организаций иностранных организаций.

  • Особенности уплаты налога на имущество организаций.

  • Земельный налог, особенности взимания. Элементы налога и их характеристика.

  • Транспортный налог, особенности взимания. Элементы налога и их характеристика.

  • Налог на имущество физических лиц. Элементы налога и их характеристика.

  • Налога на доходы физических лиц. Элементы налога и их характеристика.

  • Налоговые вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

  • Налог на добычу полезных ископаемых. Элементы налога и их характеристика.

  • Водный налог. Элементы налога и их характеристика.

  • Сбор за пользование объектами животного мира, порядок взимания.

  • Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов порядок взимания.

  • Единый сельскохозяйственный налог. Элементы налога и их характеристика.

  • Упрощенная система налогообложения. Элементы налога и их характеристика.

  • Упрощенная система налогообложения. Объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

  • Упрощенная система налогообложения. Объектом налогообложения – доходы.

  • Упрощенная система налогообложения на основе патента.

  • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Элементы налога, их характеристика.

  • Государственная пошлина. Порядок уплаты и возврата государственной пошлины.

  • studfiles.net

    Вопросы налогообложения - Энциклопедия по экономике

    Существует несколько стратегических подходов к преодолению данного ограничения. Поставщик услуги может научиться работать с более многочисленными группами клиентов. Психотерапевты уже переключились с терапии отдельных лиц или небольших групп на работу с большими аудиториями, когда в танцевальном зале отеля на сеансе психотерапии присутствует сразу более 300 человек. Поставщик услуги может научиться работать быстро. Тот же самый психотерапевт может тратить на каждого пациента не по 50, а по 30 минут и принять гораздо больше людей. Организация обслуживания может подготовить большее число поставщиков услуг и тем самым укрепить доверие к себе со стороны клиентов, как это сделала, скажем, фирма X. энд Р. Блок , расширив свою общенациональную сеть консультантов по вопросам налогообложения.  [c.639] В рамках ОПЕК они по крайней мере успешно провели оборонительные меры против снижения справочных цен и фактически добились увеличения своих средних доходов на баррель нефти путем уменьшения сбытовых скидок и выделения арендной платы из подоходного налога. В ходе индивидуальных переговоров им удалось добиться компромиссов по ряду вопросов налогообложения, возвращения концессионных участков и темпов добычи нефти. Но они не смогли еще достичь полного контроля над эксплуатацией своих природных ресурсов, к которому стремились их наиболее радикальные государственные деятели, как не удалось и странам-потребителям установить контроль над другим концом рынка — переработкой и сбытом нефти.  [c.240]

    Основание для исключения в целях налогообложения состоит в том, что многие страны предпочитают регулировать международные налоговые отношения посредством заключения отдельных договоров, специально регулирующих вопросы налогообложения. Исключение разрешает стране заключать налоговое соглашение, предоставляющее специальный налоговый режим инвестициям другой страны в обмен на другие уступки без ущерба для других стран,  [c.77]

    Важнейшие преимущества лизинга состоят в обширном пакете услуг, предоставляемых в рамках этой формы кредитования. В частности, он включает организацию и кредитование транспортировки, монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга, обеспечение запасными частями, консультационные услуги, например по вопросам налогообложения, соблюдения таможенных формальностей организационные, координирующие и информационные услуги. Возможность получения оборудования под ключ высвобождает время арендатора для решения других вопросов его деятельности. Все это придает лизинговому кредитованию гибкость, позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры при закупке необходимого оборудования. Клиент сам принимает участие в определении содержания и организации сделки, совместно с лизинговой компанией согласовывает основные условия кредитования срок аренды, сумму и периодичность арендной платы и др. Таким образом, лизинг — весьма демократичная форма кредитования инвестиций, которая отвечает стремлению хозяйственных организаций к большей самостоятельности.  [c.274]

    Каждая из договаривающихся сторон оставляет за собой право определять отрасли и сферы деятельности, в которых исключается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов. Режим наиболее благоприятствуемой нации не распространяется на преимущества, которые договаривающаяся сторона предоставляет или предоставит в будущем в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, а также в связи с соглашением об устранении двойного налогообложения или на основании других договоренностей по вопросам налогообложения.  [c.223]

    В частности, Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло Закон от 30 декабря 1999 г. № 252-34 О некоторых вопросах налогообложения в 2000—2003 годах , предусматривающий поэтапное снижение ставки налога на прибыль, поступающей в городской бюджет, с 19% в 2000 г. до 17% в 2003 г. Для организаций, осуществляющих посреднические операции, для страховщиков, кредитных организаций ставка налога на прибыль установлена в размере 22%.  [c.109]

    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Вопросы налогообложения и налоговой политики, включая классификацию налогов, рассмотрены в гл. 4.  [c.196]

    Предложения клиентов о снижении налоговых платежей и мошенничество в вопросах налогообложения 98 (47) Конфликт интересов и независимость 35 (16) Предложения клиентов об изменении данных  [c.527]

    Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. На этом уровне должны разрабатываться и правила (стандарты) по специфическим видам аудита.  [c.31]

    Например, задача создания отраслевого классификатора аудиторских услуг решается на базе класса 7412000 Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения . Согласно Классификатору вид деятельности, закодированный как 7412 — Деятельность в области составления счетов, бухгалтерского учета и ревизий, консультации по вопросам налогообложения , включает виды деятельности, связанные с регистрацией коммерческих операций для предприятий, подготовкой финансовых счетов, анализом этих счетов и подтверждением их точности, аудиторской деятельностью, а также подготовкой для частных лиц или предприятий деклараций о налогах. Сюда включаются связанные с этим консультативные услуги и представительство (кроме юридического представительства) от имени клиентов перед налоговыми органами.  [c.82]

    Консультационные услуги. Это наименее поддающийся точному определению вид услуг. Данные услуги включают подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности наложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, рекомендаций по организации первичного учета, учетных решений, соответствующих заключенным предприятием (организацией, учреждением) хозяйственным договорам (контрактам).  [c.100]

    Разъяснение ГНС РФ № 05-02-11/74 от 18.12.97 по отдельным вопросам налогообложения ценных бумаг.  [c.597]

    О внесении изменений в Постановление Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения (Постановление Верховного Совета РФ № 3257—1 от 10.06.92).  [c.625]

    В доступной форме изложен порядок организации учета поступления и движения основных средств, их амортизации и ремонта. Подробно рассматривается отражение лизинговых операций, инвентаризации и переоценки основных средств. Большое внимание уделено вопросам налогообложения операций с основными средствами. Материал базируется на действующих нормативных актах с последними изменениями и дополнениями. Приведены многочисленные практические примеры.  [c.269]

    Специалистам финансово-экономических профессий Издательский дом ФБК-ПРЕСС знаком и по периодическим изданиям Финансовые и бухгалтерские консультации , Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации , Вопросы налогообложения , Ваш налоговый адвокат .  [c.6]

    К базовым актам можно отнести и Закон РСФСР О государственной налоговой службе в РСФСР № 943-1 от 21.03.91, регулирующий сбор и контроль налогов, права, обязанности и ответственность налоговых органов, а также санкции по всем видам налогов. Кроме упомянутых основополагающих документов налоговое законодательство России включает в себя ряд законов об отдельных нало гах и указы Президента РФ по вопросам налогообложения,  [c.355]

    Следует упомянуть и постановления Правительства РФ, в которых рассматриваются вопросы налогообложения, отнесенные к его ведению. Эти постановления Правительство РФ принимает во исполнение законодательных актов, поскольку, как орган исполнительной власти, не вправе самостоятельно принимать решения о налогах. Правительство представляет в Государственную Думу Федерального Собрания России законопроекты, что является выражением законодательной инициативы. Окончательное решение о налоговых законопроектах, внесенных Правительством, принимает федеральный орган законодательной власти.  [c.355]

    Письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 03.03.97г. №№01-31/37, ВУ-6-05/166 "О некоторых вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешних облигационных займов 1997 года"  [c.513]

    Налоги и налоговое право . Фундаментальное учебное пособие для вузовского и послевузовского образования, а также для практиков, сталкивающихся с вопросами налогообложения.  [c.287]

    В 1990-е гг. появляются новые специализированные периодические издания по вопросам налогообложения газеты Налоги , Налоговая полиция (с июля 1994 г.), журнал Налоговый вестник (с 1995 г.).  [c.308]

    Развитие местного самоуправления связано с проблемами налогообложения использованием местных налогов для формирования доходов муниципальных образований, определением уровня самостоятельности последних в решении вопросов налогообложения. Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в налоговой сфере не соответствуют их роли в решении социально-экономических проблем. В настоящее время большинство региональных и местных налогов и сборов не обеспечивают поступлений в соответствующие бюджеты. Основным источником доходов для многих региональных и местных бюджетов остаются средства, поступающие от федеральных налогов, а также трансферты, субсидии и дотации.  [c.312]

    Сложность и многообразие подзаконных правовых актов по вопросам налогообложения вызывает многочисленные нарекания налогоплательщиков. Осуществлять экономическую деятельность, не нарушая норм, изложенных в тысячах инструкций, разъяснений и писем, касающихся вопросов налогообложения, может лишь предприятие, имеющее штат собственных налоговых экспертов, не уступающий по численности и опыту налоговым и иным контрольным службам.  [c.317]

    В 1998 г. в России попытались решения задач совместить. В результате ни та, ни другая задачи не были выполнены. Вместо единого документа — Налогового кодекса в настоящее время действуют его отдельные нормы параллельно с отдельными нормами прежних актов налогового законодательства. Уже сегодня ясно, что Налоговый кодекс в ближайшие годы не станет документом прямого действия. Сохранятся не только самостоятельные законы по определенным видам налогообложения, но и масса постоянно издаваемых, изменяемых и дополняемых подзаконных актов по вопросам налогообложения. Важно отметить, что вступление в силу части первой НК уже вызвало новую волну проектов, содержащих поправки и изме-  [c.410]

    Для студентов экономических специальностей, а также широкого круга лиц, интересующихся вопросами налогообложения.  [c.2]

    Всесторонняя компьютеризация налогового процесса не только создает возможность широкого охвата налогоплательщиков с целью их учета и контроля, но и расширяет поле образовательной деятельности по вопросам налогообложения. В настоящее время в России успешно функционируют международные центры дистанционного обучения и подготовки менеджеров. Эта практика расширяет возможности универсализации учета, отчетности и контроля, что, в свою очередь, снижает вероятность повсеместного ухода от налогов. Все это в целом способствует унификации российского налогообложения, продвижению его к международным стандартам.  [c.180]

    Развитие имущественных прав предприятий и граждан и вопросы налогообложения их имущества.  [c.326]

    Большое внимание уделено вопросам налогообложения доходов физических лиц, расчетам с государственными внебюджетными фондами, расчетам дополнительной заработной платы, гарантиям и компенсациям, бухгалтерскому учету затрат и расчетам по оплате труда, в том числе в бюджетных учреждениях, составлению статотчетности с учетом всех действующих нормативных актов.  [c.271]

    Административная юрисдикция по объему разрешаемых дел, широте и многообразию затрагиваемых интересов государства, общества и граждан, количеству осуществляющих ее субъектов является одной из самых значительных. Ежегодно в стране рассматривается около 80 млн дел об административных правонарушениях. От эффективности организации административной юрисдикции в значительной мере зависит состояние правопорядка в стране, в том числе и в социально-экономической сфере. Поданным МНС России, только в 1999 г. было рассмотрено свыше 10 тыс. жалоб на действия налоговых инспекций различных уровней по вопросам налогообложения. В результате рассмотрения возникших споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции разрешены 7123 дела по искам налогоплательщиков и 256 202 иска налоговых органов к налогоплательщикам.  [c.235]

    В 1999 г. налоговыми органами Российской Федерации рассмотрено 10 590 жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов различных уровней по вопросам налогообложения (в 1998 г. — 15 846). Признаны обоснованными и удовлетворены 3831, или 36% общего количества рассмотренных жалоб (в 1998 г. — 5465 (34%).  [c.403]

    В жалобах ставятся самые разнообразные вопросы, связанные с правильностью отнесения затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), обоснованностью применения льгот, а также отменой штрафных санкций по решениям налоговых органов. В целях сокращения поступления жалоб налогоплательщиков налоговыми органами проводится разъяснительная работа по вопросам налогообложения путем публикации информационных материалов в печати, выступлений специалистов налоговых органов по радио и на телевидении, на проводимых с руководителями и главными бухгалтерами организаций семинарах, письменных разъяснений по запросам налогоплательщиков и т.п. В некоторых налоговых органах создаются территориальные консультационные пункты, которые призваны широко информировать налогоплательщиков о позициях налоговых органов по вопросам налогообложения и частично снимать возникающие противоречия в толковании норм налогового законодательства.  [c.405]

    Мотивировка. Для отделения корпораций может быть много причин — от желания отказаться от совместной деятельности в пользу более выгодной сделки до вопросов налогообложения. В некоторых случаях какая-либо корпоративная структура может представлять большую ценность для компании Б, чем для компании А — нынешнего владельца данной структуры. Если будет произведено отделение, может произойти смена партнеров совместной деятельности. Составные части имеют большее значение, чем компания в целом.  [c.404]

    По мнению налоговых органов, выраженном в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли, доведенных письмом Госналогслужбы РФ от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768, при отнесении производственных затрат к капитальным вложениям производственного назначения следует руководствоваться Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 3 декабря 1996 г. № 123.  [c.196]

    Обратим внимание, что обратиться к названной Инструкции рекомендуется в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли, доведенных письмом Госналогслужбы РФ от 27 октября 1998 г. № ШС-б-02/768 .  [c.202]

    Облекая решения по вопросам налогообложения в форму закона, государственная власть пресекает попытки обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности, поскольку режим законности предполагает безусловное исполнение законов. Для граждан, настаивающих на нецелесообразности тех или иных налоговых норм, остается единственная возможность для конструктивных политических действий— добиваться внесения через парламент изменений, дополнений в текст налогового закона, либо требовать его отмены. При этом до тех пор, пока норма не будет изменена или отменена, налогоплательщик обязан неукоснительно ее выполнять .  [c.206]

    Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, независимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналити-ческую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.  [c.348]

    Письмо ГНС РФ и МФ РФ от 08.12.93г. №НП-4-01/196н и №142 "О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бу-маг"(с изменениями и дополнениями)  [c.512]

    В то же время методология налогообложения в первых книгах не получила полного освещения. Этот основополагающий вопрос налогообложения был изложен тезисно. Главной целью указанных изданий было освещение методических основ налогообложения в России.  [c.6]

    economy-ru.info

    Более 120 тысяч ответов на вопросы по налоговой тематике опубликовано в сервисе «Часто задаваемые вопросы» | ФНС

    77 город Москва

    Дата публикации: 16.02.2014 09:00

    Федеральная налоговая служба подвела итоги работы сервиса «Часто задаваемые вопросы». За 2013 год количество обращений к сервису составило 248 420. Чаще всего граждане обращаются с вопросами о нормах действующего налогового законодательства, ставках имущественных налогов, льготах, налоговых вычетах. Кроме того, налогоплательщики активно интересуются работой электронных сервисов ФНС России.

    В настоящее время в базе данных сервиса содержится 122 376 ответов на самые популярные вопросы. Они структурированы по 20 тематикам в алфавитном порядке (акцизы, водный налог, госпошлина и другие) и по уровням (федеральный и региональный). Информация федерального уровня – вопросы по сервисам ФНС России, налоговому законодательству; регионального уровня - контакты инспекций, платежные реквизиты, региональные льготы и т.п.

    Чтобы упростить поиск нужного ответа, пользователь может воспользоваться поисковой системой без определения категории и уровня вопроса, введя в поле «Текст» ключевое слово (словосочетание) по запрашиваемой информации.

    База данных с ответами на самые часто задаваемые вопросы постоянно пополняется новой информацией в зависимости от потребностей пользователей. Кроме того, граждане могут оставить свои отзывы о работе сервиса и высказать предложения по его улучшению.

    Интернет-сервис «Часто задаваемые вопросы» был создан для повышения качества информирования налогоплательщиков. Сервис представляет собой базу ответов на самые актуальные вопросы налогоплательщиков, благодаря которой каждый пользователь может оперативно получить квалифицированный ответ на свой вопрос, сэкономив время на посещение инспекции или телефонный звонок.

    www.nalog.ru

    Налоговые вопросы

    Thursday , August 30 2018
    • О газете
    • Объявления
    • Архив
    • Подписка
    • Рекламодателям
    • Контакты
    • Home
    • Колонка юриста

      Права не-граждан ЕС после развода или смерти супруга-гражданина ЕС

      6 hours ago

      На какие правила опираться гражданам с двумя паспортами: британские или европейские?

      7 hours ago

      Прием в российское гражданство могут упростить

      4 days ago

      Новое руководство для Хоум Офис по возмещению расходов на апелляции

      7 days ago
    • Недвижимость

      Кредит по карману. Ипотечный гид. Часть 3

      7 days ago

      Как купить недвижимость в Великобритании? Ипотечный гид (Часть 2)

      26 July, 2018

      Как купить недвижимость в Великобритании? Ипотечный гид (Часть 1)

      12 July, 2018

      Как купить недвижимость в Великобритании?

      29 June, 2018
    • Консультант

      Защита работника – забота работодателя

      6 hours ago
      • Оплата совместного родительского отпуска

        4 days ago
      • Бизнес-неделя 25 – 30 августа

        4 days ago
      • Шпион, выйди вон!

        6 days ago
      • УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ В UK. ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА 60

        3 weeks ago
      • Факт дискриминации должен быть подтвержден

        4 weeks ago
      • Бизнес-неделя 6 – 12 августа

        4 weeks ago
    • Интервью

      ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ – ВЛАДИМИР ЩЕРБАНЬ

      20 July, 2018
      • Henley Royal Regatta: Диана Дымченко

        6 July, 2018
      • Энергия и увлеченность

        22 June, 2018
      • Таня Штейнберг: «Между добросовестностью и пофигизмом»

        16 June, 2018
      • Всё в порядке, или Не хламом единым

        14 June, 2018
      • Украинская культура – камертон нашей души

        31 May, 2018
      • Юрий Веденяпин: Гам зу ле-това!

        11 May, 2018
    • Выходные
      • Театр
      • Концерты
      • Выставки
      • Не пропустите
      • Выходной день
      • Фоторепортаж

      Афиша 31 августа – 2 сентября

      6 hours ago
      • Карнавал Notting Hill

        4 days ago
      • Эд Рушей и поп-арт в National Gallery

        5 days ago
      • Парусная регата Cowes Week

        3 weeks ago
    • Образ жизни
      • Психология

      Prima Britannia Laser & Skin Clinic

      16 June, 2018
      • «Самое интересное в Лондоне – талантливые люди, которые здесь живут»

        24 April, 2018
      • Бизнес из подорожника

        10 November, 2017
      • Beauty Ambition: профессия за день и школа вместо кухни

        21 September, 2017

    pulse-uk.org.uk

    Отвечаем на сложные налоговые вопросы. Раздел "Налогообложение"

    Лермонтов Ю. М.,советник государственнойгражданской службы РФ3 класса

    Вопрос 1. Организация, находясь на общей системе налогообложения, приобрела в сентябре 2012 г. оборудование. Оплата за указанное оборудование происходит с отсрочкой платежа в 2014 г. С 2013 г. организация переходит на специальный налоговый режим УСН (доходы минус расходы). Оборудование введено в эксплуатацию в сентябре 2012 г. Возможно ли начислять амортизацию (учитывать расходы) по указанному оборудованию в период применения УСН? В 2013 г. организация принимает решение о возврате на общий режим налогообложения. Как определить срок начисления амортизации по данному оборудованию для целей исчисления налога на прибыль в 2014 г.?

    Ответ. В рассматриваемой ситуации в период применения УСН расходы на приобретение оборудования не учитываются. Срок начисления амортизации по данному оборудованию для целей исчисления налога на прибыль в 2014 г. определяется как оставшийся срок полезного использования, определенного на дату перехода на УСН.

    Обоснование. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пп. 3 и 4 данной статьи).

    Согласно подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения включаются (по стоимости основных средств и нематериальных активов) в расходы в следующем порядке: – в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до 3 лет включительно – в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения; – в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения – 50% стоимости, второго календарного года – 30% стоимости и третьего календарного года – 20% стоимости; – в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет – в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

    При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

    В силу п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

    Как указано в п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ, при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

    Пунктом 3 ст. 346.25 НК РФ установлено, что в случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной  системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

    В рассматриваемой ситуации приобретенное оборудование не оплачено как до перехода на УСН, так и в течение применения УСН. Следовательно, в рассматриваемой ситуации в период применения УСН расходы на приобретение оборудования не учитываются. Пункт 3 ст. 346.25 НК РФ к указанной ситуации формально не подходит.

    В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в т. ч. по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

    В рассматриваемой ситуации объект был введен в эксплуатацию в период применения организацией общей системы налогообложения. По нашему мнению, срок начисления амортизации по данному оборудованию для целей исчисления налога на прибыль в 2014 г. определяется как оставшийся срок полезного использования, определенный на дату перехода на УСН (полный срок полезного использования минус срок использования в течение применения общей системы налогообложения до перехода на УСН) (по аналогии с правилом п. 3 ст. 346.25 НК РФ об определении остаточной стоимости основных средств для такого случая).

    Вопрос 2. Российская организация – комитент планирует заключить договор комиссии с белорусской организацией на приобретение товара. Белорусская организация приобретает товары на территории Республики Беларусь у юридических лиц и поставляет их российскому комитенту. Каковы особенности оформления заявления о ввозе товаров и уплаты косвенных налогов? Каков порядок взимания НДС по такой сделке?

    Ответ. Российская организация в указанной ситуации является плательщиком НДС и должна уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Она обязана представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган, в частности, Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде (по форме, приведенной в Протоколе от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов»). Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждены указанным Протоколом об обмене информацией, а порядок заполнения заявления разъяснен в письме ФНС России от 10.05.2011 № АС-4–2/7439@.

    Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

    По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

    Пунктом 1 ст. 996 ГК РФ закреплено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. На основании ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» при импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

    В п. 1.1 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» указано, что если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства – члена Таможенного союза и налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным или агентом.

    Как разъяснено в письме Минфина России от 15.08.2005 № 03–04–08/237, в случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь комиссионером, действующим по договору комиссии в интересах как российского покупателя, так и белорусского продавца, налог на добавленную стоимость комиссионером не уплачивается. В данном случае обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возлагается на российского покупателя ввезенных товаров.

    ФНС России в письме от 10.10.2005 № ММ-6–03/842@ указала, что в случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией или индивидуальным предпринимателем, выступающим в роли комиссионера (агента), действующего по договору комиссии (агентскому договору) в интересах российской организации либо индивидуального предпринимателя, являющегося комитентом (принципалом) по указанному договору, косвенные налоги при ввозе указанных товаров уплачиваются комитентом (принципалом).

    В случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией или индивидуальным предпринимателем, выступающим в роли комиссионера (агента), действующего по договору комиссии (агентскому договору) в интересах налогоплательщика Республики Беларусь, и реализации указанных товаров налогоплательщикам Российской Федерации косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиками Российской Федерации, приобретающими указанные товары. При этом комиссионер (агент) выставляет в адрес покупателей счета-фактуры с отражением в них нулевой ставки налога на добавленную стоимость, надписью или штампом «Без акциза» и указанием страны происхождения товара – Республика Беларусь.

    Исходя из п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

    Однако в рассматриваемой ситуации российская организация является комитентом, а не комиссионером (и приведенные разъяснения, изложенные в письмах Минфина России и ФНС России, неприменимы). Следовательно, именно она является плательщиком НДС при ввозе товара на территорию РФ.

    Пунктом 7 Протокола установлено, что косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

    Как отмечено в п. 8 Протокола, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в т. ч. по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган, в частности, заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде (по форме, приведенной в Протоколе об обмене информацией).

    Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждены указанным Протоколом об обмене информацией. Порядок заполнения заявления разъяснен в письме ФНС России от 10.05.2011 № АС-4-2/7439@.

    Вопрос 3. Организация является собственником жилого помещения в многоквартирном доме. Правомерна ли точка зрения организации, согласно которой она не должна вносить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, поскольку самостоятельно совершает действия, направленные на содержание общего имущества (окрашивает стены на соответствующем этаже, меняет отколовшуюся плитку на лестнице, производит замену перегоревших ламп в подъезде), и поддерживает принадлежащее ей помещение в исправном состоянии?

    Ответ. Точка зрения организации, согласно которой она не должна вносить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, неправомерна. Обоснование. В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

    Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

    Частью 1 ст. 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

    На основании ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

    Исходя из ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

    Статьей 161 ЖК РФ устанавливается, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; – управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; – управление управляющей организацией.

    Как следует из изложенного, ЖК РФ не предусматривает возможности, по которой собственник помещения в многоквартирном доме может не участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в частности, по такому основанию, как самостоятельное совершение действий, направленных на содержание общего имущества, и поддержание  соответствующего помещения в исправном состоянии.

    Таким образом, точка зрения организации, согласно которой она не должна вносить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, поскольку самостоятельно совершает действия, направленные на содержание общего имущества (окрашивает стены на соответствующем этаже, меняет отколовшуюся плитку на лестнице, производит замену перегоревших ламп в подъезде), и поддерживает принадлежащее ей помещение в исправном состоянии, неправомерна.

    Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой.

    Удовлетворяя иск организации, являющейся исполнителем по договору на оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, к индивидуальному предпринимателю – одному из собственников встроенного нежилого помещения в данном доме о взыскании задолженности за содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также пеней, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 03.09.2013 № Ф03-4032/2013 исходил из нарушения ответчиком обязанности по участию в несении бремени расходов на содержание общего имущества дома. Суд отклонил доводы о том, что предприниматель самостоятельно совершал действия, направленные на содержание общего имущества, и нес соответствующие расходы, поскольку затраты, связанные с содержанием собственного помещения и поддержанием его в исправном состоянии, не доказывают участие ответчика в расходах по содержанию общего имущества, а техническая обособленность помещений ответчика от имущества дома также не освобождает его от таких расходов с позиций ст. 154 ЖК РФ.

    Удовлетворяя иск товарищества собственников жилья к организации о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.07.2013 № А26-58/2013 указал, что участие в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме является не правом, а обязанностью собственника помещения в многоквартирном доме (п. 1 ст. 158 ЖК РФ). По смыслу положений ст. 161 ЖК РФ эта обязанность реализуется путем избрания собственниками помещений в доме способа управления жилым домом, в данном случае управление жилым домом поручено истцу, и самостоятельного обслуживания общего имущества в доме каждым собственником, согласно смыслу приведенных норм, не допускается.

    dis.ru